Экс-игрок «Худжанда» Артем Сердюк: Зарплата? 5-6 тысяч долларов в месяц
Нападающий бахрейнского «Аль-Ахли» Артем Сердюк заявил, что во время дерби чемпионата Таджикистана болельщики команды-соперника часто закидывают игроков камнями.
ДУШАНБЕ, июнь – SPORTS.tj. Ранее Сердюк выступал за «Худжанд». Стоит отметить, что в составе «Худжанда» Сердюк стал обладателем Кубка Таджикистана, а также серебряным призером чемпионата страны.
Нападающий Артем Сердюк в начале 2022 года подписал контракт с «Аль-Ахли» из Манамы и стал первым российском футболистом в чемпионате Бахрейна, передает «РБ-Спорт».
– Ты первый и на данный момент последний российский футболист в чемпионате Бахрейна. Как тебя туда занесло?
– Случайно. Вторую половину декабря 2021-го я был дома, в Сальске, готовился к встрече Нового года. Мне написал бывший партнер по «Худжанду» Нозим Бабаджанов и сказал, что его новому клубу «Аль-Ахли» нужен форвард. Я тогда подумал: вау, Бахрейн, это вообще где? Пришлось гуглить.
Нозим попросил скинуть для их тренера нарезку моих игровых действий и профиль на Трансфермаркте. Клуб все устроило, они предложили контракт до мая – в это время заканчивается сезон, оставалась вторая его половина.
Оформили все очень быстро, за пару дней. Мог остаться в Таджикистане, «Худжанд» предлагал новый контракт, но почему не попробовать что-то новое? Буду первым русским футболистом в Бахрейне!
– Чемпионат Бахрейна – это что? 10 клубов, два круга – сезон длится полгода. После европейского календаря выглядит странно.
– Так страна же крошечная – островок в Персидском заливе: за полтора часа можно доехать с самой северной точки до южной. Клубов в элите действительно мало, но в следующем сезоне лигу расширяют, будет 12 команд. Сезон стартует в конце августа и длится до середины мая. Матчи раз в неделю плюс иногда игры на Кубок Бахрейна.
– Каков баланс сил в лиге?
– Играть можно со всеми, но уровень легионеров даже по меркам Бахрейна сильно разнится. «Аль-Мухаррак» платит 15, 20 и даже 25 тысяч долларов в месяц. Для сравнения: у нас средняя зарплата – 6-7 тысяч.
При этом мы бились с ними на равных: проиграли из-за штрафного на 92-й минуте. «Аль-Халидию», третий клуб Бахрейна, побеждали 4:3. Но это в отдельно взятом матче, а если в долгую, то есть свои нюансы. Мягко скажем, клубам, борющимся за титул, где-то помогают судьи.
– Населению интересен футбол? На трибунах солд-аут или тишина?
– Конкретно у «Аль-Ахли» четыре клуба: футбольный, гандбольный, волейбольный и баскетбольный. Все в этом сезоне стали чемпионами – кроме нас. Грустно, конечно, но на ребят из других видов ходят больше – по полторы-две тысячи, а на футбол – по 150–200 человек. Возможно, потому что они играют в зале и для болельщиков это комфортнее. Иногда еще и игры ставят в один день с разницей в пару часов – и тогда народ выбирает не нас.
— Твой клуб последний раз был чемпионом 12 лет назад, в азиатской ЛЧ участвовал давно. Какие задачи стоят сейчас?
– Я и Нозим пришли зимой, тогда команда шла последней. Еще взяли бразильского защитника Марсело. Не хочу как-то перехваливать – возможно, наш приход просто придал команде импульс, – но после этого «Аль-Ахли» в пяти матчах оформил четыре победы и один раз сыграл вничью. И мы сразу с десятого места поднялись на шестое. Дальше уже с переменным успехом, почему-то многое разладилось. Так и закончили чемпионат шестыми.
Задачу не вылететь мы выполнили. Цели на грядущий сезон пока не озвучили – встреча с руководством будет в июле, но команда усилится. Уже взяли защитника из «Аль-Мухаррака» и какого-то латиноамериканца. Плюс еще будут новички.
– Кто стоит за «Аль-Ахли» и владеет клубом?
– Точно не знаю, но это влиятельные и богатые люди. Я так понял, у команды из каждого вида свой покровитель: один выделяет на футбол, другой на баскетбол и так далее. То есть владельцев или инвесторов несколько.
– До Бахрейна ты играл за «Худжанд».
– Таджикистан – это бывшая советская республика. Цены невысокие, что не может не радовать. Кормят очень вкусно! На шашлыках и плове набрал четыре килограмма, но как приехал в Бахрейн – все это за неделю скинул.
По-футбольному тоже много отличий. Вроде и там, и там жарко, и +45 градусов может быть, но в Таджикистане сухо, а в Бахрейне очень влажно. Дышится легче там, а поля лучше здесь. Обе страны – мусульманские. Поэтому культурно привыкать к Бахрейну не пришлось. Тут так же соблюдают религиозные праздники и требуют уважения к ним со стороны приезжих.
– В чем это заключается?
– Законы необычные. Пока идет Рамадан, нельзя есть в общественных местах, запрещено даже жевать жвачку. А если за рулем выпьешь воды и это увидят полицейские – побреют налысо. Наказания своеобразные, но мне понятны: местным это нельзя, а ты, получается, их дразнишь. Мороженку захотел или жажда мучает – не важно. Помни, в какой стране ты находишься.
– Существует стереотип: «Поехал на Ближний Восток – там платят миллионы». Подтверди или опровергни.
– В Бахрейне точно не так. 6-7 человек из нашей команды днем заняты на обычной работе, вечером тренируются с командой, а по выходным играют. Кто-то работает в паспортном столе, кто-то — в полиции. Один парень совмещает футбол со скачками, профессионально зарабатывает на этом, у него своя конюшня с топовыми скакунами. Местные пацаны живут лучше легионеров: у всех по 2–3 крутые иномарки, отличное жилье.
Важно понимать, что Бахрейн – не Катар или Саудовская Аравия. Вот там игроки получают в разы больше. Тут с этим спокойнее.
– Какая у тебя зарплата?
– На уровне ФНЛ – где-то 5–6 тысяч долларов в месяц. Переводить в рубли смысла не вижу, курс постоянно скачет. Премиальные есть, но символические: 50 долларов за ничью и 100 – за победу. В клубах «под задачу» оклады и бонусы, естественно, выше.
– Самые дикие условия, в которых приходилось играть?
– В Таджикистане. Однажды играли в городе в 150 километрах от границы с Афганистаном – короче говоря, особый колорит. Вместо газона – поле, а болельщики бросаются камнями.
Камни, кстати, использовали часто. Матч «Худжанд» – «Истаравшан» называют согдийским дерби. Атмосфера соответствующая: 18 тысяч на трибунах, сумасшедшая поддержка, шум все 90 минут.
Я в такой игре оформил хет-трик и после третьего гола почему-то приложил палец к губам, как Аршавин. Со всех сторон полетели камни и оскорбления, половина стадиона меня возненавидела. В соцсетях тоже поливали конкретно.
Когда приехали к ним снова, камни и оскорбления в мой адрес продолжились. Уходили с поля уже после того, как болельщики покинули стадион. Стояли в центральном круге в ожидании, когда народ рассосется. Иначе было никак – во время игры нашему вратарю даже камнем прилетело, – поделился Сердюк, которого цитирует «РБ Спорт».