«Португальцы всю ночь не спали из-за водки». 16 лет назад Олег Романцев завершил карьеру

Ровно 16 лет назад Олег Романцев завершил тренерскую карьеру — последним клубом в послужном списке легендарного специалиста стало московское «Динамо». Романцев проработал главным тренером бело-голубых чуть менее года — с октября 2004-го по май 2005-го. Sport24 вспоминает самые яркие моменты из периода, который Олег Иванович провел на стадионе «Динамо».

«Португальцы всю ночь не спали из-за водки». 16 лет назад Олег Романцев завершил карьеру
© Sport24

Наплыв португальских легионеров

Именно в то время, когда в «Динамо» работал Романцев, бизнесмен Алексей Федорычев привез в Москву первую партию легионеров из Португалии. Зимой 2005-го состав бело-голубых пополнили нападающий Дерлей («Порту»), нападающий Сисеру («Брага»), полузащитник Данни («Спортинг»), полузащитник Луиш Лоурейру («Брага»), защитник Нуну Фрешо («Боавишта») и младший брат Манише, защитник Жорже Рибейру.

Олег Иванович сразу понял, что не сработается с португальцами: в межсезонье он хотел купить в «Динамо» ряд футболистов с российским паспортом, однако Федорычев вел свою политику. «У большинства португальцев особого рвения не было. Удовольствия от пребывания в России они не испытывали. Чувствовали себя словно в ссылке. Таких поднять на какие-то ратные подвиги невозможно», — рассказывал Романцев.

Тренер выделил один конкретный случай, когда он окончательно понял: с португальцами у «Динамо» ничего не получится. Во время предсезонки шестеро легионеров синхронно опоздали на установку перед товарищеским матчем против «Луча-Энергии» — причиной опоздания стало распитие водки. «Внезапно португальцы опоздали на установку, все шесть человек, и мы проиграли «Лучу». Подхожу потом к одному из них, который еле ползал по полю, спрашиваю: «В чем дело?» Тот отвечает: «Ой, тренер, а я вчера в первый раз в жизни водки выпил. Ночь не спал. Извините». Вот после этого я понял: здесь я, скорее всего, больше работать не буду», — вспоминал Романцев.

Романцеву нравился Тьяго Силва

Из всех легионеров Романцев выделял двух человек — Данни и будущего капитана «ПСЖ» Тьяго Силву. Тьяго тоже приехал в Москву зимой 2005-го, но за «Динамо» так и не сыграл — у бразильца обнаружили туберкулез. Романцев оценил потенциал Силвы, но при этом заметил, что у него что-то не так со здоровьем: «Он произвел положительное впечатление. Ладно сложен, здорово обращается с мячом. Смутило то, что бежит не очень. Мы тогда были на сборах в Турции. Я сказал Тьяго: «Давай-ка мы с тобой отдельно несколько кружочков пробежимся». Бегу за ним, слышу: дышит с хрипотцой. Вызвали местных врачей, те и поставили диагноз: туберкулез».

Выяснилось, что Силва болел уже 8-10 месяцев, то есть подхватил инфекцию еще до перехода в «Динамо». Но, так как трансферы португальцев оформлялись в спешке, Тьяго перед приездом в Москву не прошел должного медицинского обследования. Испугавшись, что бразилец мог заразить других игроков команды, его отправили на карантин в туберкулезный диспансер в Сокольниках. Силва не любит вспоминать это время:

«У меня была депрессия. Было холодно, со мной почти никто не разговаривал. И условия… Холодильник, маленькая раковина и душ. Точнее, душ, объединенный с туалетом: я ходил в туалет в отверстие для слива воды. Единственное, что спасало — маленький телевизор с приставкой и парой игр. Еда была холодной и несъедобной. Повезло, что мама привезла мне много шоколада, когда приехала из Бразилии. Я рисковал закончить карьеру, потому что они хотели вырезать часть моего легкого».

Называл Дерлея «понтовитым»

А вот другого португальца — Дерлея, который стал одной из самых успешных покупок Федорычева, — Романцев недолюбливал. В первую очередь — за лень, которую в Дерлее распознал помощник Романцева Андрей Кобелев.

«Однажды Андрей, которому я иногда доверял проводить тренировки, выгнал с занятия понтовитого Дерлея. Тот прибежал жаловаться ко мне. Я спросил у ребят: за что его выгнали? Выяснилось, что Дерлей намеренно не выкладывался на тренировке, еле двигался, когда другие вкалывали. Когда я узнал, как было дело, сказал ему в лицо — Кобелев всеё правильно сделал. При мне Дерлей, если честно, ничего полезного для «Динамо не сделал», — рассказывал Романцев.

Олег Иванович покинул «Динамо» после поражения от «Амкара» (1:2), которое стало для команды четвертым подряд: перед тем, как проиграть пермякам, бело-голубые были разгромлены «Спартаком» (1:5), а также уступили «Москве» (0:2) и «Рубину» (1:2). В большой футбол в качестве главного тренера Романцев так и не вернулся, хотя различные предложения ему, конечно же, поступали. Но после неудачи в «Динамо», а ранее в «Сатурне», он почувствовал, что устал и больше не хочет работать главным:

«Предложения поработать после «Динамо» были и не одно. Но в третий раз на одни и те же грабли я наступать не хотел. Поэтому сразу же извинялся и говорил: «Извините, я не готов».

Да, у меня был еще один этап, когда я включился в работу. Когда Карпин предложил мне роль консультанта в «Спартаке», я сразу же согласился. Для меня было дело чести — помочь своему воспитаннику. Когда я в первый раз после долгого перерыва приехал в Тарасовку, в моей душе проскользнул вопрос: «А что, если вернуться сюда и работать постоянно?» И сразу сам себе ответил: «Ни в коем случае! Только не это!» То, что я пережил, сколько сил и здоровья там оставил — второй раз я этого не выдержу».

Скачать приложение Sport24 для Android

Скачать приложение Sport24 для iOS