Войти в почту

«Если бы ЮФЛ не было, футбол в регионах Дальнего Востока мог бы умереть»

«Если есть желание поиграть, можно просто выйти, почистить поле и – вперед... Меня -40 не отпугивали. Если есть желание играть в футбол, заниматься любимым делом – почему нет?

«Если бы ЮФЛ не было, футбол в регионах Дальнего Востока мог бы умереть»
© Спорт день за днем

..Как описать игру в -40? Это очень непривычно, холодно. Очень холодно. Но терпимо. Впрочем, как всегда играешь в футбол. Чего такого? Просто холод», – говорит 15-летний воспитанник якутской команды «РССШФ» Иван Климов. Пожалуй, это высказывание отражает отношение якутян к зиме.

С чем ассоциируется Якутия у обывателя из Центральной России? С экстремальными холодами, услышав о которых, большинство охает. Оно и верно. Январь в Якутске, столице Республики Саха, настолько холодный, что ртутный термометр не может точно показать температуру, ведь ртуть замерзает при -39 °C.

Впрочем, о Якутии надо говорить как о крае, где каждое время года представлено в своем абсолютном, можно даже сказать, стереотипном виде. Зимой – холод такой, что деревья трескаются, а из-за тумана не видишь, что в пяти метрах от тебя творится. Весна – время возрождения жизни, когда с каждым днем ощущаешь все больше солнечных лучей и видишь все больше зеленой травы. Лето – зеленое, насыщенное злобными комарами и знойное настолько, что лесные пожары, к сожалению, стали обыденностью. Осень – тоскливое время, когда только и остается писать стихи о смерти, попивая настойку.

Но не только климатом примечательна Якутия. Это еще и спортивный край. На главной площади города – площади Ленина (откуда, к слову, памятник Ленину убрали на реставрацию) вы найдете часы, отсчитывающие дни до старта игр «Дети Азии» 2024 года. Эти соревнования, созданные в Якутии в 1996 году, охватывают весь азиатский континент и проходят каждые четыре года под патронажем МОК и ЮНЕСКО.

Подготовка к играм идет активно. Глава РС (Я) («Ил Дархан» по-якутски) Айсен Николаев проверяет готовность объектов. А главный стадион города, 12-тысячная «Туймаада», закрыт на реконструкцию.

А на нем под звук молотков и дрелей тренируются команды «РССШФ» («Республиканской специализированной спортивной школы по футболу»).

Школа имеет два отделения – в Якутске и Нерюнгри, городе с населением 53 тысячи человек. В них работают 18 тренеров и занимаются 580 детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Команда «РССШФ» до 16 лет занимает шестое место в турнирной таблице ЮФЛ Дальнего Востока. А та, что до 18 лет идет на восьмом месте в лиге из 10 команд.

Зачем писать о школе, чьи команды результатами не блещут? Ответим – якутский футбол сейчас находится на той стадии развития, когда важно говорить о процессе, а не о результате, ведь из первого обязательно вытечет второе. Тем более РФС стал активнее вести работу по разрешению ряда проблем.

Проблемы якутского футбола: отсутствие массовости и сложная логистика

Главная проблема якутского футбола – отсутствие массовости. Согласно исследованию Sport Connect и РБК, в 2020 году только 1,90% населения играли в футбол (31-е место среди регионов страны). Для сравнения – в Дагестане, лидере рейтинга, футболом занимались 5,95% населения. И тут важно понимать, что это был пик популярности футбола среди детей, вызванной ЧМ-2018. После 2020 года дети уже меньше записывались в футбольные школы из-за пандемии.

Главная причина отсутствия массовости на поверхности – холодный климат. В период с октября по апрель в футбол на улице не поиграешь из-за температуры ниже -20 градусов и пластов снега, покрывающих поля. Это просто опасно для здоровья. Как следствие, родители, желающие отдать ребенка в спорт, выбирают те виды, которыми можно заниматься в теплом помещении.

Важно и учитывать то, что футбол просто проигрывает конкуренцию другим видам спорта. Якутия славится своими традициями в вольной борьбе – республика дала миру двух чемпионов и одного серебряного призера Олимпийских игр в этом виде спорта. Потому родитель, думая о том, куда отдать ребенка, выбирает борьбу, так как верит, что там его сыну будет легче добраться до мировых вершин, чем в футболе. Да и еще есть традиционные национальные виды спорта, которыми суммарно занимаются свыше 20 тысяч человек, – масс-рестлинг, хапсагай, якутские прыжки (футболом в 2020 году занималось на три тысячи человек меньше)

«Футболом мало кто увлекается, меньше, чем борьбой. Футбол в республике не такой массовый вид спорта, как хотелось бы. С другой стороны, здесь проще заиграть», – отмечает Иван Климов.

Еще одна причина отсутствия массовости носит глобальный характер и присуща не только Якутии. Появление развлечений на дому: компьютерных игр, соцсетей, видеохостингов, – привело к тому, что подростки все меньше выходят погонять мяч во дворе. И эту проблему видят представители двух разных поколений.

«Согласен с тем, что массовости не хватает. Интернет появился, все смотрят, учатся по видео. Раньше такого не было, все играли на площадке целыми днями», – отмечает Михаил Никифоров, тренер «РССШФ» (2007 г.р.)

«Большинство подростков сейчас проводит время за компом и телефонами. Бесполезной фигней занимаются, чтобы не проводить время на улице и дышать свежим воздухом», – рассказывает 15-летний Климов.

И еще один фактор низкой массовости – отсутствие в Якутске профессионального клуба. Футбольный клуб «Якутия» был закрыт в 2017 году из-за банкротства. Клуб жил за счет республиканской казны, и когда бюджет стал дефицитным (отрицательное сальдо по итогам 2017 года составило 9,8 млрд руб.), то правительство пошло на сокращение расходов.

«Дети спрашивают у нас: “Если закончим школу, куда пойдем?” Была бы команда мастеров, у детей была бы мотивация, стимул продолжать», – отмечает Никифоров.

Видя, что перспектив заиграть на профессиональном уровне мало, подростки бросают футбол и, в лучшем случае, погружаются в учебу. Потому только один уроженец Якутии выступает в РПЛ – защитник Артем Соколов («Крылья Советов»).

Соколов смог пробиться на высокий уровень, потому что уехал из Якутска в академию «Чертаново» в 11 лет. А ведь не каждый родитель готов отпустить своего ребенка в другой регион. Или просто не обладает для этого финансовыми возможностями.

Еще одна проблема якутского футбола до «ЮФЛовской эпохи» – отсутствие постоянных матчей с командами из других регионов. И здесь сказывается отдаленность Якутска от других городов. Расстояние между Якутском и Владивостоком, столицей ДФО, – 3 098 километров. Для сравнения – расстояние между Владивостоком и Хабаровском, чьи команды занимают ведущие позиции в дальневосточной ЮФЛ, – 768 км.

«Проблема заключается в транспортной логистике нашей республики. Если мы захотим провести у нас турнир по мини-футболу или футболу, мало кто захочет сюда приехать с Дальнего Востока, потому что билеты дорогие. А там на поезд сел и на месте», – отмечает директор «РССШФ» Николай Цыпандин.

Например, по данным портала «Авиасейлс», самый дешевый билет на самолет из Якутска во Владивосток 25 сентября стоит 14 213 рублей. Билет на поезд из Хабаровска во Владивосток стоит 1500 рублей. Понятно, почему Якутск не может привозить к себе команды из других регионов.

Конечно, якутские команды не были изолированы от Дальнего Востока. Они выступали на первенствах региона. Но не так регулярно, как хотелось бы. Потому в первый сезон ЮФЛ ДВ команды «РССШФ» мало что могли противопоставить соперникам. «РССШФ» до 16 лет с 15 очками в 22 турах заняла третье место с конца (разница мячей 24-78), а команда до 18 лет с 11 очками расположилась на предпоследнем месте в турнирной таблице (разница мячей – 14-51).

«У футболистов из других команд был совсем другой уровень. Мы оказались к этому не готовы. Боялись, не хватало ни физики, ни техники. Мы быстро “умирали” на поле. В первом тайме выходили нормально, а во втором уже совсем другими людьми», – вспоминает Климов.

Но регулярные игры позволили сгладить отставание в классе. Уже во втором сезоне «РССШФ» до 16 лет идет на шестом месте (а по потерянным очкам и вовсе на пятом). Команда пропустила 10 мячей в 12 играх, только «СКА-Хабаровск» пропустил меньше (6). Да, не совсем объективный показатель, т.к. якутская команда провела на один матч меньше, чем конкуренты. Но прогресс по сравнению с прошлым сезоном очевиден.

И такой прогресс был бы невозможен без появления ЮФЛ Дальнего Востока и усилий РФС.

Как РФС решает проблемы: за свой счет укладывает поля и дотирует команды

«РФС сделал очень хорошую программу – ЮФЛ. Если бы ее не было, то не только в Якутске, но и, в целом, в регионах Дальнего Востока футбол мог бы умереть», – откровенно говорит Михаил Никифоров.

В декабре 2020 года РФС, Минспорта РФ, Правительство РС (Я) и Футбольный союз Якутии подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития футбола. По нему «РССШФ» получила статус «Детского футбольного центра». И благодаря этому школа получает большую поддержку от РФС, за счет которой отправляется в дорогостоящие разъезды по регионам Дальнего Востока и участвует в ЮФЛ.

«Нашим воспитанникам предоставляется круглогодичная возможность заниматься любимым делом. За счет Российского футбольного союза они выезжают в города Дальнего Востока. Там их встречает комфортабельный автобус, уже готово место размещения, предоставляется питание. Они чувствуют себя, как профессиональные футболисты, хотят ими быть. Очень большие средства РФС выделяет нашей школе», – рассказывает Цыпандин.

При этом поддержка РФС более обширная, чем просто организация выездов команды в другие города.

«Российский футбольный союз помогает нам спортивным инвентарем и оборудованием. Мячи, манекены, ворота, скамейки запасных – за счет этого мы принимаем участие в дальневосточной ЮФЛ. От РФС мы безвозмездно получили футбольное поле, которое сейчас стелют в манеже «Дохсун». Ни одного рубля мы не заплатили за доставку до города Якутска. Мы очень благодарны РФС, что они смотрят в нашу сторону, видят, что в Якутии есть футбол и дают возможности нашим детям», – добавляет Цыпандин.

Большую работу проводит и Министерство спорта республики. Оно выделило «РССШФ» под тренировки и игры центральный стадион города «Туймаада» на лето и крытый манеж «Дохсун» на осень и зиму.

При этом проводится большая работа с детскими тренерами.

«Мы проходим повышение квалификации на семинарах. Там учимся и общаемся с другими тренерами, обмениваемся опытом. Сейчас из Москвы приезжают специалисты РФС и учат нас прямо здесь», - отмечает Никифоров.

Идет работа и по возрождению профессионального клуба. По четырехстороннему соглашению клуб в республике должен появиться в 2024 году.

«Важно отметить, что для достижения целей, указанных в соглашении, стороны планируют в том числе привлечь частных инвесторов», – заочно отвечал критикам государственного финансирования в футболе Александр Дюков.

Еще немало вопросов нужно решить. Например, открыть в Якутске интернат для детей из улусов республики, больше рекламировать футбольную школу, ведь далеко не все в городе о ней знают. Но, в целом, руководители и тренеры «РССШФ» смотрят в будущее с оптимизмом. Когда есть хоть какой-то результат, это дается проще.