Удаления за прически и бородатые девушки. Как устроен футбол в исламском Иране
Продолжаем наш рассказ о том, как живет футбол в странах, находящихся под санкциями со стороны Запада.
О том, как играют в футбол в КНДР, мы уже подробно рассказывали – и в газете, и в журнале «Советский спорт – Футбол», и здесь, на сайте.
Благодаря нашему партнерскому изданию «Плеймейкер» сегодня поговорим о футболе в Иране – стране, которая, как и Россия, живет под санкциями Запада.
С БОРОДОЙ И В ШЛЯПЕ
В октябре 2019 года в Тегеране случилась радость. Впервые за 40 лет на футбольные трибуны пустили женщин!
До этого представительницы слабого пола в Иране могли смотреть футбол только по телевизору – дома, в торговых центрах или в специальных кафе. Болеть на стадионе им было запрещено – так решило руководство страны после победы Исламской революции в 1979 году. Запрет объяснили заботой о нравственном облике женщины: иранкам не пристало общаться с женатыми мужчинами, слушать их ругань и, кроме того, смотреть на мужчин в коротких шортах. Правда, отдельных разъяснений потребовал богословский вопрос о том, почему мужчина в шортах на ТВ-экране – зрелище удобоваримое…
Допуск слабого пола на футбол стал возможен из-за давления ФИФА. В марте 2019-го болельщица местного клуба «Эстегляль» совершила самосожжение в знак протеста против запрета посещать матчи. 29-летнюю Сахар Хоядари задержали на стадионе, куда она смогла проникнуть, переодевшись мужчиной. Ей грозил тюремный срок – но после судебного заседания девушка облила себя бензином и подожгла. Спустя три дня она скончалась в больнице.
В 2018-м на футбольном матче в Тегеране задержали сразу 36 женщин. Они тоже попали на стадион переодетыми: приклеили себе бороды и усы. Женщин распознали по голосам, когда они начали скандировать кричалки в поддержку любимой команды. По разным оценкам, ежегодно на матчах иранской Про-лиги арестовывают до двухсот и более «нелегалок».
Войти на стадион женщине трудно даже после «оттепели» 2019 года. Им выделяют квоты с правом присутствия на отдельной трибуне. На главном стадионе страны «Азади» вместимостью более 78 000 зрителей, «женская квота», как правило, не превышает 3500. А накануне в столице почти всегда случается демонстрация мужчин, которые считают стадион «своим местом» и требуют удалить женщин.
ТЫ ЕЩЕ ЗА МИККИ-МАУСА ОТВЕТИШЬ…
Моральный облик довлеет и над другими сферами иранского футбола. Так, в 2016-м вратаря сборной Сошу Макани дисквалифицировали на шесть месяцев, после того как в интернет попало фото, где футболист позировал в майке с Губкой Бобом. Представители местного комитета по этике считают тиражирование символов западной поп-культуры вредным. Вместе с Губкой Бобом в списке «неблагонадежных» стоят также Микки-Маус, кукла Барби, а еще Эльза и Анна из «Холодного сердца».
Голкипер Макани – бунтарь по убеждению. В том же году его арестовали за снимок в соцсетях с женщинами «пониженной социальной ответственности» – на них не было хиджаба. Сам Макани, который сегодня играет за норвежский клуб «Мьендален», утверждал, что его страницу взломали злоумышленники.
А еще в середине «нулевых» отвод от игр футболисты могли получить даже за прическу. СМИ писали, что двух игроков Про-лиги дисквалифицировали за прикид, не соответствующий духу ислама. Речь тогда шла о длинных волосах и химической завивке.
В 2001 году в Тегеране также затянули черной тканью щиты с изображением Дэвида Бекхэма. Совет по этике решил, что британец выглядит «непристойно»: татуировки и прическа с мелированием могут разлагающим образом подействовать на жителей страны.
С разложением нравов борются и на ТВ. Трансляции матчей в Иране идут с небольшой 2-3-минутной задержкой. Она нужна, чтобы вырезать неудобные кадры. Например – полуголых нетрезвых болельщиц из других стран на международных соревнованиях.
СПОРТ КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
И все же, несмотря на запреты, футбол в Иране – настоящая религия. После Исламской революции сборная страны четыре раза проходила отбор на чемпионаты мира. В ее составе выступали настоящие звезды вроде легендарного Али Даеи, рекорд которого по голам за сборную (109) лишь в прошлом году побил Криштиану Роналду, или Сердара Азмуна, до недавнего времени с блеском игравшего за «Зенит».
На ЧМ иранцы ни разу не продвинулась дальше групповой стадии. Зато на ЧМ-1998 во Франции они со счетом 2:1 одолели своего главного идеологического противника – сборную США. Французские газеты называли этот матч «самой политизированной игрой всех времен».
Накануне матча стало известно о готовящихся на стадионе терактах – их, якобы, должны были провести моджахеды Саддама Хуссейна (Ирак был традиционным врагом Ирана: страны воевали все 80-е, причем в Иране считали, что США спонсируют их противников). Из-за этого весь стадион буквально наводнили спецслужбы. Иранцам запретили жать руки американцам. Но когда те сами подошли для рукопожатия, игроки сборной Ирана вручили им букеты белых роз – символ мира. Сама игра прошла без инцидентов.
Кроме ЧМ, сборная Ирана принимает участие в Кубке Азии – региональном аналоге Евро. Его проводит АФК (Азиатская футбольная конфедерация) – дочерняя структура в составе ФИФА. К слову, руководит сборной Ирана иностранец – хорват Драга Скочич. Тегеранские команды «Персеполис» и «Эстегляль» также участвуют в клубных турнирах АФК. В этом плане футбол в Иране более свободен, чем российский, чью сборную и клубы исключили из всех турниров ФИФА и УЕФА.
Внутри Ирана помимо Про-лиги действует разветвленная система низших дивизионов. Свои клубы имеют даже небольшие поселки. «Футбол – это единственная доступная здесь вольность, если хочешь – пагубная привычка. Азартных игр нет, флирта нет, спиртного нет, и ничего такого в этом духе… Посмотри на этих людей. Они же совершенно опьянены этой радостью», — рассказывал местный болельщик российским журналистам.
Доказательством его слов может служить инцидент 2005 года. Во время матча Иран – Япония на стадионе в Тегеране произошла давка, в которой погибли, по меньшей мере, пять человек, а десятки получили травмы.
ПРОВЕРКА ГЕНДЕРА ВРУЧНУЮ
Удивительно, но в Иране развит также и женский футбол. Правда, его участницы постоянно попадают в скандалы. В 2011-м ФИФА запретила иранским футболисткам играть в хиджабах на отборочных мачтах перед Олимпиадой. Спортсменки отказались снимать хиджабы – и их наказали техническим поражением в одном из матчей.
Хиджабы стали предметом и другого спора. В 2015-м сразу восемь участниц футбольной сборной Ирана заподозрили в том, что они не женщины, а мужчины. Позже эта информация не подтвердилась – по слухам, спортсменок заставили пройти тест на гендер. «Все члены команды – уважаемые спортсменки и просто красавицы, это видно невооруженным глазом даже на фотографиях», – заявили в Федерации футбола Ирана.
Еще один подобный скандал разворачивается прямо сейчас. В принадлежности к мужскому полу обвиняют голкипера женской сборной Зохре Коудаи. Подозрения возникли в сентябре 2021-го, когда Иран одержал победу над Иорданией. В серии пенальти Коудаи умело отразила два мяча. Иорданцы обратились в АФК с требованием проверить ее гендерную идентичность. «Необходимо прозрачное и четкое расследование. Оно должны выяснить, является ли данный игрок женщиной, учитывая, что женская сборная Ирана имеет богатую историю, связанную с гендерными проблемами и допинговыми скандалами», — заявили спортивные чиновники в Иордании.
В ответ Коудаи пообещала сама подать в суд на иорданцев. «Мой единственный грех состоит в том, что я некрасивая», – заявила она.