Войти в почту

Безопасно ли ходить на футбол в Чечне на матчи «Ахмата» и кричит ли Кадыров в микрофон на стадионе

Большой репортаж из Грозного, где «Спартак» в муках пробивался в Лигу чемпионов.

Безопасно ли ходить на футбол в Чечне на матчи «Ахмата» и кричит ли Кадыров в микрофон на стадионе
© Чемпионат.com

Грозный настолько футбольный город, что в волейбол здесь играют футбольным мячом.

А поле и посетитель в форме Салаха есть даже на смотровой площадке «Лестница в небеса».

Пасуются и на центральной площади имени Ахмата Кадырова, стоя на карте Чеченской республики из цветной брусчатки: мальчик делится мячом с прохожими и расстраивается, если те отдают обратно и уходят.

Дети играют в футбол на проезжей части в отдалённых от центра районах и на коробках – по всему Грозному. Даже на заполненном восточными кафе, столами и кизиловым вареньем бульваре Эсамбаева.

Футбол в Грозном в основном уличный и народный, а о существовании клуба Премьер-Лиги можно вспомнить лишь в нескольких местах:

1. На смотровой площадке бизнес-высотки в «Грозный-Сити». Оттуда видно «Ахмат Арену», но оттуда её нельзя фотографировать. Именно нельзя, потому что перед стадионом находится резиденция Рамзана Кадырова, и её снимать запрещено. Об этом говорят и на входе, и на табличках.

2. Ещё одна футбольная деталь – чёрный автобус «Ахмата» с зелёными волчьими глазами. Стоит рядом с пятизвёздочным отелем того же комплекса «Грозный-Сити», где живут легионеры и игроки «Ахмата» из других городов (так, например, делал Глушаков).

3. Фирменный магазин «Ахмата» есть только на стадионе. Выбор ограничен, не всегда можно найти шарфы, так что грозненцы больше носят не атрибутику, а «патриотическую» одежду – как написано на лавках, где продают одежду с надписью «Чечня» на русском и английском.

В Грозном не носят маски. Вообще

По первым абзацам может показаться, что Грозный живёт недостаточно консервативно: да, запрет на фотографии, но везде летают футбольные мячи; а ещё никто – просто никто – не носит маску. Точнее, несколько человек на весь город – тренеры команд РПЛ и работающие рядом с полем сотрудники клубов.

Фактически республика победила пандемию, масочный режим убрали ещё в феврале, а про ограничения напоминают лишь пустые отверстия для банок с антисептиком при входе в заведения, надписи про дистанцию в полтора метра и приветствие навигатора в такси.

Найти антисептик в кафе – тоже редкость. Но в Цветочном парке с аттракционами и уличной едой мне повезло: в комплекте с шаурмой дали влажную салфетку. Правда, после такой просьбы на меня странно посмотрели, повар-продавец достал салфетку своей рукой из большой пачки, положил на прилавок и только тогда предложил её мне.

Путешествия по Чечне, фанаты, где купаться в Грозном

Перед первой в жизни поездкой на футбол в Грозный мне присылали разное. В том числе старые фанатские рассказы о драках, кирпичах, забрасываниях московских фанатов асфальтом. Или напоминали про забег всем стадионом к гостевой трибуне «Зенита» в марте 2020-го – когда питерские фанаты разделись на трибунах в Грозном.

Этот репортаж не покажет самую объективную жизнь. Я не мог всего увидеть и услышать. Одни болельщики «Спартака» рассказывали, что школьники, сидевшие через оцепление, матом оскорбляли их клуб. Другие, взявшие с собой детей, что Грозный – это спокойный и уютный выезд. Так что предлагаю представить себя именно болельщиками, а не хулиганами и не теми, кто специально надевал в Грозном шорты и очень этим гордился (а такой персонаж был). Мы – про футбол.

***

В эти выходные болельщики «Спартака» ехали в путешествие по Кавказу: прилетали во Владикавказ или Назрань (так дешевле), смотрели новые города, проезжали по четыре республики в день и собирались под футбол в Грозном.

По дороге можно увидеть самую большую мечеть Европы «Гордость мусульман» в городке Шали: вмещает до 30 тысяч человек внутри, 70 тысяч – внутри и снаружи; в строительстве использовали белый мрамор, а центральная люстра и светильники украшены золотом и камнями Swarovski.

На месте слышал шутки: «Шали, это Володька».

Переночевать – на базе отдыха у озера Кезенойам (два часа на машине по серпантинам).

Там плавают на лодках, летают на зиплайне, жарят шашлык в беседках и подписывают фото словом «Ницца». Но будьте осторожны – берега озера слишком подвижны, ноги после неосторожного шага утопают в серой прибрежной глине и джинсы уходят на пару сантиметров вглубь.

Купаться лучше в самом Грозном, в искусственном водоёме «Грозненское море» (оно же – Чернореченское водохранилище). Пляжи пока закрыты, но местные мальчишки и взрослые раздеваются до плавок и плескаются.

Либо сидят на берегу и ловят закат с банкой энергетика в руке (кажется, единственная шалость, которую я заметил у молодёжи).

Стадион с зоной для молитв, микрофон Кадырова и «Нохчийчоь»

В день матча, после и вообще фанаты «Спартака» спокойно гуляли в красно-белом. Главное – не оголять ноги.

Автоматчиков на крышах нет. Как и той страшной жизни, о которой рассказывали легионеры Понтус Вернблум (ЦСКА) и Дэвид Бэнтли («Ростов»). Визуально Грозный – это чистые улицы, фонтаны, кафе и иногда люди с автоматами, которые отвечают за безопасность. К ним можно привыкнуть через несколько улиц.

На секторе людей с оружием не было – только с дубинками. Знакомый болельщик «Спартака» даже пожалел такого бойца: заметил, что он бьёт себя по спине, понял, в чём дело, и почесал ему спину рукой. Мир! Дружба! Грозный!

У входов на стадион тем временем росли очереди, при температуре +30 и без тенька становилось липко и жарко, так что болельщики брали шланг с водой, брызгались, умывались и пили воду. Покрикивали что-то про футбол, но не толкались, пропуская вперёд старших. Разбирали у стюардов бесплатные билеты: их раздают на входе, на них написано «ноль рублей».

Уже внутри – на центральной трибуне – есть отделённый линиями розовый ковёр, где молятся и отдыхают болельщики, которые, перейдя на трибуну, в один момент могут закричать «Ислам-Ислам» – так они приветствуют вышедшего на замену воспитанника Ислама Альсултанова. После голов включается динамичная кавказская музыка без слов, мужчины танцуют, а женщины в платках аплодируют команде.

***

«Нохчийчоь» – так пишется и звучит на чеченском название региона.

«Нохчийчоь», – заряжал диктор, а фанаты «Ахмата» – активная группа из ста человек – стучали в барабаны, свистели, подхватывали и разносили слова по стадиону.

Диктор не только заводил толпу, но и эмоционально кричал на чеченском. Некоторые спартаковские болельщики думали, что это Кадыров, и намекали на штраф, но, во-первых, голос не похож; во-вторых, пресс-атташе «Ахмата» Казбек Хаджиев подтвердил, что объявлял составы и заряжал толпу один и тот же человек.

«Не услышал микрофон Кадырова – выезд в Грозный не засчитывается», – шутил знакомый спартаковский фанат.

Выезд в Грозный в 2021 году действительно не обрастёт легендами и фанатскими сказаниями, а отзовётся, скорее, в постах про путешествия, чем про фанатизм. Из-за своего спокойного окружения: местные идут на футбол и уходят, танцуют и бьют в барабан; гостевые фанаты путешествуют по Кавказу, общаются, едят и уезжают.

Буфет

Главное впечатление от «Ахмат Арены» – выбор в буфетах, про которые мой знакомый чеченец сказал: «Там всё по-домашнему».

Женщины в платках собирают бургеры из нарезанных кругом колбасы и овощей, таскают тесто, заворачивают в пакеты пирожки с картошкой и длинные бутерброды. За сто рублей – два длинных и калорийных пирожка. Обычно их запивают кофе. Сотни рук тянут купюры (никаких карт), а девушки на раздаче сами выбирают, к кому обращаться.

Напитки на стадионе – мечта школьника. Десятки видов разноцветной газировки и холодного чая. И впервые на стадионе – не только в России, а вообще – я видел в продаже литровые бутылки.

С огромной бутылкой зелёного чая и двумя пирожками я видел возвращение «Спартака» в игру и Лигу чемпионов. Слышал барабан и почему-то не верил, как сильно отличается футбол в Грозном от рассказов про футбол в Грозном тех, кто никогда там не был.