«Рекомендую читать как можно больше». Павел Богданов о работе комментатора, «Зените» и Медиалиге

В последние годы на домашних играх «Зенита» звучит голос Павла Богданова. Но в Интернете о нем почти нет информации. Корреспондент «Спорт День за Днем» Кирилл Романов встретился с комментатором «Матч ТВ», чтобы узнать о нем больше.

«Рекомендую читать как можно больше». Павел Богданов о работе комментатора, «Зените» и Медиалиге
© Спорт день за днем

Как стать комментатором? Совет дать не могу

– Вы учились в СПбГУ на факультете журналистики. Какие главные воспоминания у вас остались об учебе и что она вам дала? – Это было так давно уже, 20 лет в этом году, как я закончил учебу. Самое главное воспоминание – это масса прочитанных книг, которые я бы сам никогда в жизни не прочитал, если бы там не учился. Когда ты учишься в таком месте, как факультет журналистики, самое главное – это знакомства какие-то, бэкграунд, который ты получаешь от общения, нежели сам процесс обучения. Когда я пришел учиться, факультет журналистики в шутку называли «ПТУ при ЛГУ», намекая на то, что особого образования там, в общем-то, нет. Гуманитарное образование всегда специфическое.

После первого курса я пошел на практику и в дальнейшем со многими преподавателями знакомился только на зачетах и экзаменах. Поэтому никому свой вкладыш в диплом не показываю, чтобы никто не видел какие у меня оценки.

Если серьезно, то главное – это множество знакомств. Многие ребята, с которыми я учился, до сих пор хорошо себя чувствуют в разных профессиях, в том числе в Петербурге. Например, Николай Булкин, он сейчас возглавляет петербургское НТВ. Вообще, многие мои однокурсники продолжают работать в профессии, чему я очень рад.

– Сейчас вы – второй комментатор на домашних матчах «Зенита», а также комментируете матчи других зенитовских команд. Расскажите, как вы стали комментатором. – Это был долгий тернистый путь. Меня часто спрашивают об этом, и я понимаю, что нет какой-то определенной точки отсчета. Я пошел работать после первого курса на телеканал, который располагался на Чапыгина, 6. Пришел в спортивную редакцию, а руководителями там были Геннадий Сергеевич Орлов и Эрнест Наумович Серебренников – два мэтра, которые меня всему и научили. Но поскольку они были большие-большие-большие величины, то, естественно, они никого особо ни к чему и никогда не подпускали. Потому что самое лучшее для профессионала – это все делать самому.

Но для меня все же это был неоценимый опыт: я ездил на массу съемок, познакомился со многими интересными людьми, можно сказать, вошел в профессию. Потом был телеканал 100 ТВ, это 2003 год, и мне было чуть больше 20 лет. Еще одна точка отсчета – 2005 год, когда я пришел к Леониду Генусову на программу «Зенит 21 век». Тогда редакторы искали сотрудников, и Леонид Борисович позвал меня. Я пошел работать в эту программу, что меня внутрь футбола и ввело.

Потом мы с Леонидом Борисовичем сделали от первой до последней программы «Футбол Pro & Contra» на 100 ТВ. И там же я прокомментировал первые матчи «Зенита», это были квалификационные матчи еврокубков.

Потом был хоккей. Тогда все было не так, как сейчас у СКА – по 12 тысяч с лишним зрителей на каждом матче и билетов на плей-офф не достать. Это был совсем другой СКА, в который только заходил «Газпром» и который только начинал приближаться к высоким местам. И в общем-то никто из журналистов особо и не хотел там работать. Хотел только Андрей Архипович Шестаков, который до сих пор комментирует СКА, потому что он настоящий хоккейный фанат и все знает о хоккее. Мне предложили работать с ним в паре, потому что нужен был второй человек, который будет стоять у бортика, плюс брать интервью.

Тогда все это показывали не в прямом эфире, а в записи в 2 часа ночи. Мы так отработали сначала только на домашних матчах, потом стали комментировать и выездные игры СКА. И так получилось, что в 2014 году я откомментировал все матчи СКА вместе с Андреем, а команда в первый раз выиграла Кубок Гагарина. Так что я могу себя назвать фартовым комментатором.

Примерно тогда же в моей жизни появилось НТВ Плюс, где я просто делал какие-то сюжеты, брал интервью в перерывах матчей. Тогда не работали по два человека, только на каких-то отдельных матчах. А потом на канале случилась очередная реструктуризация, когда решили попробовать региональных комментаторов в разных городах.

Я вспомнил все эти даты и события, но здесь нет единой точки отсчета. Поэтому ответить на вопрос, как стать комментатором я не могу, кроме того, что ты очень сильно этого хочешь, очень много для этого делаешь и не отчаиваешься, даже когда тебе говорят «нет». В какой-то момент я вообще стал другими телевизионными проектами заниматься. И когда я уже на все плюнул, само пришло…

– Вспомните ваш самый первый эфир, какие у вас остались впечатления? – Я очень хорошо помню свой первый хоккей. Это был, кажется, 2008 год. Сергей Зубов, который сейчас большой тренер и успел потренировать СКА, тогда играл в этой команде. Он и был первым человеком у меня на интервью в перерыве. Я был в мандраже, потому что, во-первых, это прямой эфир, а, во-вторых, Сергей Зубов – это величина, человек, которого я до этого видел только по телевизору. Но тогда вроде прошло все нормально.

– Вы начинали работать еще на НТВ Плюс с Геннадием Сергеевичем Орловым. Что вы можете о сказать об опыте работы с ним? – Геннадий Сергеевич – замечательный человек. Я ему всегда искренне благодарен и не устаю это подчеркивать. Я первый раз пришел на телевидение, когда учился в 11 классе. Было такое ток-шоу «Пенальти» – программа, в которую приходили известные спортсмены и отвечали на вопросы зрителей. Зрителей набирали практически с улицы.

Я сидел дома и смотрел какой-то футбол. И вдруг услышал, как Геннадий Сергеевич сказал: «Приходите, запись программы завтра-послезавтра». Вопросы, которые я задавал им понравились, меня продюсеры стали приглашать на съемки каждый раз, когда я мог. И потом… Сейчас, 20 лет спустя, я бы не решился на это. Но тогда меня, видимо, это совершенно не смутило, и я подошел к Геннадию Сергеевичу после одной из записей и сказал: «Знаете, я хочу поступать на факультет журналистики. Можете мне написать рекомендацию?» Он бы мог отнекиваться и ничего не делать, но написал, и я, гордо помахивая этой бумажкой, пошел поступать как раз на 1-ю линию Васильевского острова. Может быть, это мне и помогло. Это первое.

Второе. Он взял меня на практику после первого курса совсем зеленым. Так получилось, что потом мы на годы разошлись, потому что я пошел в другую сторону, на другие каналы. Потом мы встретились в эфире только 15 лет спустя.

Он человек энциклопедических футбольных знаний. Кроме того, когда ты включаешь репортаж, то можешь не знать, кто комментирует матч. Но по голосу с первых слов понимаешь, кто этот человек. Геннадий Сергеевич из той породы людей, чей голос невозможно перепутать ни с каким другим. Это просто неоценимое качество для любого спортивного комментатора.

И еще он человек, который любит работать один. Это советская школа, совсем другая манера репортажа. В какой-то момент ты понимаешь по деталям, нюансам, флюидам, настроению, как он здоровается – есть ли у него желание взаимодействовать сегодня или лучше вступать только тогда, когда тебя об этом просят. Сейчас, когда я работаю с кем-то вдвоем, я понимаю, что любая пауза означает, что что-то и я могу сказать. Репортаж с Геннадием Сергеевичем отличало то, что лучше всегда было дождаться его вопроса и потом уже вступать в репортаж.

– Какой матч из тех, что вы комментировали, вы оцениваете как самый лучший, а какой показался худшим? – Честно говоря, оценивать себя мне неудобно. Это, наверное, лучше спросить у коллег. Но есть матч, который мне очень сильно запомнился. Это был отборочный матч Лиги Европы, «Зенит» играл с минским «Динамо» на пустом «Петровском», там были только болельщики «Динамо». Мы с Михаилом Поленовым комментировали этот матч.

На пустом стадионе ты прекрасно слышишь команды тренеров. Я стоял между скамейками: с одной стороны был Сергей Гуренко, главный тренер минского «Динамо», а с другой – Сергей Семак. И ты практически внутри этого матча находишься, плюс нету зрителей, и ты все переговоры слышишь прекрасно. Плюс само по себе событие, когда команда отыгрывает 4:0 и выходит дальше. Этот репортаж для меня в копилку. Не знаю, насколько он был удачным с точки зрения работы, но с точки зрения воспоминаний – точно номер один.

Как ни странно, у меня осталось хорошее внутреннее ощущение от финала женского Кубка «Зенит» – ЦСКА в прошлом году. Хотя некоторые считают, что женский футбол – это специфическая история. Но, видимо, это был настолько эмоциональный матч, что тоже заразило.

– В прошлом сезоне вы работали основным комментатором в выездных матчах с «Оренбургом» и «Сочи». Довольны ли вы этим опытом? – Это интересный опыт. Я работал основным и до этого некоторое время назад. Например, на «Газпром Арене» в прошлом году на матче с «Црвеной Звездой». С «Нижним Новгородом» в позапрошлом чемпионате в последнем туре. До этого был эксперимент на «Матч ТВ», когда региональных комментаторов отправляли по разным городам и необязательно, чтобы они свои команды комментировали. Я успел съездить в Уфу, в Оренбург.

Если говорить про названные вами матчи, то это были две хорошие игры. Иногда очень скучно смотреть на то, когда обеим командам ничего не нужно. Но именно эти матчи были очень интересными. В «Оренбурге» при Марцеле Личке всегда была совершенно невероятная атмосфера и невероятный футбол, который его команда показывала. Плюс там всегда очень гостеприимно принимают и очень благожелательные ребята работают в пресс-службе.

А если говорить про Сочи, то уже смеюсь, что я практически там прописался. В 2018 году летал туда в первый раз на ЧМ просто как зритель смотреть матч Россия – Хорватия. После этого каждый год летаю туда работать на матчах «Зенита».

Мне понравилось, хороший интересный опыт. Все-таки когда ты один в эфире, – это другая динамика репортажа, другой ритм. Плюс хорошо, когда нет ответственности за результат у команд и они все комментарии воспринимают более спокойно. Потому что мы понимаем, что, когда идет жесткая турнирная борьба, любое неаккуратно сказанное слово вызывает иногда достаточно странный отклик. Последний пример – когда даже губернатор Нижегородской области написал у себя на странице в Телеграме, что комментатор, который работал на матче нижегородского «Торпедо» с китайским «Куньлунем», болел за китайцев. С чего он это взял, я не знаю… И несмотря на то, что в командах говорят, что они никаких комментариев не знают, ничего не смотрят и не слушают, на самом деле все все знают, смотрят и слушают. Может быть не они сами, но, тем не менее, найдутся люди, которые передадут.

– Основная масса спортивной аудитории знает вас, как комментатора матчей «Зенита». Но, помимо этого, вы еще ведете программу «Культурная эволюция» на канале «Санкт-Петербург». Расскажите, что это за передача? – Если говорить точнее, то я там один из авторов. Это программа, которая посвящена культурной жизни Петербурга. Выходит она раз в неделю на канале «Санкт-Петербург» в пятницу ночью, и потом повтор в субботу.

Это к вопросу о том, как некоторые вещи случаются в жизни. В 2015 году, когда развалился 100 ТВ и на его месте появился Life78, я там еще годик поработал и комментировал матчи СКА. А потом наши пути с каналом разошлись, меня оттуда уволили, а моему ребенку было год с небольшим. И полгода у меня не было никакой постоянной работы. Екатерина Павлюченко позвала меня на канал «Санкт-Петербург» делать этот проект. Мы были знакомы как раз по 100 ТВ.

Первые российские медали «Зенита»: команда без легионеров, эксклюзивные трансляции на Питер и обида на «Спартак»

Я всегда думал, что если не буду заниматься спортивной журналистикой, то вторая сфера приложения для меня – культура, потому что я очень люблю театр. Правда тогда я не думал, что зайду в эту сферу так надолго, но получилось так, что работаю на канале уже седьмой год. Я очень благодарен и каналу «Санкт-Петербург», и Ольге Александровне Разиной, которая руководит нашей редакцией художественного вещания, и всем коллегам, которые со мной работают. Они с пониманием относятся к тому, что у меня параллельно есть еще спортивная жизнь. И кроме «Культурной эволюции» у меня много проектов на этом канале, например, прямые трансляции: 9 мая, день ВМФ. Это всегда очень интересно – драйв прямого эфира.

Кроме того, канал «Санкт-Петербург» теперь опять показывает матчи «Зенита», так что на выездных матчах тоже есть где поработать.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший комментатор? – Во-первых, скорость реакции. Это 100%. Причем реакция во всех смыслах: и на конкретные эпизоды, и на то, что происходит в матче в целом. Футбольный матч постоянно происходит в режиме импровизации. Очень часто, когда ты готовишься, то узнаешь для себя что-то новое, что-то выписываешь. Потом начинается матч, и ты понимаешь, что его драматургия настолько расходится со всем тем, что ты подготовил, что выкидываешь все бумажки. Ты понимаешь, что они сейчас тебе не нужны вообще, и все должно быть по-другому. Причем ты понимаешь это только в моменте, когда начинается сама игра. Именно поэтому главное – скорость реакции на эпизод и на то, что происходит.

Плюс насмотренность, она дает огромное преимущество и в культуре, и в спорте. Приведу пример из культуры: вот ты посмотрел 50 спектаклей, а на 51-м ты уже что-то понимаешь. Так же и в футболе: посмотрел 50 матчей, 51-й понимаешь. Поэтому я всегда обязательно смотрю последний матч команды, с которой играет «Зенит». Это я делаю для того, чтобы понимать, в какой футбол она играет, что интересного для себя можно почерпнуть, о чем можно спросить тренеров перед матчем.

Ну, и, конечно, русский язык. Количество прочитанных книг, о котором я говорил, тоже очень многое дает. Умение чисто формулировать свои мысли в прямом эфире на хорошем русском языке – это довольно тяжело. Поэтому я всем рекомендую читать как можно больше.

– Сейчас «Матч ТВ» активно развивает школу комментаторов. Ее лучшие выпускники получают возможность пройти стажировку на сайте канала, а некоторые из них уже работают и на федеральном канале (например, второй комментатор в Самаре Петр Коптев и комментатор домашних матчей «Факела» Владислав Будлянский). Что бы вы могли пожелать начинающим комментаторам? – Никогда не сдаваться – это самое главное, если вы хотите этим заниматься. Когда я приходил в эту профессию, спортивное телевидение было, по сути, совсем маленькое. Спорт был внутри обычных каналов: чуть-чуть тут, чуть-чуть там, чуть-чуть здесь. И это все время было на вторых-третьих ролях, потому что с советских времен считалось, что со спортсменов брать нечего. Понятно, что за Олимпийскими играми и чемпионатами мира по футболу все следят, а все остальное никому не интересно. Когда я приходил, то примерно так и было, ниша была очень узкая.

Теперь кроме «Матч ТВ» есть еще три специализированных футбольных канала, есть канал, который показывает только РПЛ – это «Матч Премьер». Есть два хоккейных канала, есть «Матч Арена», «Матч Игра». Во время сезона на выходных может быть по 40-50 трансляций разного спорта за день, не считая того, что идет только в диджитал. Например, женская Суперлига вся в Интернете за небольшим исключением.

Работая на каких-то небольших событиях, ты можешь подходить к большим. Не говоря уже о том, что кроме «Матч ТВ» есть масса вещателей, которые показывают Первую, Вторую лиги, молодежный хоккей, молодежный баскетбол, волейбол. Чего там только нет. Поэтому мне кажется, что тем, кто сейчас приходит, в какой-то степени легче. Потому что у них есть где начинать. И поскольку у них не хватает людей, то чаще в качестве эксперимента тебя могут допустить к микрофону. А дальше все уже зависит от тебя. Да, это небольшие деньги, но если ты хочешь быть в профессии, то это очень хороший стартап.

– Благодаря школе, на стажировку в «Матч ТВ» попали две девушки. – Я даже одну из них знаю – это Настя Савина, она сейчас работает в пресс-службе молодежного женского «Зенита».

– При этом существует стереотип, что женщина не может профессионально комментировать футбол. Как вы относитесь к этому и что бы вы могли пожелать девушкам-комментаторам? – Раньше считалось, что девушки не могут судить футбольные матчи. А теперь – пожалуйста: Вера Опейкина будет работать главным арбитром в поле на матче Кубка России. Кто бы мог подумать об этом еще несколько лет назад?

Конечно, футбол, как и любой большой командный вид спорта – очень маскулинный, и в этот закрытый клуб плохо принимают женщин. Это факт. В Германии была попытка, чтобы матчи ЧМ комментировала женщина. И тогда была очень негативная реакция, которая шла от мужской аудитории. Некоторые мужчины говорили, мол женщины и так заняли все ниши жизни, так еще и в футбол полезли.

Я с этим не очень согласен. Все зависит от конкретного человека. Если человеку нравится, и аудитория это принимает – то почему нет. Каково, например, было первым женщинам, которые выходили на театральную сцену, когда считалось, что только мужчины могут быть артистами? Каково было первым женщинам-автогонщицам, пилотам самолетов? Конечно, это сравнение, в каком-то смысле, довольно условное. Но все равно они первооткрыватели, и если у них получится, на них будут смотреть более младшие коллеги. И, возможно, даже в учебники войдут.

К медиафутболу отношусь спокойно

– В каком году вы начали смотреть матчи «Зенита»? – Еще в Советском Союзе. Наверное, когда учился в первых классах школы. Я точно не скажу какой первый матч я посмотрел, не смогу вспомнить. Но это было точно поздние советские, ранние российские времена. Я помню матч, когда «Зенит» проиграл «Штутгарту» в Кубке УЕФА 0:5. Это был конец восьмидесятых.

Первый чемпионат мира, который я посмотрел – 1990-й год. Потом уже осознанно чемпионат Европы 1992 года, где играла еще сборная СНГ. И очень хорошо помню матч СНГ – Германия, когда мы выигрывали 1:0, потом на последних секундах матча получили гол со штрафного.

Помню матч «Зенит» – «Асмарал» в СКК, и даже с удивлением обнаружил этот матч на просторах Интернета.

Первый матч «Зенита» в чемпионатах России: команда проиграла легендам «Спартака»

– Как вы считаете, можно ли сказать, что Сергей Семак – один из лучших тренеров «Зенита» в истории клуба? – Конечно. Об этом говорят результаты: 5 чемпионств подряд, рекордное количество побед. Да, все говорят, что у «Зенита» много денег, он может позволить себе купить много футболистов. Отчасти это так, финансовые возможности «Зениту» позволяют. Но эти возможности существуют также и у «Спартака», «Локомотива», «Динамо». Какие суммы трансферов, сколько футболистов через эти команды прошло, и где их большие спортивные результаты?

Да, есть отдельные взлеты, связанные с конкретными именами, как в «Спартаке» Массимо Карреры. Я очень хорошо отношусь к «Спартаку», знаю, что у них очень много болельщиков в Москве. Это действительно команда номер один, так же как «Зенит» в Санкт-Петербурге. Но при этом ни одна из перечисленных команд на протяжении длительной дистанции не может дать результат.

«Зенит» его дает все время, год от года. В команду приходят и уходят футболисты. Какой уже по счету вариант состава делает Сергей Семак? Сколько раз он перестроил игру «Зенита» за эти годы? И результат все время был высоким на уровне чемпионата России. Сейчас он еще раз перестраивает игру после ухода Малкома, Кузяева, и это совсем новый «Зенит». До этого был совсем новый «Зенит», в который приходили Азмун, Дзюба, Ракицкий. И таких «Зенитов» за годы Семака можно насчитать не один, не два и не три.

Я вижу, насколько по-другому «Зенит» стал играть в этом году. И Семак для «Зенита» в новейшей российской истории тренер номер один без всяких сомнений. Сейчас, к сожалению, нет еврокубков, и мы не можем судить, как бы там выступила команда. Кто-то считает, что прошлогодний «Зенит» с Малкомом и Клаудиньо мог бы достойно выступить в ЛЧ и выйти в плей-офф, и даже куда-то дальше пройти. Трудно об этом говорить, потому что это все разговоры из разряда «если бы».

Но в России «Зенит» по-прежнему номер один. И я практически уверен, что в этом сезоне команда опять будет чемпионом.

– Сейчас «Зенит» усилился новичком из «Локомотива» Вильсоном Изидором, и он забил в своей первой игре за «Зенит». Как вы считаете, сможет ли он в дальнейшем стать полноценной заменой Малкому? – Нужно понимать, что у Изидора все-таки немного другая позиция на поле. Он играет слева в атаке, в отличие от Малкома. Интересно посмотреть его роль на поле, будет ли он выходить в старте, когда «Зенит» будет играть по привычной для себя схеме в этом сезоне с 3 центральными защитниками.

Также интересно, сможет ли он поддерживать себя на длинной дистанции в таком же состоянии. Во время матча с «Рубином» я вспоминал в репортаже с Иваном Лосевым, что в казанской команде был футболист, который в первом же матче забил три мяча. Все говорили, что это классное приобретение, а потом он больше не забил ни одного мяча. Такое тоже часто случается.

У «Зенита», как мне кажется, хороший точечный трансфер, который может помочь здесь и сейчас. И это не вопрос времени, это вопрос результата, который должен дать Изидор. Если он его будет давать – значит все нормально, если не будет – то, в конце концов, это аренда до конца сезона с обязательным правом выкупа. И это всегда обсуждается. По одной игре судить трудно, с моей стороны это было бы совсем непрофессионально.

– Чем объясните такой взлет Касьерры на старте сезона? – Мне кажется, это психологический вопрос. Возможно, что в этом варианте без Малкома ему проще играть, потому что раньше Малком очень много на себя брал в атакующей игре «Зенита», а Касьерра оказывался на вторых ролях. Теперь он должен быть одним из лидеров, и в этом статусе чувствует себя достаточно комфортно. Мне кажется, что для «Зенита» в целом уход Малкома – это минус, а для Касьерры в частности – это плюс. Без Малкома в составе он может себя лучше проявить.

Плюс еще никто не отменял такое явление, как фарт, везение. Ты можешь 50 раз пробить по воротам и не попасть в совершенно невероятных ситуациях. Тот же Владимир Ильин если еще 80 раз окажется в ситуации, как в эпизоде с промахом в ворота «Краснодара», то все 80 раз попадет. Но конкретно в этом моменте не попал, это драма конкретного эпизода. У Касьерры таких эпизодов в прошлом сезоне был вагон и целая тележка, в этом году стало залетать. Такое тоже бывает.

– Болеете ли вы за какой-нибудь европейский клуб? – В свое время я очень сильно переживал за «Манчестер Юнайтед» времен Сэра Алекса Фергюсона. После того, как он ушел, я немножко подостыл к происходящему в МЮ. Но я до сих пор внимательно слежу за английским футболом, очень люблю все, что с ним связано. Там всегда замечательная атмосфера в любом дивизионе, кубковых турнирах. Это всегда очень интересно.

Если говорить про другие европейские страны, то я получал большое удовольствие от игры «Наполи» Лучано Спаллетти. Очень сожалею, что они в итоге не смогли пробиться в финал Лиги чемпионов.

– Как вы относитесь к тому, что матчи Медиалиги проходят на «Петровском»? – Стадион «Петровский», – это уже знаковое и намоленное место. Сколько там было матчей, какие там были матчи. Идея хорошая…

В целом, я спокойно отношусь к медиафутболу. Я принимаю это как песни Димы Билана: есть оно и есть. В моей картине мира это ничего не меняет. Пусть расцветают все цветы. Но лично меня медиалига вообще не интересует, вот честно. Я не очень понимаю природу этой популярности. Как говорила моя бабушка: «Хорошо, что не сидят у подъезда и не пьют пиво, пусть лучше в футбол играют».

– Одна из самых больных тем для болельщиков «Зенита» – собственные воспитанники клуба. Как вы считаете, почему выпускники академии практически не играют в основе главной команды? – Здесь ответ на поверхности лежит – это уровень конкуренции. В «Зените» замечательно работает академия, и поскольку я все время смотрю и комментирую матчи ЮФЛ, Молодежной лиги, я вижу, как эти ребята, которые росли на моих глазах, играют сейчас кто в РПЛ, кто во Второй лиге. Академия «Зенита» все время выдает футболистов, которые разбросаны по всей стране. В какой клуб РПЛ сейчас ни посмотри, ты 100% найдешь того, кто проходил через систему «Зенита».

Но в главной команде «Зенита» такой уровень конкуренции, что для того, чтобы туда попасть даже я не знаю, что нужно. Плюс есть большая установка на результат, обязательно чемпионство каждый год. В этом плане я понимаю Сергея Семака, ему нужен результат. Когда он будет выпускать в составе условно пять человек из академии, то сначала все будут умиляться мол какой молодец, развивает петербургский футбол. А если потом одна неудача, вторая, третья – все про это забудут. Все равно от него будут требовать результат. И он не может себе позволить такой риск. Кого Семак может вкрапливать в игру, как того же Васильева – он это делает. И Дима играет все больше и больше – в Кубке он вообще игрок основного состава.

Тяжело приходится парням, которые сейчас идут в академию «Зенита». Но мне кажется, что они уже сами все понимают, особенно когда подходят к выпуску. Они смотрят футбол и видят, кто играет в составе «Зенита». И такая тенденция не только в «Зените». Возьмите практически любой большой европейский клуб, там везде то же самое.

– Что нужно, чтобы в «Зените» появились новые Аршавины и Кержаковы? – Сейчас не вижу никаких предпосылок для того, чтобы это произошло. Потому что «Зенит» – это команда, которая не может себе позволить эксперименты вообще. Она зажата в эти тиски, где обязательно нужен результат, много зрителей на трибунах, которые будут приходить. Потому что все любят победителей, и приходят на них смотреть. «Зенит» очень громкий бренд: 5 выигранных чемпионств подряд. И поэтому нужно обладать сверхталантом для того, чтобы пробить эту стену и пройти в состав. На мой взгляд, сейчас это практически невозможно.

Фото из личного архива Павла Богданова