Fan ID пока останется

Заявление экс-министра транспорта, а ныне помощника президента Игоря Левитина о том, что Fan ID работает и отменять его не планируют, прозвучало в пику предложениям партии КПРФ если не кардинально избавиться от паспорта болельщика, то хотя бы изменить его условия.

Fan ID пока останется
© BFM.RU

Споры вокруг Fan ID идут давно, еще с чемпионата мира по футболу в России. С одной стороны ведомства — РФС, Минспорта, силовые структуры, с другой — объединения фанатов, простые болельщики, журналисты и некоторые спортивные функционеры. Клубы РПЛ предпочитают в этом вопросе держаться в стороне, по понятным причинам выполняя предписания РФС, а экс-тренеры высказываются в духе «давайте подождем еще несколько туров, чтобы делать выводы, рано горячиться».

Фанаты свои выводы давно сделали, отмечает президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин:

Александр Шпрыгин президент Всероссийского объединения болельщиков «Позиция государства четкая — нет. Разыгрываются квартиры среди тех, кто оформил Fan ID. И первый весенний тур, возобновление чемпионата, показал, что зритель проголосовал ногами в обратную сторону — был абсолютный провал посещаемости. К примеру, 4 тысячи зрителей на матче московского «Спартака». Такое было в последний раз только в далеком 1992 году. Причем это не только потому, что активные фанаты объявили бойкот, но и потому, что для рядовых зрителей, событийных зрителей, которые ходят на центральные трибуны, это хлопотно, они не хотят эту систему оформлять. В итоге пока в проигрыше российский футбол. И здесь власти считают, что это временная ситуация. Тупиковая история».

Аргументы в пользу паспорта болельщика разбирались много раз, и заметных продвижений в дискуссии давно нет. Тезис о том, что Fan ID добавит безопасности на стадионах, идет вразрез с заявлениями, что на матчах с охраной и контролем и так все в порядке — камеры повсюду, мышь не проскользнет. Взамен у болельщиков куча претензий: паспорт болельщика могут не выдать без объяснения причин, и это иногда похоже на дискриминацию. Если раньше запрет на проход на стадион устанавливался судом, теперь все решает некий чиновник. Сам Fan ID надо показывать и на входе, и, что странно, на выходе тоже. Наконец, оформление документа — потеря времени и барьер: рядовой болельщик между делом на футбол уже не сходит.

То, что споры постепенно вышли на уровень Госдумы, — для противников Fan ID хороший знак, хотя опрошенные журналистами спортивные экс-чиновники РФС и депутаты говорят, что отзыв закона вряд ли возможен. Можно даже сказать, что так не принято — закон в лучшем случае изменят. Мнение заслуженного тренера РСФСР, члена комитета детско-юношеского футбола РФС Бориса Игнатьева:

Борис Игнатьев заслуженный тренер РСФСР, член комитета детско-юношеского футбола РФС «Большая часть финансовых поступлений во многих клубах мира как раз происходит за счет большого количества зрителей. За зрителей борются. Здесь мы видим все наоборот. Говорим, что болельщику надо ходить, и в то же время не даем возможности. Хоккей не использует Fan ID. В театрах, где массовое скопление людей, все идет по-другому. При этом я сам оформил [документ] максимум за 15 минут. Наш болельщик, наверное, по-иному сморит и очень принципиален. Однозначного представления и понимания, к чему же мы должны идти, нет, потому что никто не объясняет, для чего все это сделано».

Вариантов, что делать, несколько. Можно оставить паспорт болельщика только для международных соревнований, как предложила КПРФ, а матчи внутренних турниров проводить без Fan ID. Можно заморозить проект и сделать прозрачнее получение паспорта. На ходу, после первого тура и первых просадок по посещаемости, отменять закон точно не будут — дождутся хотя бы окончания регулярного чемпионата. После этого клубы сядут, посчитают выручку и, может быть, выскажут свою позицию уже открыто.