Войти в почту

Сергей ВЕДЕНЕЕВ: Усвоил ли «Факел» урок Кержакова? Играть в открытую с «Зенитом» - это как в лобовую атаку на пулемёты

- Смотрел Лигу чемпионов как раз перед вашим звонком, - начал наш разговор чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев. - Подумал о том, что мы - весь наш футбол от детского до РПЛ, за исключением «Зенита» и, пожалуй, ещё нескольких команд - находимся у подножия тех вершин, где разворачивается большая игра. О том, например, подумал, что невозможно достичь результата, а не сиюминутного успеха, не так, чтобы стать калифом на час, если в распоряжении у тренера футболисты ниже среднего. И снова всё упирается в детский футбол, о котором не будем сейчас говорить, потому что говорить можно часами. Футбол - ещё ничего. А где российский баскетбол? Пустыня. Как будто корова языком слизала. У нас ведь в Питере такая школа была. Вырастали игроки европейского и даже мирового уровня. - Теперь у нас в стране открываются футбольные академии, есть такая и в Петербурге.- Уровень подготовки ещё больше упал. Голландская методика, немецкая, не важно - выхода никакого нет в смысле КПД уже долгое время. Все выпускники как шампиньоны с фермы - одинаковые и безвкусные. Самое элементарное - нужная семейная атмосфера в футбольной школе и на тренировке. Но дети, которые к нам приходят - у них даже дома, в семье нет зачастую такой атмосферы.

Сергей ВЕДЕНЕЕВ: Усвоил ли «Факел» урок Кержакова? Играть в открытую с «Зенитом» - это как в лобовую атаку на пулемёты
© Спорт уик-энд

Питерские мальчики и Эрлинг Холанд

- Но это не объясняет отсутствие Эрлинга Холанда в «Зените». - Объясняет напрямую! Когда мы играли в детстве, у нас было так: тренер и команда. Сами по себе. Всё. Сейчас мама и папа слишком часто в 10-летнем ребёнке видят потенциального миллионера. Своими «стараниями» они ему не дают развиваться спокойно. Если ты попал в академию «Зенита», то папа считает, что надо потерпеть, потом сын подпишет контракт с профессиональным клубом - и всё, мы обеспечены на всю жизнь. В такой семье уже изначально семейной атмосферы быть не может. Мальчика прессуют как только могут - везде и всегда. И он исправно ходит на тренировки, на него кричат, требуют, он перестаёт мыслить самостоятельно - и через пять лет перестаёт играть. Потому что этот прессинг зачастую просто непосильный. А нет футбола - отстали родители.Если и дома так, и на тренировках нет семейной атмосферы, то, думаю, Холанд у нас не вырастет. Психика - тонкая вещь, на примере Украины мы видим, что можно сделать не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Когда говорю про семейную атмосферу: с одной стороны должна быть доброта, с другой - строгое целенаправленное воспитание. Многие наши дети дома не слушают родителей, в школе - учителей, на тренировках - тренеров. Приходится учить. У нас в футбольной школе хватает ребят с Кавказа и Средней Азии. Это прямая противоположность тому, о чём только что говорил. Вот закончилась тренировка. Собираю мячи, они подходят: вам помочь, Сергей Геннадьевич? Никогда не перебьёт, терпеливо выслушает, спасибо скажет. Попросишь кого-то из наших, давайте, мол, парни, собирайте мячи, улетели за ворота, а у нас с вами договорённость: если запулил куда-то, сам и принеси. Так вот: наши часто плохо слышат, побросают жилетки - и в раздевалку. Пока голос не повысишь… Впрочем, это вопрос не футбольный, вопрос воспитания. А потом родители приходят и говорят мне: вы слишком добрый, у вас на тренировке дисциплины нет. Диву даёшься, это же ваши мальчики, которые не привыкли слушать старших, они же из дому к нам на занятия пришли, а не с Луны прилетели.Да, забыл сказать: у нас в городе где-то 40 клубов. В каждом - по 200 игроков разных возрастов. Всего около 8 тысяч. Не так много. Холанда, наверное, сразу бы заметили. Это же монстр.

Мостовой, Кузяев, Кержаков-младший - кто ещё?

- Ну что же, давайте от вопросов воспитания юных футболистов - ближе к РПЛ. Вячеслав Колосков говорит, что вопиющее количество брака делает сегодня неинтересным наш футбол. Холанда, словом, у нас не видно. А вот Гаджи Гаджиев, напротив, утверждает, что наш сегодняшний футбол ему интересен - эмоциями, страстью, самоотдачей. - На хорошем большом телевизоре с профессиональной точки зрения - иногда можно посмотреть. Не учитываю «Зенит», «Спартак» и другие московские команды. Может быть - «Краснодар», всегда ведь появляется возмутитель спокойствия, как сейчас «Ростов». Но наш разговор - об «остальных». Так вот, когда они играют, можно пойти и кофе заварить - много не потеряешь, их футбол, к сожалению, не интересен. Смотришь, что называется, «по работе». А вывеска прежняя: «Спартак» - «Зенит», это вне конкурса. В «Зените» больше хороших мастеров, в «Спартаке» задор ещё пока есть, настроение, которое идёт от нескольких молодых игроков. Увы, после отъезда иностранцев наш футбол, как уже говорил, вернулся в 90-е годы. - Что общего между сегодняшним днём и теми временами?- Уровень мастерства игроков таков же ныне, как был тогда. Был «Спартак» с плеядой наших талантливых русских парней. Вместе с украинским десантом и приехавшим из Ташкента «узбеком» Пятницким они составили очень интересную команду. Иногда кто-то пытался оказать им сопротивление - «Ротор», «Алания», но «Спартак» тогда можно было поколебать, но победить почти невозможно. Так доминирует сейчас и «Зенит», а кто-то иногда с ним будет рядом - «Спартак» иногда, иногда - ЦСКА, правда, без особых шансов. Мы живём в пору десятилетия «Зенита». Что до середняков, то они и в меру техничные, и динамичные, но все друг на друга похожи, как близнецы. Просто цвет формы разный, тем и отличаем команды. И футболистов тоже. Воспитанники «Зенита» - Соснин, Матяж, Гасилин, Долгов, интересные ребята. Физически развиты, с головой, но изюминка где? В последнем матче «Зенита» играли три русских футболиста в «основе». Мостовой - конечно, он самый быстрый игрок. Понятно, пока у него есть скорость, тренеры будут его ставить. Паспорт «правильный». А скорость - козырь, когда трудно взломать оборону только за счёт техники. Кузяев был вторым. Можно сказать, что он тоже быстрый. Путь не такой, как Мостовой, зато очень работоспособный. Без напряжения два тайма бегает, молотит, компенсируя тем самым некоторые недостатки тактико-технического плана. Третий из наших - Кержаков. Больших ошибок он не совершает, обладает огромным опытом, спокоен, не нервничает. Вот такие три штриха к невесёлой картине: это лучшие игроки российские игроки «Зенита», все они входят в сборную. Ещё и Караваев до кучи. Но если вдруг отменят лимит, то, скорей всего, у них появятся неслабые конкуренты на занимаемые ими позиции. Возможно, наши парни даже смогут не попасть в состав. И тогда - 11 легионеров.

Четвёрка неприкасаемых - там Денисов, Быстров…

- Лучше найдутся?- А какие у них особые выдающиеся качества? У одного - скорость, у второго - работоспособность, у третьего - опыт. И кто за ними, что за волна? Ребята, у которых нет ни скорости, ни выносливости. О бразильском чувстве мяча просто помолчим. Нового Аршавина нет. А что до сумасшедшей самоотдачи, о которой сказал Гаджи Муслимович, то она есть - у некоторых игроков. Остальные «садятся» уже на 35-й минуте первого тайма и на 20-й - во втором. Если есть здоровье у Зобнина, он и носится два тайма. Или Глушаков - человек-два сердца, он бегает с улыбкой на лице. И Кузяев из той же когорты. Про самоотдачу других футболистов надо подумать (смеётся). Интересна или неинтересна РПЛ? Для ответа на этот вопрос можно взять совокупность качеств. Для того чтобы команда привлекала зрителя и её футбол радовал, должно быть так. Работоспособный полузащитник с более-менее хорошим чувством мяча. Это Денисов. Плюс быстрый полузащитник, который порхает по полю, пусть не выносливый, но скоростной. Это Быстров. И два нападающих: один - физически крепкий, а второй - техничный, с головой. Это Кержаков и Аршавин. Когда есть такая четвёрка, как минимум, тогда эта команда становится интересной и привлекает. Ты знаешь: сегодня они снова что-то придумают, не будут стоять, природа у них такая. Ими движет внутренняя энергия, и никакая школа этой энергии им не даст.Такой команды в РПЛ сейчас нет. Поэтому понимаю Колоскова, он реалист. Но понимаю и Гаджиева, который живёт ожиданием большой борьбы. Чуда, можно сказать. Конечно, оно может случиться.

На машине времени - на матч с Бердыевым

- В нижней части таблицы - «Урал», «Химки», «Факел», «Крылья Советов». Это те команды, что похожи друг на друга, о лаврах думают во вторую очередь. Подумалось: в чемпионате СССР на таком же месте порой обретался, к примеру, «Кайрат», который тоже звёзд с неба не хватал. А кто бы вы выиграл?- В советском футболе не было идеальной техники. Но в плане «физики» с русскими, как писали на Западе, всегда было играть сложно. Поскольку сильные, то самоотдача, о которой вспомнил Гаджиев, была на высоте. Что такое самоотдача? Чаще всего, это когда надо биться в обороне. Кусаешься. Цепляешься. Пока есть силы, не даёшь сопернику играть. Мешать мы могли. Но высокоинтеллектуальный, техничный футбол - только периодически, когда появлялись команды, которые выстреливали. Опять же - не в последнюю очередь за счёт «физики». Благодаря мотивации, которая была высочайшей. В основе игры - движение. Слова «устать» вообще не было. Юрия Морозова в первую очередь интересовала одна вещь: будешь ты пахать 90 минут или нет. Никакие тактики, техники, если ты не можешь бежать. Сравнивать сегодняшний футбол с тем, что был тогда, сложно. Но точно могу сказать: тем командам, которые сейчас в РПЛ, мы не дали бы гол забить. Разрушили бы их игру. Отбились бы наверняка благодаря физическим кондициям - с расчётом на контратаку. Несмотря на то, что там центральным защитником был Курбан Бердыев. Пусть и недолго (смеётся). - Разрушить - это уже неплохо?- Вот только что «Ростов» играл против «Зенита». Комментаторы наперебой восхищаются командой Валерия Карпина. Я был на стадионе и этих восторгов не разделяю. «Зенит» спокойно брал мяч, доставлял его к штрафной, разыгрывал, бил по воротам, так же спокойно возвращался назад. Поскольку игроки «Ростова» слабей, его первая задача была - разрушить игру «Зенита». Это значит сыграть плотно, заставить соперника ошибаться, прессинговать со всеми отсюда вытекающими. Ничего этого «Ростову» не удалось.

У «Факела» есть шанс - поэтому 0:2

- «Зенит» играет с «Факелом». Как вы представляете себе эту команду?- При названии «Факел» мне сразу одновременно вспоминаются все те самые клубы, которые мы недавно перечисляли. В начале сезона на эмоциях попылили, но сейчас, когда позади уже треть турнирной дистанции, эмоции улетучились, на передний план выходит умение играть или что-то похожее на мастерство. В «Факеле» не знаю игроков, о которых можно сказать: тащит за собой команду. Будут стоять в обороне, играть на контратаках, а если сыграют, как Карпин говорит - будем атаковать, - то проиграют наверняка. Как проиграла в Санкт-Петербурге команда Александра Кержакова в прошлом сезоне, пропустившая пять мячей. Он примерно то же самое говорил. Не очень понимаю такой подход, поскольку тем самым победа сразу отдаётся «Зениту». Это как лобовая атака на пулемёты - красиво, но гибельно. Один гол «Нижний Новгород» забил - пять пропустил. - А как надо?- Обороняйтесь, жальте в ответ. Используйте контратаки, стандартные положения. Никакого другого рецепта победы над «Зенитом» у вас нет. Если побегут воронежцы в атаку, пропустят три или четыре. - Почему у вас «только» 2:0 в пользу «Зенита»?- Раннее начало матча, добираться предстоит автобусом из Тамбова в Воронеж. Для «Факела» это шанс. Посмотрим, будут они перед своими зрителями изображать атакующий футбол или предпочтут строго сыграть в обороне. От этого многое зависит. При любом раскладе зенитовцы два забьют, этого достаточно. Андрей БАРАБАШ.