Войти в почту

В сеть слит гигантский объем переписки Заремы - она реально рулила «Спартаком» в прошлом сезоне, пыталась расшевелить болото и сократить расходы

Опять возвращаемся к теме влияния супруги владельца «Спартака» на состояние дел в клубе. В сеть слита гигантская переписка Заремы Салиховой и Леонида Федуна – 5Гб файлов с 2018 по 2020 годы, несколько папок («Спартак», «финансы», «Лёнечка»), много личного и убеждающего, что она активно занималась делами клуба в прошлом сезоне. Телеграм-канал Black Mirror и раньше вбрасывал отдельные документы, но такого объема не было никогда. Это убеждает в том, что всё содеянное вряд ли является фэйком – таков массив документов, содержащих не только компьютерные распечатки, но и сканы собственноручных пометок и записей Заремы.

В сеть слит гигантский объем переписки Заремы - она реально рулила «Спартаком» в прошлом сезоне, пыталась расшевелить болото и сократить расходы
© Спорт уик-энд

Изучать этот архив надо несколько часов, что и сделал обозреватель портала «Чемпионат», опустив личное (дизайн интерьера, дети, поездки и т.д.) и сосредоточившись на «Спартаке».

«Если уж госконтракт, то - самый бюджетный. Всё равно отдавать «Спартак» болельщикам»

В декабре 2019-го Федун пересылает Зареме письмо с проектами универсально-спортивного зала, строительство которого было утверждено во второй очереди после стадиона.

В марте тогдашний вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов говорил агентству «Москва», что зал должен быть готов к 2022 году: «У нас забито уже свайное поле под парковкой. Полтора года нам хватит для того, чтобы всё поднять и построить. Все инженерные сети подведены, осталось поднять только фасады. Там будет зал-трансформер, который может вмещать на мероприятиях от 500 до 20 000 человек».

На выбор Зареме скидывают восемь проектов, на что она отвечает: «Зачем это, если ты «Спартак» передаёшь болельщикам?»

Федун объясняет: «Это госконтракт. Наши обязательства».

Зарема предлагает: «Тогда надо выбирать самый бюджетный».

Дальнейшие обсуждения этой темы отсутствуют, но вот самый недорогой вариант, на котором предложила остановиться Салихова.

Стоимость - 1,7 млрд рублей плюс затраты на подготовительные и проектные работы.

И самый дорогой - за 6,27 млрд рублей плюс затраты на подготовительные и проектные работы.

Весной 2020-го Зарема начинает активнее включаться в жизнь «Спартака»: ей присылают презентацию по экосистеме и отчёт бывшего пресс-атташе команды Антона Лисина о проделанной работе. Она возвращает отсканированные файлы с написанными от руки комментариями. Вначале подробными, потом просто недоумевающими – надпись «Ха-ха» на полях.

Оба отчёта она характеризует как «красивые слова, переписанные из учебников по маркетингу и стратегическому менеджменту». И уж если быть объективными, Зарема права: почти ничего из указанного не подкреплено ни сведениями о затратах, ни о возможных доходах.

Зарему явно бесит, что менеджерский штат «Спартака» раздут, а толку от этого особо нет

«Проблема данного многочисленного спартаковского менеджмента, что каждый нарезал себе кусок, которым УДОБНО заниматься, - пишет она в одном из писем. - А то, что клуб - это единый организм, в котором всё взаимосвязано, никого не интересует. И сколько можно уже «учится и иметь в виду»? Может зарплату начать менеджерам начислять, когда они, наконец, научаться и обучать своих сотрудников? Мне такие ответы «будем иметь в виду не нужны». Так отвечают операторы, когда жалуешься на какую-нибудь некачественно оказанную услугу, а не топ-менеджмент» (орфография и пунктуация сохранены).

В июне 2020-го Зарема просит исполнительного директора Максима Власова скинуть огромный список документов - вплоть до положения о внутреннем распорядке работы. И потом начинается:

- «Прошу предоставить мне разъяснения по каждой статье расходов, где идёт увеличение по статьям более чем на 10-15% и по доходам, по котором прирост более чем на 20%».

- «Пришлите мне ещё бюджет эксплуатации с расшифровками и все договоры подряда».

- «Бюджеты за предыдущий сезон и за следующий, а также расчёт подробный выручки по билетам и абонементам РПЛ».

Далее через Зарему проходит очень многое: отчёты по трансферам, бюджетам, операционной деятельности, резюме кандидатов на пост коммерческого директора, статистика центральных полузащитников Эвандера, Сиприена и Курбелиса (этими игроками «Спартак» интересовался), договоры с бывшим гендиректором Шамилем Газизовым и советником по трансферам Франко Камоцци. Последний, кстати, заключил соглашение на год с ежемесячной зарплатой в € 5000 на руки.

Ну и?

Зарема пыталась расшевелить болото, сократить расходы клуба (часто пишет про сокращение расходов на зарплаты), указать, что подход ко многим вещам не соответствует топ-менеджерам («сделано на коленке»). В общем, явно искренне хотела что-то поменять.

А дальше архив обрывается.

Возможно, в порыве навести порядок по своему, Зарема и перегнула палку, когда ей "дал по рукам" супруг, отлучив даму от совета директоров, хотя она не проработала там и месяца. Стартовав как сотрудница фонда "Спартак-детям", Салихова постепенно стала подруливать назначениями, влиять на трансферы, позволять себе слишком много откровений в соцсетях, вынося на всеобщее обозрение слишком много грязного белья, которое обычно отстирывается кулуарно.