Войти в почту

Сборная Москвы: удивительные судьбы первых российских футболистов

Валентин Сысоев: забивал в каждом матче, пока не ушел на войну

Сборная Москвы: удивительные судьбы первых российских футболистов
© Российская Газета

Футбол в его жизни появился в 1908 году на даче в подмосковном Расторгуеве, где семья Сысоевых жила летом. Соседскому парнишке знакомый англичанин подарил мяч и объяснил правила игры. Сначала сосед играл с братьями Сысоевыми, благо их было аж четверо, а потом подключились и другие дачники. Молодежь носилась по импровизированному полю, появилось несколько команд.

Следующим летом Валентин узнал, что в Замоскворечье британец Бенц создает спортивный клуб. Поехал к нему, сыграл в тренировочном матче англичане против русских. Иностранцы легко выиграли, а у наших два гола забил Сысоев, за что и получил приглашение от Бенца в его команду.

К началу сезона 1910 года ЗКС (Замоскворецкий клуб спорта) был укомплектован - пять англичан и шесть русских, среди которых стремительный и яркий Валентин Сысоев. Футбол в городе становился все популярнее, в декабре 1911-го журнал "К спорту" писал: "Из всех видов спорта у нас в Москве в настоящее время самым распространенным является футбол. Еще три-четыре года назад футболистов насчитывалось всего несколько десятков, теперь число играющих, наверное, превышает тысячу. Также возросло и количество зрителей, посещающих состязания".

Валентин Сысоев (1887 - 1971)

В молодости Сысоев вел дневник. Летом 1912 года, когда сборная России проиграла на Олимпиаде 1:2 финнам и 0:16 немцам, он записал в нем: "Я верю в неиссякаемую силу русского человека, в мой талантливый народ и уверен, что настанет время, когда наш футбол завоюет себе вселенскую славу". Сам он на Олимпиаду не поехал - запретил генерал, командующий дивизией, в которой служил Сысоев, сказал: "Пусть в футбол играют те, кому делать нечего".

Тот же журнал "К спорту" писал о Сысоеве в 1914 году в заметке "Удивительный рекорд": выступая в официальных играх на первенство Московской лиги, он установил редкое достижение - ни разу не ушел с поля, не забив хотя бы один гол. А вот текст под заголовком "ЗКС - "Унион" - 4:3":

Элегантная форма начала прошлого века.

"Вчера ЗКС играл против "Униона" на своем поле. Первую половину хозяевам пришлось играть и против ветра, и против солнца. Сберегая, видно, силы ко второй половине, они нападали не особенно энергично, за что и поплатились: пропустили в свои ворота два гола.

После перерыва игра пошла интереснее и живее. Казалось, унионовцы в первые сорок пять минут выложили все, что могли. Но не тут-то было: прошло совсем немного времени, и они провели еще один гол. Счет 3:0 оставался почти до самого конца, хотя ЗКС прилагал много старания. Никто уже не сомневался в исходе игры, когда за десять минут до окончания В. Сысоев прорвался и "размочил" счет. Потом случилось невероятное: в оставшиеся девять минут Сысоев, игра которого была вообще выше всяких похвал, провел еще три гола, и ЗКС выиграл 4:3. Публика, не в силах сдержать свой восторг, долго не прекращала оваций, а некоторые зрители даже выбежали на поле".

- Игры первого чемпионата, - вспоминал Валентин Сысоев в книге Леонида Горянова "Колумбы московского футбола" ("Московский рабочий", 1983 г.), - были, по нынешним понятиям, весьма примитивны. Никакой тактики практически не существовало. Линии были оторваны друг от друга. Оборону составляли два защитника, причем располагались они не фронтом, как сейчас, а друг за другом и соответственно назывались передний и задний. Далее шли три хава (полузащитника) и пять вытянутых в линию форвардов. В связи с таким построением очень часто осуществлялись индивидуальные проходы, длинные поперечные передачи на выход. Темп не очень ценился, поэтому многие мастера увлекались демонстрацией отдельных элементов техники, таких, как обводка, игра головой, бег с мячом, умение держать его в воздухе и многое другое.

Футбольная карьера Валентина Сысоева закончилась в 1914 году, когда его забрали на фронт - шла Первая мировая война. Ему было 27 лет. Последний матч провел за ЗКС против "Униона". Победа 6:2 и пять из шести голов забил Сысоев. Почти не сохранилось сведений о том, чем он занимался после войны, но его фамилия еще несколько лет появлялась в футбольных отчетах о матчах сборной Москвы. Умер Валентин Сысоев в 1971 году.

Борис Чесноков: организовал "дикие" футбольные команды, которые потом запретила полиция

В детстве и молодости он чем только не увлекался! Отец служил на железной дороге, поэтому семья часто переезжала. В Нижнем Новгороде и Коврове ходил с отцом смотреть на кулачные бои. В подмосковном Бирюлеве он и трое его братьев полюбили лапту, у Бори была коллекция мячей для этой игры, сам вытачивал биты. Когда учился в 4-й московской гимназии у Покровских ворот, зимой бегал на коньках.

Борис Чесноков в центре с усами. 1915 г.

Далее - борьба, лучшие схватки которой тогда показывали в цирках. Однажды в гимназии на перемене Чесноков красивым приемом уложил на лопатки одноклассника и это случайно увидел учитель французского, тоже страстный болельщик. С тех пор каждый урок французского начинался с сообщения, кто кого и на какой минуте одолел в цирке в борцовской схватке. Занимаясь этим видом спорта в атлетической школе, Борис порвал связки, доктор запретил бороться.

Зато можно было играть в футбол. Двумя или тремя классами старше учился Леонид Смирнов, он потом войдет в сборную Москвы. Вокруг него собирались ребята, в том числе и Чесноков, которые играли в гимназическом дворе. Однажды даже вызвали на матч другую гимназию и обыграли ее, а Борис забил пять мячей. Отцу-железнодорожнику тоже нравился футбол. Он купил сыновьям мяч, разрешил провести матч на дворе погрузочной станции.

"Надо же было так некстати нагрянуть управляющему станцией! Последовало строгое распоряжение: "Футбол на товарном дворе немедленно прекратить. Он отвлекает". Пришлось искать новое пристанище. Сначала нашли неплохую лужайку неподалеку от Калитниковского кладбища, потом чуть ли не половину лета играли на широкой, тихой Александровской улице, на лугах между линиями Нижегородской и Курской дорог", - пишет в своей книге Горянов.

Для большинства тех, кто присоединился к братьям Чесноковым, путь в привилегированные городские футбольные клубы был закрыт. Там играли дети состоятельных родителей. Членский взнос, например, в клуб "Вега" в 1911 году составлял 15 рублей - месячная зарплата рабочего. А команды Чесноковых называли "дикими". В январе 1912 года журнал "К спорту" напечатал статью о Бориса о них.

"Главный элемент состава "диких" кружков, - писал автор, - рабочие, мелкие служащие и учащаяся молодежь. Это не московские патриции - игроки лиги, приезжающие на состязания на автомобилях. Это демос, страстно увлекающийся здоровым и интересным спортом, подобно тому, как раньше он увлекался борьбой… Пусть лига уделит ему хоть крохи своего внимания и протянет опытную руку помощи".

Вместе с Борисом играли братья - Иван был вратарем, Сергей правым нападающим, а сам Борис действовал то в центре нападения, то на месте левого полусреднего. Вскоре появилась лига "диких" кружков, которую возглавил Чесноков. Он же стал играющим тренером Рогожского кружка спорта (РКС). Один из лучших нападающих тех лет Павел Канунников вспоминал позднее в печати:

- Тренировка команд в ту пору состояла в основном из того, что бесконечно били по воротам. Борис Чесноков первым в Москве ввел у нас в программу занятий кроссы, упражнения с мячом - индивидуальные и групповые, сообщал нам интереснейшие сведения по тактике.

Время "диких" команда закончилось в 1915 году, когда власти из-за революционной угрозы стали запрещать рабочие собрания, кружки и т.д. На первое в 1914 году заседание пришел представитель полиции и потребовал разойтись. На следующий день спортсмены пошли в участок к приставу, но с ними даже не стали разговаривать. Почти год РКС скитался по чужим полям, сезон закончил кое-как и в конце концов прекратил существование.

Чесноков стал автором первого в СССР энциклопедического словаря по физкультуре.

Братья Чесноковы вместе с другими одноклубниками вошли в состав клуба "Новогиреево", который никогда не ходил в фаворитах, а получив подкрепление, выиграл чемпионат Москвы 1915 года. В 1916 со счетом 6:1 обыграл приехавший в Москву петербургский "Меркур". Один мяч на счету Чеснокова.

Увы, в 1917-м он получил тяжелую травму ноги и играть больше не мог. Зато стал одним из самых известных в стране спортивных организаторов, а потом и журналистом. Работал в журналах "К спорту" и "Прожектор", газете "Правда". Был первым директором издательства "Физкультура и спорт". Умер в 1979 году.

Михаил Сушков: ходил на футбол за 10 километров

Михаил Сушков родился в 1899 году, играл в нападении за Спортивный кружок Замоскворечья, который москвичи за похожие буквы в аббревиатуре СКЗ прозвали "Стрекозой". Их поле находилось напротив нынешнего входа в парк Горького.

Весной перед сезоном 1916 года часто выигрывали, но официальные матчи сначала складывались неудачно. "СКЗ, красиво игравший всю весну, имевший такие блестящие победы, как над "Новогиреевом" и петроградским "Меркуром", в настоящее время до безобразия плохо играет. Михаил Сушков и Федор Селин, два безусловно талантливых футболиста, влившиеся в этот коллектив, видимо, не могут сами по себе сделать здесь погоду…", - писал журнал "Русский спорт". Но во втором круге чемпионата Москвы "Стрекоза" "взлетела" высоко! Обыграли "Новогиреево", КСО, ОЛЛС, СКЛ.

Михаил Сушков (1899 - 1983).

А вот как складывался для Сушкова переломный для страны 1917 год.

- Знаете, в сумме не набралось бы тогда и недели моего отсутствия на поле СКЗ, - вспоминал он позднее, - хотя, чтобы попасть на стадион, приходилось отмерять пешком километров по десять: трамваи стояли, никакого транспорта не было. Первенство городской лиги разыгрывалось планомерно: и в 1917-м, и 1918 годах календари выдерживались неуклонно, не прерывались и в самые тяжелые дни.

Вскоре старший брат Сергей ушел воевать за красных. Младшие - Миша и Саша тоже записались в Красную Армию и попали в 2-ю латышскую стрелковую дивизию. Михаил воевал, освобождая Белосток. Попадал под артобстрелы, выходил из окружения, отбивал атаки противника. Занятия спортом пригодились. Демобилизовали его в конце 1921 года.

Вернулся в Москву, пошел на стадион СКЗ, где его тут же узнали товарищи, обрадовались, обняли. Сушков тянулся не только к футболу, стал студентом музыкального училища при Московской филармонии. Был артистом агитационного эстрадного коллектива "Синяя блуза", первым спел по советскому телевидению, состоял в оперной группе.

В 1927 году к нам приехала сборная профсоюзов Англии. Команда профсоюзов СССР разгромила ее 11:0, пять мячей на счету Сушкова. А вот его рассказ Леониду Горянову о матче 1934 года.

- В Свердловске в тридцать четвертом я был играющим тренером. Играли мы против норвежских футболистов. Именно тогда мы, советские спортсмены, впервые столкнулись с системой "дубль-ве". Не в 1936-м в Париже, и не в 1937-м, когда приехали баски, а именно в 1934-м.

Почетные обязанности президента "Кожаного мяча" Михаила Сушкова.

В 1960-х Сушков стал президентом всесоюзного клуба "Кожаный мяч", в турнирах которого участвовали тысячи детских команды. До последних лет жизни оставался неутомимым энтузиастом футбола. Умер в 1983 году.