Илья Черкасов: «FAN-ID? Сделайте выбор: вы за команду или за свои амбиции»
Бывший генеральный директор «Зенита» о FAN-ID, «Газпроме» и будущем петербургского клуба. С Ильей Сергеевичем Черкасовым встречаемся в его офисе на Михайловской улице. Одно из окон его кабинета выходят на памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптура Михаила Аникушина («Не я прославил место, а место - меня», - много лет спустя скажет Аникушин великому кардиохирургу Дмитрию Федоровичу Егорову, скончавшемуся в феврале в дни работы его детища, конгресса «Кардиостим-2023»). - А этим видом я наслаждаюсь каждый день, - Черкасов указывает рукой на Новоконюшенный мост, переброшенный через Канал Грибоедова на оси Конюшенной площади, - о первозданной функции моста вспоминаешь только после подъема воды, а так он практически сливается с городским ландшафтом. Нам приносят чай. Судачим о делах, Илья Сергеевич, поймав остановившийся на зенитовской атрибутике мой взгляд, хитро улыбается: - Теперь я обычный болельщик! Обычный, да необычный: в театральном мире до и после Кирилла Юрьевича Лаврова активно поддерживают «Зенит», однако не каждый служитель петербургской Мельпомены руководит академической филармонией имени Шестаковича. Черкасов доказал, что был и остается эффективным менеджером: на большинстве концертов аншлаги, как в доковидный период. В планах гастрольный тур по городам России и выезд в Китай. Масштабно! Более часа мы обсуждали дела минувших и нынешних дней. Черкасов очень тепло отзывается о Владимире Быстрове («Из всей той компании Володя на удивление оказался самым домашним человеком»). Считает «Зенит» 2002-2005 полностью частным клубом. Говорит, что не было никакого «трансферного списка Петржелы», при этом называет чешского тренера вдумчивым и грамотным специалистом. Для Черкасова история со Шкртелом - идеальный футбольный бизнес-проект. Считает, что наивно часто ждать появления новой молодой генерации в петербургском футболе: примеры 1984-го и двухтысячных годов - скорее исключение из правил. У него твердая память, острый ум и бездна обаяния, и мне до сих пор жаль, что он давно отошел от футбольных дел. «Газпром» - акционерное общество, но никак не государственный институт - Потянули бы мы тогда контракт футболиста уровня Малкома? - рассуждает бывший генеральный директор петербургского клуба, - нет, конечно. Во-первых, мы старались жить по средствам, а во-вторых, такой задачи не ставили ни мы, ни премьер-лига. Выигрывали тогда в меньшей степени за счет удачных и больших контрактов, а в большей степени за счет чисто футбольных и бизнес-идей. - Помню ваш тезис «Отдадим щенка в хорошие руки». Что же помешало в середине нулевых продлить эпоху банкиров? Могли бы вы с Давидом Исааковичем Трактовенко еще два, три года продолжить развивать «Зенит»? Почему вы пошли на сделку с «Газпромом»? - Очень дорого. Очень. Это раз. Были свои обстоятельства (владельцы перепрофилировали свои активы) - два. Тогда же велась продажа Промстройбанка банку ВТБ, а Промстройбанк был флагманом бизнес-империи, частью которой являлся «Зенит». Вот смотрите: в первый год расход составили условно 10 миллионов, во второй - 25, а в третий - 45. Да, росли и доходы, нельзя сказать, что тогдашние акционеры все платили из своего кармана, однако становилось очевидно: чем дальше, тем больше. - И это еще не борьба за первое место! - Да, да! У нас было случайное второе (случайное, если называть вещи своими именами), потом третье-четвертое, затем пятое. Да, мы стабильно выступали в еврокубках, однако встали перед выбором: или удваивать вложения и терпеть несколько лет, получая иные по качеству результаты, или терять куражный рост, когда в тебя влюблен весь город, а актив имеет оптимальные показатели для продажи. То есть были существенные риски вынуть из карманов и инвестировать в клуб 50 миллионов (смешные, кстати, деньги по сегодняшним меркам), но не завоевать чемпионство. Тогда «До свидания» с другим настроением. А тут есть прекрасный партнер, готовый на себя все это взвалить. В итоге «Газпром» утраивает расходы, «Зенит» выигрывает чемпионство, Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. И, кстати, я нахально полагаю, что в этом есть итог и нашей замечательной работы. - Без сомнений! - Да, «Газпром» с его свежей кровью и новыми вложениями, по сути, стал частью нашей задумки по развитию «Зенита» (Улыбается) - Многие оппоненты «Зенита» по-прежнему убеждены, что петербургский клуб якобы существует за государственный счет. - Мне, как болельщику, совершенно все равно, на какие средства живет тот или иной клуб, я просто смотрю футбол и никак не соотношу его с экономикой. Но раз зашел такой разговор, скажу так: «Газпром» - акционерное общество, но никак не государственный институт. И то, что в «Газпроме» существенная доля государства, не отменяет законов рынка, в рамках которых существует «Газпром». Кстати, в этой связи не вижу никакой разницы между «Газпромом» и «Лукойлом». - «Газпром» якобы активнее пользуется государственным ресурсом. - Да черт его знает, кто в какой момент им активнее пользуется! Любая крупная корпорация в определенное время прибегает к государственной поддержке и, кстати, чаще всего ее находит. FAN-ID? Ну сидите в барах - Что вы думаете о FAN-ID? Факт налицо: мы наблюдаем катастрофическое падение посещаемости. - К FAN-ID я отношусь как к нормальной, отчасти неизбежной истории. И мне не совсем понятно, почему в рамках крупных международных турниров, проходивших в нашей стране, те же самые болельщики легко шли на раскрытие персональных данных, получали паспорта и заполняли стадионы, а сейчас чего-то вдруг задают вопросы. Повторюсь, это нормальная практика, которую надо просто понять и принять. Можно как угодно относиться к футболу, но нельзя отрицать, что не у нас зародившаяся история «хулиганс» обошла хоккей и баскетбол. В американском футболе при кратном превосходстве по количеству зрителей подобных вещей на трибунах не возникало. Так что, ребята, сделайте простой выбор: вы за свои амбиции или за свою команду? Судя по всему, пока побеждают амбиции. Ну и тогда сидите с ними в барах. - Сильно ли потеряет «Зенит» в продаже атрибутики из-за оттока болельщиков? - Я не думаю, что продажа атрибутики имеет существенное значение в формировании доходной части бюджетов наших клубов. Наверно, потеряв условных полпроцента (подчеркну, эта цифра взята с потолка), можно потерпеть ради того, чтобы на стадионах было чище. - Город при вас окончательно оделся в сине-бело-голубые цвета. - Да. И тогда для нас это было существенной доходной частью, при нас это действительно было частью бизнеса: шла позитивная волна, которой мы и воспользовались. Плюс мы, в отличие от нынешнего руководства «Зенита», не рассматривали этот сегмент, как некую пиар-историю. - В смысле? - При нас не было естественно-убыточных фирменных магазинах на Невском и в аэропорту. На мой взгляд, сейчас это не зарабатывание на атрибутике, а некая имиджевая реклама. Исходя из этого, «Зенит» ничего и не потеряет в плане продаж. Полностью интервью с Ильей Черкасовым читайте в ближайшее время только на bobsoccer.ru. Фото fc-zenit.