"Возможность играть — футбольное счастье". 65 лет Ринату Дасаеву
Лучший вратарь мира 1988 года, серебряный призер чемпионата Европы Ринат Дасаев 13 июня отмечает юбилей. Он рассказал ТАСС об общечеловеческой и футбольной мечтах, худшем моменте в жизни и идеальном "Спартаке".
Об отношении к дням рождения
Когда был молодым, день рождения и праздновался. С возрастом становится все тяжелее. Да, праздник, но такой радости, как было, нет. Но, с другой стороны, радостно, потому что жизнь продолжается. После 30 лет жизнь летит очень быстро — только недавно играл, теперь выступаю за ветеранов. Конечно, это весело, но все-таки возраст идет.
О самом запоминающемся дне рождения
За 65 лет, конечно, таких много было. Например, когда отмечали 50-летие, приезжала сюда сборная мира. 60-летие тоже с друзьями отмечал. Мой день рождения всегда совпадал с чемпионатами мира и Европы. Поэтому все время был в разъездах, дома не праздновал.
Об отношении к 65-летию
Не сказать, чтобы я уже такой старый. Где-то это начало, где-то закат. Но благодаря движению ветеранов "Спартака" и сборной России я чувствую себя молодо, играю довольно-таки неплохо, ничего еще не подзабыл. Поэтому здесь приятная радость.
О роли "Спартака" в жизни
Для меня "Спартак" — это все. У меня за карьеру было три клуба: "Волгарь" из Астрахани, где я родился, "Спартак", где я долго поиграл, и "Севилья", этот клуб тоже стал для меня значимым. В Испании я играл, потом работал, прожил десять лет. Очень важна и сборная СССР, где я провел 12 сезонов.
О результатах "Спартака" в год 100-летия
Если брать результаты в чемпионате, то они провальные, все-таки десятое место — не место "Спартака". С другой стороны, есть радость, что на столетие завоевали трофей — Кубок России. Поэтому я считаю, что можно охарактеризовать сезон как положительный, в целом.
О новом тренере "Спартака"
Давайте о тренерах не будем говорить, потому что я не знаю, что это за тренер, где и как работает. Мы не можем говорить о том, хороший он или плохой. Меня немного смущает то, что это молодой парень, тяжело сказать, как он будет работать, ведь в России другая психология у игроков. Как он найдет общий язык с футболистами — вот проблема.
Есть ли риск в том, что взяли иностранца, а не своего — легенду клуба? Тут, наверное, надо говорить о том, что клуб решает. Клубу виднее. Я могу сказать, что поживем — увидим. Всегда новые веяния нужно смотреть. А так будем гадать, хорошо или плохо.
Об идеальном "Спартаке"
Каким я вижу идеальный "Спартак"? Ни идеальных людей, ни идеальных команд не бывает. У всех бывают какие-то проблемы, срывы, спады. Я считаю, что в сложившейся ситуации мне хотелось бы видеть, чтобы больше наших игроков выступали за свои клубы. Тот же "Спартак" — сколько у нас выпускников, много наших футболистов выходят в стартовом составе. Это отрадно. В данной ситуации я считаю, что нужно сделать лимит на иностранцев, может быть, ввести потолок зарплат. Пускай наши футболисты играют. Да, год-два, возможно, будут неудачными, но в дальнейшем потихоньку это наладится. Думаю, что придем к тому, что было раньше, когда были все воспитанники в стартовом составе.
О запоминающемся матче
Их много. Первые игры за "Волгарь", за "Спартак", первый чемпионат мира в 1982 году, чемпионат Европы в 1988 году — первая игра с нидерландцами (1:0 в пользу сборной СССР — прим. ТАСС). Они все запоминающиеся. Также отметил бы финал чемпионат Европы, запоминающийся со слезами на глазах, потому что мы могли и выиграть (cборная СССР уступила нидерландцам со счетом 0:2 при незабитом Игорем Белановым пенальти — прим. ТАСС).
О лучших партнерах на футбольном поле
Их много. Сергей Родионов, Федор Черенков, Олег Романцев, Вагиз Хидиятуллин, Георгий Ярцев, если брать "Спартак". В сборной — Алексей Михайличенко, Олег Блохин, Леонид Буряк, Александр Заваров. Их много. Если брать сборную мира, то и с Марадоной я играл, с Пеле встречался, мы с ним общались. С Мишелем Платини тоже. Со всеми было приятно играть.
О лучшем тренере
Первый — Константин Иванович Бесков, который взял нас из второй лиги в "Спартак" и сделал из нас великих игроков. Большое спасибо ему. Также Валерий Васильевич Лобановский, Никита Павлович Симонян. С ними было очень приятно работать, как и с Николаем Петровичем Старостиным.
О самом запоминающемся трофее
Была бронза Олимпийских игр. Но, скорее всего, отметил бы наше первое чемпионство в 1979 году. Тогда мы выиграли в Ростове со счетом 3:2 и стали чемпионами.
О худшем моменте в жизни
Естественно, когда у меня украли большинство трофеев, это был худший момент в моей жизни. Тогда трофеи украли, квартиру обокрали, когда я уехал в Испанию. Конечно, тяжелая и неприятная ситуация. Но благодаря Никите Симоняну, Вагизу Хидиятуллину и Александру Мирзояну сделали новую медаль чемпионата Европы. Они вылили один в один ее, подарили, это очень приятно.
О том, что не работал главным тренером
Так сложилось, что я не работал главным тренером. Но, с другой стороны, я работал и с Луи Арагонесом в Испании, с Георгием Александровичем Ярцевым в сборной, с Романцевым в "Спартаке". Работал тренером вратарей, а с Ярцевым в сборной — вторым тренером и тренером вратарей.
Если будут предложения, конечно, будем думать. Если нет, то я и так доволен тем, что работаю в академии "Спартака". Мне приятно работать с детьми.
О санкциях к российскому футболу
Не знаю, пойдет ли это нам на пользу. Это опять гадание. Нужно посмотреть, увидеть, прочувствовать на себе. Давайте посмотрим, что получится.
Естественно, это потеря для российского футбола. Но я думаю, что придет время, ФИФА и УЕФА возвратят нас. Мы в Советском Союзе прожили все проблемы, которые были во все времена в стране. Эту проблему, которая есть, мы преодолеем.
Мне только непонятно решение ФИФА. Они принимают шестым языком в организации русский. Но нас вычеркивают из списка. Понимаете, логики никакой нет. Я считаю, что это неправильно, ведь спорт должен быть подальше от политической структуры. Все-таки футбол — всемирная игра. Конечно, тяжело, но я думаю, что преодолеем это препятствие.
О перспективах сборной России
Клубы выступают в национальном первенстве, а что делать сборной? Это проблема, тут трудно говорить, что будет дальше. Наверное, РФС (Российский футбольный союз) подумает и решит вопрос. Разговоры шли, чтобы пойти в Азиатскую конфедерацию футбола. Чтобы сборная России играла с нашими братскими республиками — с командами Белоруссии и Казахстана, например, может, товарищеские матчи будут. Нужно смотреть, так сразу сложно сказать.
О карьерных перспективах российских игроков
Нужно ехать в Европу не при любых условиях. Когда я уехал в "Севилью", я был в возрасте. Хотелось посмотреть и поиграть за рубежом. С одной стороны, будет хорошо, если они будут ездить туда, потому что если спрос на наших игроков будет за рубежом, то выиграет национальная команда. Мы будем брать квалифицированных игроков из-за рубежа. Но я считаю, что молодым ребятам, которые еще не созрели и не подошли к должному уровню, ехать, конечно, нельзя. Я думаю, что даже со временем здесь будем смотреть по времени и по ситуации, которая сложится, пока пусть играют здесь.
О счастье
Я доволен жизнью. Конечно, если бы была другая жизнь, то я бы также поступил. Были ошибки, их можно было избежать, но я счастлив. У меня есть дети, у меня появилась внучка. Но я счастлив также и в спорте, потому что я прожил футбольную жизнь очень хорошо, достиг высокого уровня, мое имя котируется не только у нас, но и за рубежом. Я счастлив, что есть ветераны "Спартака" и сборной России. Потому что я играю за них. Когда я дома смотрю футбол, появляется ностальгия, хочется сыграть. Благодаря этому есть шанс сыграть. Возможность играть — для меня футбольное счастье.
О мечтах
Когда был молодым, мечты были очень большими. Например, достичь уровня, что я и сделал, то есть мечты сбываются. Сейчас я в таком возрасте, когда говорить о мечте тяжело. Мечта — прожить дольше, быть в футболе и быть в семье.
Футбольная мечта? Также прожить долго, чтобы здоровье позволяло играть за ветеранов, работать в футболе. Увидеть за жизнь требл (победа в чемпионате, Кубке и Суперкубке России — прим. ТАСС) "Спартака"? Естественно, мы все болеем и переживаем за "Спартак" и хотим, чтобы команда стала чемпионом. Всегда это будет, поэтому есть мечты, чтобы "Спартак" стал чемпионом.
О смысле жизни
Смысл жизни есть у каждого человека. У меня смысл жизни — чтобы моя личность была в спорте. Я достиг этого. Смысл жизни — родить детей, воспитать их, иметь внуков, чтобы им что-то преподать. Смысл жизни в том, что я работаю с малышами.
Если говорить о смысле жизни для всех людей, получается, то, что им в жизни приятно делать. И то, что они по жизни идут правильно. Вот в этом смысл жизни.
Беседовали Роман Шлуинский, Андрей Михайлов