Войти в почту

В ВШЭ изучили, как цифровые технологии помогают популяризации науки

Кадр из к/ф "Интерстеллар" / ©Getty images
В ВШЭ изучили, как цифровые технологии помогают популяризации науки
© Naked-Science.ru

Исследовательница из НИУ ВШЭ проанализировала то, как цифровые технологии помогают процессу перевода научного знания на язык неподготовленной аудитории. Работа проводилась на примере документальных проектов об освоении космоса.

Об исследовании рассказывается в докладе «Приемы популярной науки в документальных фильмах и сериалах о космосе (2019-2022)» Екатерины Лапиной-Кратасюк, доцента департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, участницы проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации». Подробнее — в материале IQ.HSE.

Исследовательница отмечает три важные черты популяризации науки. Во-первых, популяризация — это не упрощение науки, а объяснение того, что она представляет собой ясное и точное знание, гораздо более доступное, чем нам кажется. Вторая черта — междисциплинарность. Чтобы изучать космос, мы должны обладать широким спектром знаний и уметь делать довольно смелые обобщения.

При этом они не должны быть спекулятивными, а базироваться на точном научном знании. В-третьих, популярная наука противоположна лженауке. Она позволяет прояснить массовые заблуждения, что особенно хорошо стало видно на примере пандемии. Когда массово стали распространяться теории заговора и слухи, активизировались и ученые-популяризаторы. Их целью стало прежде всего объяснение того, что на самом деле происходит с распространением болезни и насколько точно можно интерпретировать результаты проводимых исследований.

Драма и цифра

Взаимодействие ученых и журналистов, так же, как и научных коммуникаторов и документалистов, осложняется тем, что для построения любых сюжетов в медиасреде очень важна драматизация. Для достижения драматического эффекта медиа могут использовать принципиальную неполноту научного знания — сталкивая ученых друг с другом, сравнивая противоречивые высказывания одного ученого, подвергая экспертное мнение сомнению с позиций здравого смысла. Однако здесь и исследователи должны пойти навстречу и учесть специфику создания медиаконтента, ведь умение грамотно выстроить драматургию повествования — тоже часть профессионализма, но другого рода.

Другой важный момент, связанный с производством популярного научного знания сегодня, — использование цифровых технологий, огромный арсенал которых получила в свои руки документалистика. Например, стало возможным очень реалистичное изображение контуров видимой галактики — и это будут не просто фантазии художников, а изображения, построенные на достоверных научных данных.

Примером удачного взаимодействия между ученым и режиссером можно считать фильм «Интерстеллар» (англ. Interstellar, режиссер Кристофер Нолан, 2014). В его основу легло желание физика и астронома Кипа Торна рассказать широкой публике о научных проблемах, которые его волнуют, однако сделать это на понятном всем языке. Сценарий фильма был написан по научным работам Торна. В «Интерстелларе» рассказывается о сложнейших физических процессах, но используются все возможности визуализации, чтобы донести суть научных проблем не только наглядно, но и в максимально эстетизированной форме.

Кадр из к/ф “Интерстеллар” / ©Getty images

Аудиторию сегодня буквально делают свидетелем происходящих событий. Например, космические «запуски миллиардеров» (полеты Брэнсона и Безоса) были срежиссированы как шоу — чтобы аудитория с помощью медиа «присутствовала» на пусковой площадке, в космическом аппарате и буквально видела то, что видели те, кто поднимался к линии Кармана.

«Кометы и метеориты: Гости из далеких миров»

Вернер Херцог — один из создателей документалистики в ее современном понимании и один из самых больших новаторов в области использования цифровых технологий. Фильм «Кометы и метеориты: Гости из далеких миров» (англ. Fireball: Visitors from Darker Worlds, режиссер Вернер Херцог и Клайв Оппенхаймер, 2020) — результат сотрудничества Херцога и кембриджского ученого Клайва Оппенхаймера. Фильм посвящен кометам и метеоритам, которые в какой-то момент могут уничтожить Землю. От просмотра художественных фильмов с их изображением, красочных сцен разрушений, которые могут причинить астероиды или кометы, мы унаследовали ожидание, что нас будут пугать.

В этом фильме, однако, драматизация выстраивается вокруг совсем другого сюжета — научного поиска. Страх перед кометами отступает далеко назад по сравнению с возможностью изучения такого сложного явления, как коммуникация с кометами и метеоритами. По сюжету этого фильма небесные тела — гости из далеких миров, из тех пространств, куда человек попасть не может. Ученые в картине представлены как супергерои, буквально следящие за пространством всей Земли. Не волнуйтесь, как бы говорят они: если Земле угрожает опасность, мы обязательно предупредим вас заранее.

Фильм сделан во вполне традиционной документалистской манере, но в то же время именно цифровые технологии, позволяющие с помощью зум-эффекта то углубляться в недра космической материи, а то, наоборот, подниматься на космическую высоту, подчеркивают и выводят на новый уровень главную метафору фильма: ученый — это тот, кто видит то, чего не видят другие, кто способен к смелым идеям, позволяющим из разрозненных фактов собирать монументальные картины прошлого и будущего.

«Аполлон-11»

Фильм «Аполлон-11» (англ. Apollo 11, режиссер Тодд Дуглас Миллер, 2019) полностью сделан из хроник, обработанных с помощью цифровых технологий таким образом, что у зрителя возникает физическое ощущение присутствия при запуске «Аполлона-11» во время первой высадки человека на Луну. Помимо официальных съемок, в фильме впервые показаны уникальные архивные кадры. Единственный сконструированный момент за всю картину — анимация, показывающая, как отделяется и перестраивается лунный модуль, чтобы приземлиться на поверхность Луны.

В этом случае цифровые технологии в документальном фильме отвечают за эффект присутствия. Первый полет человека с высадкой на Луну был с самого начала задуман как медиасобытие. Как повторить это событие 50 лет спустя? Цифровая обработка хроник в привычных для современного зрителя визуальных параметрах и качестве заставляет аудиторию XXI века так же вскрикивать и вздыхать, как и публику, собравшуюся в 1969 году на мысе Канаверал. Таким образом, фильм Миллера не только вписывает историю космонавтики в историю ХХ века, но и с помощью цифрового гиперреализма заставляет современных зрителей буквально пережить одно из самых важных событий в человеческой истории, используя «модель участия» популярной науки.

«Цифровые технологии в документальном кино увеличивают «иммерсивность знания», обеспечивают соприсутствие зрителя. В то же время мы не можем утверждать, что цифровые документальные фильмы предоставят больший объем знания, который будет усвоен неспециалистами», — считает Екатерина Лапина-Кратасюк.

Цифровые документальные фильмы, так же, как и любые другие фильмы и сериалы, посвященные космосу (как документальные, так и научно-фантастические), — это только «приглашение в науку». Они не способны заменить профессиональные книги и учебники, но могут пробудить интерес к познанию, показать возможности и романтику науки. Кип Торн признавался, что страсть к астрофизике появилась у него именно из-за юношеской любви к научной фантастике.

Один из наиболее продуктивных способов использовать этот пробудившийся интерес к науке в просветительских и образовательных целях — создание полноценных трансмедийных проектов на основе документальных фильмов. Тем более что современные цифровые документальные ленты отвечают одному из главных принципов трансмедиа, сформулированных Генри Дженкинсом: «распространение и углубление» (как у Вернера Херцога). В этом случае фильм выступает как триггер, а более профессиональное и глубокое изучение темы должно происходить на других, более приспособленных для этого платформах мультиплатформенного проекта.