Войти в почту

Вход только по Fan ID: Госдума в первом чтении приняла законопроект о паспорте болельщика

Обновлено в 15:40

Вход только по Fan ID: Госдума в первом чтении приняла законопроект о паспорте болельщика
© BFM.RU

На футбольные матчи в России вскоре могут начать пускать только по Fan ID. Госдума в первом чтении приняла соответствующий законопроект.

Документ нужно будет оформлять на «Госуслугах». Какая информация будет в нем указана, пока неизвестно, это в дальнейшем должно утвердить правительство. Не уточняется, нужно ли оформлять Fan ID перед каждой игрой или он будет выдаваться на определенный срок. Паспорт болельщика уже использовался на матчах чемпионата мира в 2018 году и на Олимпиаде в Сочи. Мера серьезно облегчила передвижение иностранцев.

Сейчас же мнения фанатов и профессиональных футболистов о законопроекте разделились. Например, президент клуба «Урал» Григорий Иванов считает, что введение Fan ID создаст лишние сложности и помешает привлечь на стадионы болельщиков. Мера излишняя, потому что на матчах РПЛ и так сложная система прохода, говорит футбольный журналист Артем Локалов:

— Большое количество людей выступают против, в первую очередь из-за того, что они считают, что это вряд ли поможет, учитывая, что и так установлены камеры наблюдения на стадионах, организован тщательный досмотр на входе.

— Они отталкиваются от опыта применения этих сертификатов на чемпионате мира?

— Надо сказать, что чемпионат мира и чемпионат России — это разные ситуации, потому что на чемпионате мира нет фанатов, которые приходят на матчи клубов. Чемпионат мира проходит в более-менее спокойной обстановке, там сложнее увидеть драку фанатов или пиротехнику. В 2016 году во Франции зажигали фаеры, возникали различные ситуации на «Евро-2012» в Польше, а сборная России тоже играла там. Fan ID — это дополнительный способ для выявления хулиганов и нарушителей и для того, чтобы не пускать их на стадионы.

Российская система Fan ID не уникальна. В 2014 году она вводилась в Турции. Причем местный паспорт болельщика совмещал в себе еще и банковскую карту, которая заменяла собой билет и оплачивала вход на стадион. Фанатов не устраивало то, что система постоянно давала сбои и запрашивала слишком много информации. Например, род занятий, место жительства, семейное положение и прочее. Иностранцам было сложно оформить карту. А банком, который выдавал такие карты, и вовсе владел зять президента Эрдогана. В итоге болельщики устроили забастовку, и посещаемость матчей упала вдвое. Клубы теряли деньги и спонсоров. Но, как показывает практика, недовольные привыкнут, а Fan ID может дать и свои плюсы, считает директор по развитию Всероссийского объединения болельщиков Дмитрий Марков.

— Какие аргументы против тиражирования этого на другие сферы жизни страны, государства, спортивных федераций? То, что это затратно, это повысит управляемость, с экономической точки зрения открывает хорошие перспективы. Fan ID будут рады спонсоры спортивных организаций, спортивных федераций, потому что это возможность персонального контакта бренда, спонсора с конкретными людьми. Бизнес-модели российского спорта крайне неустойчивы, все убыточны. То, что аудитория будет недовольна, ну, смирятся. Счастья это вряд ли кому-то добавит, но следующий этап — люди распробуют эту штуку. Ты сходил на футбольный матч, тебе начислили баллы, прислали подарок, такая верификация будет.

— С введением станет ли безопаснее на стадионах?

— Конечно станет.

— Пострадают все, кто не всегда адекватно себя ведет, я правильно понимаю?

— Я думаю, в крайнем случае будут применяться жесткие баны, это может негативно отразиться на «Ультрасе». Но, опять же, я наблюдаю за этим 15 лет, они уже в цивильном русле, скандалов нет. Если скандалы возникают, то это правоохранительные органы выступают против фанатов. Опять же, фанаты могут подать жалобу на органы правопорядка, если они нарушают, на это можно смотреть так.

Ожидается, что паспорт болельщика введут для посещения всех спортивных мероприятий в стране. Для введения Fan ID на всю Россию потребуется на первом этапе более 770 млн рублей, сообщает «Коммерсантъ».