Кто зарабатывает, тот и тратит: что стоит за бунтом в европейском футболе. Комментарий Семена Новопрудского

Пока к Суперлиге присоединились 12 команд: все британские гранды «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал» плюс «Тоттенхэм», три главных клуба Испании — «Реал», «Барселона» и «Атлетико», а также три самых титулованных команды Италии — «Милан», «Интер» и «Ювентус». У этих 12 клубов на всех около сотни титулов и два миллиарда болельщиков в мире. Из великих футбольных команды Европы в проекте Суперлиги пока не участвует только мюнхенская «Бавария», а из самых богатых — только парижский ПСЖ.

Кто зарабатывает, тот и тратит: что стоит за бунтом в европейском футболе. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Хотя критики проекта, включая бывших выдающихся футболистов и тренеров, хором стали кричать, что «зажравшиеся богатые клубы» разрушают строившуюся 150 лет пирамиду мирового футбола, попирают некие духовные ценности ради откровенной жажды наживы, на самом деле это классический бунт корпорации профессионалов против неэффективных посредников, плохо распоряжающихся чужими деньгами.

Неизвестно, будет ли реализован проект Суперлиги на самом деле или это инструмент шантажа УЕФА со стороны участников проекта. Известно, что крупнейший американский банк, точнее финансовый конгломерат, JP Morgan Chase готов инвестировать в проект 4,5-6 млрд долларов, а участники только за первый сезон Суперлиги собираются заработать на рекламе и доходах от продажи билетов на матчи 10 млрд долларов и быстро отбить американские инвестиции.

Руководство УЕФА грозит исключить всех участников Суперлиги из еврокубков, национальных чемпионатов, а также запретить их футболистам играть за сборные на чемпионатах мира и Европы. И хочет сделать это чуть ли не «прямо сейчас». Таким образом, УЕФА разом похоронит и чемпионаты мира, и еврокубки, и ведущие национальные чемпионаты, поскольку лиги Великобритании, Испании и Италии сразу лишатся всех лучших клубов. А национальные сборные, не только европейские, но и Бразилия с Аргентиной, — лучших игроков.

Когда генеральный секретарь УЕФА, юрист из «великой» футбольной державы Словении Александер Чеферин, начинает клеймить участников будущей Суперлиги, употребляя слова о каких-то ценностях, у людей, хоть как-то следящих за футболом, это может вызывать только недоумение. УЕФА и ФИФА уже несколько десятилетий ассоциируются со словами «коррупция» и «неэффективный менеджмент». Они точно не про «ценности».

Президент будущей лиги, он же президент «Реала» Флорентино Перес в своем объяснении этого проекта гораздо убедительнее, чем руководство УЕФА в критике затеи. «Футбол переживает очень тяжелую ситуацию, и Суперлига спасет клубы в финансовом отношении. Ведущие клубы Испании и Англии делают выводы о том, как изменить футбол. Один только «Мадрид» потерял 400 млн евро в этом сезоне, и ничего не предпринималось. Когда у вас нет дохода, кроме прав на телетрансляцию, решение состоит в том, чтобы предлагать более привлекательные матчи, которые позволят болельщикам со всего мира наблюдать, как большие команды играют друг с другом»,- сказал Перес в эфире телеканала El Chiringuito.

«Суперлига похожа на Лигу чемпионов. У нас 15 команд и еще пять. Это не будет закрытой лигой. Пять команд должны заслужить право на участие в лиге на протяжении каждого сезона. Если вы выиграете Лигу чемпионов, вы получите 120-130 млн от УЕФА, но с Суперлигой мы заработаем намного больше», — отметил он. По словам Переса, монополия УЕФА закончилась: «Они в УЕФА считают, что мы их собственность и они могут делать с нами все, что захотят, но они ошибаются».

С тех пор как футбольным клубам официально разрешили зарабатывать деньги, а в большинстве стран еще и сделали их предметом владения и купли-продажи, попытки создать независимую профессиональную лигу стали неизбежны. В конце концов, даже национальные чемпионаты во многих странах проводят вовсе не входящие в УЕФА и ФИФА местные федерации футбола, а именно профессиональные лиги — с менеджментом, который выбирают сами клубы.

Кроме того, есть вполне наглядные и дееспособные примеры профессиональных лиг, созданных самими клубами без участия сторонних чиновников: НХЛ, НБА, российская Континентальная хоккейная лига. Кстати, когда создавалась КХЛ, Федерация хоккея России категорически не хотела отдавать ей право на проведение клубного чемпионата. Но в итоге согласилась. И конфликтов между этой лигой и федерацией хоккея не возникает.

Есть простой вопрос: а зачем вообще УЕФА и другие континентальные футбольные ассоциации при проведении клубных турниров? Пусть себе занимаются сборными, проводят чемпионаты мира и континентов среди мужчин и женщин во всех возрастных категориях. Никто не мешает УЕФА и дальше проводить Лигу чемпионов по любой формуле. Заодно пусть докажет Суперлиге в честной конкуренции, что без ведущих клубов мира эта «старая» лига будет зарабатывать больше.

Неэффективные посредники, которые не помогают, а зачастую прямо мешают профессионалам разумно распоряжаться заработанными их трудом деньгами, — отнюдь не только футбольная проблема.