Но оставляло это в секрете
В этом месяце, 18 апреля, спортивное общество "Динамо" отметит свое столетие. Этот факт заставил журналиста спортивной редакции Джаудата Абдуллина внимательнее изучить историю одной из старейших спортивных организаций страны.
В послевоенные годы интернат столицы Киргизии Фрунзе собрал в своих стенах целый ряд заслуженных в будущем людей. Это и полномочный представитель правительства Кыргызстана в Баткенской области Мамат Айбалаев, и министр внутренних дел Киргизии (1982—1987) Жусупбек Акматов, и будущий президент Национальной академии наук Турар Койчуев, а также писатель и киносценарист Эркин Борбиев. Плюс Кубат Карабеков, в будущем один из родоначальников баскетбола Киргизии.
Между тем лучшим баскетболистом республики был Виктор Петраков, которого быстро забрали в ЦСКА. После чего его команда, студенческий "Политехник", была заменена во Фрунзе на "Динамо", в котором можно было "служить в армии", поскольку Киргизская ССР имела выход на государственную границу и ее команды имели подведомственное отношение к КГБ СССР.
Два лучших воспитанника команды Владимир Головенко и Геннадий Гребенников впоследствии перешли по динамовской линии в Москву, и уже из нее Гребенников переехал в Ташкент, став игроком "Университета". Плюс местные звездочки Вячеслав Андреев, Владимир Баранов, Георгий Каретин, Виктор Кумсков, Владимир Трунов-старший.
После развала СССР игроки Фрунзе разъехались. Но за границу подался только Эдуард Шлегель, который уехал на историческую родину, в Германию. Остальные — в Россию: Владимир Трунов-младший и Владимир Баранов в Нерюнгри, из которого организовалась команда "Саха" (Якутск). В ней же играл Нияз Исаков, Василий Симачев. Павел Гребнев и Павел Дергачев перешли в красноярский "Енисей", Георгий Каретин — в "Шахтер" из Черемхово, Игорь Сиразетдинов — в "Старый Соболь" из Нижнего Тагила, Ярослав Стрелкин — в Магнитогорск, Андрей Третьяков — в Самару. Сергей Макшев вместе с сыном уехал в Барнаул, где Никита Макшев начал заниматься баскетболом, уйдя затем в стритбол.
С Россией связал свою жизнь и воспитанник таджикистанского спорта Олег Сехниев. Он родился в Чкаловске (сейчас этот город носит название Бустон) в 1952 году. Кстати, 8 лет спустя там же родится будущая звезда ташкентского "Университета" Дмитрий Сухарев, который станет игроком сборной России благодаря выступлениям за ЦСКА и московское "Динамо". А вот Сехниев до последнего жил в родном Таджикистане, после чего вынужден был переселиться в Воронеж. Занялся там бизнесом, и через некоторое время его фирма "Согдиана" стала спонсором местной команды "Согдиана-СКИФ". На родине он играл за душанбинский "Памир", который периодически менял название на "Динамо" (вспомним, что Таджикистан, как союзная республика, имел выход к границе, соответственно, местные спортивные команды были связаны с КГБ, а это "Динамо"). Одним из его партнеров по "Динамо" и "Памиру" был хорошо известный ныне тренер Борис Соколовский, работавший и в УНИКСе, и сборной России. Кстати, в группе Соколовского, который стал тренером еще в Душанбе, вырос будущий игрок сборной России Андрей Фетисов. Вила Очилдиев затем стал главным тренером сборной Таджикистана. Другой баскетболист этой команды — Александр Гейниц пошел по медицинской линии, сейчас он доктор медицинских наук, профессор, руководитель Главного научного центра лазерной медицины Федерального медико-биологического агентства России.
Но самым известным динамовцем из Душанбе стал Геннадий Соловьев. С баскетболом он закончил достаточно рано, в 25 лет, уйдя на работу в КГБ, затем служба в Афганистане, в ФСБ России. Сейчас бывший баскетболист "Памира" в чине генерал-лейтенанта, заместитель председателя Центрального совета ОГО ВФСО "Динамо" и первый вице-президент футбольного клуба "Динамо".
Очень любопытный маршрут был у некоторых ватерполистов "Синтеза". В этом виде спорта немногочисленные армейские команды — ЦСК ВМФ, бакинский ККФ, севастопольский СК КЧФ не могли "переварить" всех ватерполистов. А динамовские команды Алма-Аты, Киева, Львова (это КГБ), Москвы, Тбилиси ориентировались на воспитанников местных, прекрасно работавших в те годы спортшкол. В СССР действовало правило, когда команды союзных республик причислялись к динамовским благодаря выходу к государственным границам. А граница — это пограничники, это КГБ, это "Динамо". Таким нехитрым способом некоторые команды умудрялись сосуществовать сразу в двух спортивных обществах. Так и казанские ватерполисты уезжали "служить" в Кишинев (Дмитрий Афремов, Эдуард Васенин, Виктор Владимиров, В. Климанов, Александр Романов, Виктор Яковлев), играя за "Динамо" на ведомственных соревнованиях и за "Локомотив" в первой лиге чемпионата СССР.
Главными доказательствами недооцененного величия "Динамо" времен СССР являются две истории, которые все в мире спорта знают, но никто до сих пор не истолковал. А связаны они с тем, что в 1977 году динамовец Константин Бесков возглавил футбольный "Спартак", а динамовец Виктор Тихонов стал главным тренером хоккейного ЦСКА. В обоих случаях в переговорах с Бесковым и Тихоновым принимал деятельное участие тогдашний руководитель КГБ СССР Юрий Андропов. Тут сразу несколько загадок. И то, что Бесков был представителем футбольного "Динамо", а это МВД, вотчина тогдашнего министра внутренних дел Николая Щелокова. И МВД откомандировало Бескова в "Спартак", оставив его в штате. Ну и переговоры по поводу Тихонова и ЦСКА были чистой "диверсией" против подведомственного Андропову хоккейного "Динамо", входившего в структуру КГБ СССР. Кстати, Тихонов тут же "отомстил" "Динамо", с формулировкой "в интересах сборной" переведя в ЦСКА лучшего игрока рижского "Динамо" Хелмута Балдериса, то есть переведя в "армию" аттестованного офицера КГБ СССР.
Хотя сам Андропов был абсолютно равнодушен к спорту, тем не менее "Динамо" в те годы дважды помогло своим принципиальным соперникам. А это лишний раз говорит о мощи этого спортивного общества.
С пятидесятых годов, с развитием в Казани крупного производства, спортивные команды под названием "Динамо" стали уходить в прошлое. Хоккей с мячом превратился в "Крылья Советов", а затем в "Ракету", футбол перерос последовательно из "Искры" в "Рубин", и связи республики с динамовским обществом были опосредованными. Но значимыми. Именно в ленинградское "Динамо" уехал из Казани Геннадий Еврюжихин, а в киевском оказался Виктор Колотов, и оба они в 1972 году выступали сразу в двух составах сборной СССР, на чемпионате Европы (второе место) и на Олимпиаде в Мюнхене (третье место). Позже за киевское "Динамо" уехал играть Игорь Савельев, за ставропольское — Павел Соловьев.
У футболистов "Рубина" была возможность отдать воинский долг в кировском "Динамо", Эдуард Акбаров, Евгений Кранатов, Александр Прокопенко — в середине 80-х, Владимир Артамонов, Олег Данилин, Леонид Ефимов, Вадим Потапов — перед развалом СССР. Между тем кировское "Динамо" — это клуб, находившийся в структуре службы исполнения наказаний, причастный к знаменитому ВятЛагу.
Ватерполист Николай Шарафеев защищал цвета московского "Динамо". Воспитанник СК им. Урицкого Ильдар Рахматуллин отправился играть-"служить" в минское "Динамо", спустя десять лет, как туда переехала целая группа хоккеистов из Казани, включая главного тренера СК им. Урицкого Исмаила Милушева. С образованием в 1979 году в Харькове команды "Динамо" там поиграли Александр Ксенофонтов, Андрей Писарев, затем Сергей Киряхин, а также альметьевец Дмитрий Ярыжко. Это был недолгий период, когда в Куйбышеве расформировали СКА, перевод хоккеистов из Татарии в Хабаровск выглядел не оптимальным выходом из положения, вот и возник вариант с "Динамо" плюс ленинградским СКА. Уже потом казанцы массово начали играть-"служить" в свердловском СКА.