ЕК предложила использовать замороженные активы России в качестве компенсации Киеву

Обновлено в 16:53

ЕК предложила использовать замороженные активы России в качестве компенсации Киеву
© BFM.RU

Еврокомиссия предложила создать фонд для выплаты компенсации Украине из замороженных российских активов. Об этом заявила председатель организации Урсула фон дер Ляйен в Twitter (соцсеть заблокирована в России):

«Подсчитано, что на данный момент было убито более 20 тысяч мирных жителей и более 100 тысяч офицеров украинских вооруженных сил. Именно поэтому, продолжая поддерживать международный уголовный суд, мы предлагаем создать специализированный суд при поддержке Организации Объединенных Наций для расследования и судебного преследования российского преступления агрессии. Мы готовы начать работать с международным сообществом, чтобы заручиться максимально широкой международной поддержкой этого специализированного суда. Ущерб, который понесла Украина, оценивается в 600 млрд евро. Россия и ее олигархи должны компенсировать Украине ущерб и покрыть расходы на восстановление страны. У нас есть средства заставить Россию заплатить. Мы заблокировали 300 млрд евро резервов российского Центрального банка и заморозили 19 млрд евро денег российских олигархов. В краткосрочной перспективе мы могли бы создать с нашими партнерами структуру для управления этими средствами и их инвестирования».

На видео выступления Урсулы фон дер Ляйен, которое было выложено в Twitter, есть фрагмент, где председатель Еврокомиссии рассказывает, что с начала боевых действий погибли больше ста тысяч украинских военных. Такая информация публично прозвучала впервые.

Через несколько часов видео пропало из аккаунта Twitter Урсулы фон дер Ляйен, а спикер украинского президента Сергей Никифоров заявил, что информация о потерях является «чувствительной», поэтому озвучивать ее может только главнокомандующий, министр обороны или президент. Позже ролик снова появился в Twitter председателя Еврокомиссии. Но на этот раз часть о военных потерях Украины была удалена.

Что касается погибших мирных жителей на Украине, в ООН заявляли о шести тысячах, а не о 20 тысячах, как сказала в обращении Урсула фон дер Ляйен. Комментирует профессор Высшей школы экономики Екатерина Энтина:

— Я, честно говоря, думаю, что публикация скорее была случайной, техническая ошибка тех людей, которые сопровождают ведение аккаунтов главы Еврокомиссии. Но зато нам это дает понимание о том, какие оценки Еврокомиссия делает по потерям украинской стороны. Надо понимать, что за последние три года, за время председательства Урсулы фон дер Ляйен в Еврокомиссии, ЕК из чисто исполнительской структуры приобретает все большую роль и большее значение в системе институтов ЕС. Для того чтобы проводить решения на уровне органов Европейского союза, нужны статистические данные по украинским потерям, в том числе для того, чтобы поднимать внутри ЕС, внутри евробюрократии эмоциональную волну, поэтому это все появляется. Возможно, это продиктовано необходимостью сознательной утечки с тем, чтобы те люди, которые интересуются внутри ЕС или за его пределами принимаемыми решениями, они косвенно видели, на чем основываются такие решения.

— Назвала неточным заявление Урсулы, там не только речь о погибших, но и о раненых.

— В отношении цифр, мы же понимаем, что точные оценки назвать сложно. Здесь цифрами оперируют скорее в спекулятивном порядке, любые точные цифры, которые появляются, если они не будут опровергнуты сразу же, дают какую-то возможность найти точку опоры в подсчетах, эта точка опоры никому не нужна.

Подобные заявления о компенсациях пока чисто политические и реальных последствий не несут, говорит президент ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

— Есть признаки того, что эти политические заявления могут перейти в практическую плоскость, но пока никаких протоколов, процедур по этому поводу нет. Во-первых, должны быть регламенты, министры юстиции, юристы стран ЕС должны как-то проработать этот вопрос, если они хотят запустить эту процедуру, потому что пока такой процедуры нет. Посмотрите, как аккуратно реализуется вопрос потолка на российскую нефть.

— Каким образом мы можем ответить?

— Были же уже реакции со стороны России, что в этом случае будут замораживаться активы иностранных государств в России. О том, что выгодно или невыгодно, сейчас речи не идет. Понятно, что РФ без ответа это не оставит.

— Какая объективная оценка разрушений на Украине?

— Представители Еврокомиссии работают на Украине и производят оценку. Понятно, что в условиях конфликта очень сложно назвать конечную цифру, все-таки подготавливается так называемый план Маршалла, есть уже какие-то замеры, называются какие-то цифры, они не окончательные. Мы живем в эпицентре геополитического разлома, в условиях жесточайшей конфронтации, можно ли вообще говорить об объективности в подобных ситуациях? Сложно.

Сумма замороженных государственных российских активов составляет 300 млрд евро, еще 19 млрд евро — это частные активы. При этом, как отметили в Еврокомиссии, сумма ущерба, нанесенного Украине, уже достигла 600 млрд евро. Ранее ущерб оценивался в 385 млрд евро. Это не окончательная оценка.

Как сообщал Центробанк, на 18 февраля 2022 года все международные резервы Банка России стоили 643,2 млрд долларов. Они размещены в ценных бумагах иностранных эмитентов, в наличной валюте и депозитах в банках за рубежом, а также в золоте.

При этом предложение направить их на компенсацию ущерба Украине — пока просто политическое заявление, которое не несет никаких последствий, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

— Пока это похоже на политическое заявление, хотя, с другой стороны, Еврокомиссия все-таки является исполнительным органом, и если сделано политическое заявление, то потом, возможно, будут произведены определенные юридические процедуры. Но, я думаю, что здесь налицо проблемы с европейским законодательством, которое защищает права собственности, все-таки активы принадлежат России и поэтому, если их передают другой стране, то это явное нарушение законодательства. Происходит механизм перераспределения ресурсов, средств, это действительно активы, но они все-таки существуют, хотя и заморожены, но они есть, это средства от продажи энергоресурсов, которые Россия продавала Европе. Это просто механизм перераспределения средств.

— Каким образом вообще может быть произведена объективная оценка разрушений на Украине?

— Требует определенного экономического аудита. Это комплексная работа специальных технических специалистов, так как спецоперация не завершена, то понятно, что размеры ущерба могут еще меняться в сторону повышения, я думаю, пока эти оценки носят чисто предварительный характер.

— Плюс основные разрушения, как мы понимаем, на территориях, которые уже находятся под контролем России.

— Те территории, которые контролирует Россия, ущерб будет восстановлен через российские деньги с помощью российского бюджета. Что касается замороженных средств, то они будут направлены на компенсацию ущерба на территории Украины.

— Об ответе с российской стороны?

— Возможно, будет заморозка именно финансовых активов, которые есть у европейцев в России.

Насколько реальны деньги в замороженных российских активах и как ими можно распорядиться? Комментирует аналитик управляющей компании «Альфа-капитал» Владимир Брагин:

— Хорошо, сделали фонд. Вопрос в том, если это можно продать по адекватным ценам, выручить деньги и направить на помощь Украине, но что это означает, что Украина с этими деньгами придет и потребует товары и услуги, которые потребуются им для ведения боевых действий и всего прочего. Здесь получается та же самая ситуация, что если бы эти деньги были бы напечатаны и направлены на помощь Украине, то есть фактически это очень сильный потенциальный проинфляционный шаг, который ничем не отличается от печатания денег, кроме как тем, что можно придумать легально основу для проведения такой операции.

— Правильно понимаем, что состав этих замороженных резервов — и долговые бумаги, и депозиты? Из чего примерно это все состоит?

— Это вопрос, если мы говорим про золотовалютные резервы, вопрос к ЦБ, потому что ЦБ не так часто, не так активно делился этой информацией, что понятно. В целом, если это резервы, то это в основном долговые госбумаги, и такой интересный момент, что российские замороженные валютные резервы — это тот объем товаров и услуг, которые Россия недополучила от западных торговых партнеров в рамках совместных торговых операций, но, видимо, Европа хочет отработать это для Украины.

В истории мало прецедентов, когда страна, которая начала боевые действия, выплачивала пострадавшей стороне компенсацию. Один из примеров — война между Ираком и Кувейтом. Совет Безопасности ООН в 1991 году учредил компенсационную миссию и постановил, что Ирак должен возместить ущерб.

Изначально Ирак должен был отчислять в созданный фонд для компенсаций 30% от экспорта нефти и нефтепродуктов, затем эта доля была уменьшена до 25%, а позже была сокращена до 5%. В итоге страна закончила выплаты только в феврале 2022 года.