«Реал» следит за братом Джуда Беллингема — кто такой Джоб Беллингем, где играет, чем похож на брата, статистика
Джоб очень хочет выйти из тени брата. Настолько, что даже играет не с фамилией на спине, а с именем.
В 2020-м весь «Бирмингем» собрался, чтобы проводить Джуда Беллингема в дортмундскую «Боруссию». Из академии в основную команду, из воспитанника – в главную звезду, которая затмевала всё вокруг. Джуд был невероятно талантлив, и сотрудники академии быстро распознали его потенциал. Он настолько опережал свой возраст, что его регулярно переводили в команды старше. За основу «Бирмингема» Беллингем дебютировал в 16 лет и 38 дней, что стало новым рекордом (до этого самым молодым дебютантом был Тревор Фрэнсис – 16 лет и 139 дней в 1970-м). Когда 17-летний Джуд покинул клуб, руководство решило вывести из обращения 22-й номер – и это многое говорит о значимости Беллингема для «Бирмингема».
«За очень короткий срок Джуд стал культовой фигурой для нашего клуба, продемонстрировав, чего можно добиться благодаря таланту, усердному труду и преданности, – говорилось в заявлении «Бирмингема». – Поэтому клуб решил, что будет уместно вывести 22-й номер из обращения, чтобы запомнить одного из наших воспитанников».
Но «Бирмингем», прощаясь с Джудом, не прощался с семьёй Беллингемов: в академии оставался его брат – Джоб. Парень, которому тогда было всего 14, находился в тени: по сравнению с Джудом, он медленнее развивался (то есть не перепрыгивал через команды по возрасту), им меньше восхищались – но при этом не отрицали, что он тоже талантлив. Джобу просто нужно было чуть больше времени – и чуть больше доверия.
Спустя год после того, как Джуд ушёл в «Боруссию», новый тренер «Бирмингема» Ли Бойер начал подтягивать Джоба к тренировкам с основой. Когда 15-летний парень попал в заявку на матч Кубка лиги с «Колчестер Юнайтед», многие всполошились. И даже несмотря на то, что Джоб так и не вышел на поле, журналисты после игры атаковали Бойера вопросами «Почему он».
«Это награда для него, потому что Джоб усердно работал, – отвечал тогда тренер. – Он постоянно совершенствуется как игрок. Готов ли Беллингем играть? Нет. Он ещё учится. Станет ли он постоянным игроком основы через год-два – мы не знаем. Всё зависит от того, как он будет развиваться и что решит сам».
В сезоне-2021/2022 Джоб всё же дебютировал за основу – его выпустили на замену в Кубке Англии с «Плимутом», и он отыграл 50 минут. Ему было 16 лет и 107 дней, что сделало его вторым самым молодым игроком, дебютировавшим за «Бирмингем». Всего на 69 дней старше, чем это сделал его брат.
«Он заслужил это, – сказал Бойер. – Джоб тренируется с нами уже четыре недели, и вы можете заметить, как он растёт и совершенствуется с каждым днём. Когда Беллингем только пришёл к нам на тренировку, он делал слишком много касаний. Но сегодня после игры я сказал ему: «Ты действительно хорошо справился, ты 16-летний парень, который доминировал над мячом, на самом деле не отдавал его, старался делать правильные вещи, а когда ты всё-таки отдал, ты отбежал назад, защищался в своей штрафной». Я сказал, что дал ему эту возможность сыграть, потому что он её заслужил».
Летом того же года Джобу предложили профессиональный контракт, который официально вступил в силу в день его 17-летия. Тогда же сменился тренер – вместо Бойера должность занял Джон Юстас. Он начал больше подпускать Джоба к основе, при этом со своей стороны отмечал, что на младшего Беллингема оказывается давление из-за брата. Поэтому одной из своих задач тренер в том числе видел защиту Джоба от внешнего давления.
«Мы не хотим вводить Джоба в команду слишком рано, – говорил Юстас. – На протяжении всего сезона у него были очень хорошо проведённые минуты. Мы внедряли его в игру и время от времени давали отдохнуть. Беллингем развивается, но от него ещё чертовски многого можно добиться. У нас будет суперсильный игрок».
Юстас отмечал, что у Джоба есть одно существенное преимущество перед братом в этом же возрасте: Джуд был образцом для подражания, а младшему Беллингему приходится конкурировать с другими талантливыми ребятами в «Бирмингеме»: Джорджем Холлом, Джорданом Джеймсом и Элфи Чангом.
В первой половине сезона-2022/2023 Джоб принял участие в 14 матчах Чемпионшипа, но ни разу не провёл на поле больше 60 минут – в среднем его выпускали на 12. Зимой Беллингем получил травму и выбыл на два месяца, но по возвращении начал регулярно выходить на поле и даже наконец сыграл полный матч (целых два).
Летом его имя мелькало в заголовках газет рядом с большими клубами – писали, что Джобом интересовались «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль» и «Боруссия». Но в итоге Беллингем выбрал «Сандерленд», и на это решение во многом повлиял Кристиан Спикман, бывший менеджер академии «Бирмингема», а ныне спортдиректор «Сандерленда». Он убедил отца и агента Беллингема-младшего, что новый вызов поможет юноше сделать рывок в карьере.
Ещё один человек, к которому прислушалась семья при принятии важного решения, – Майк Доддс, руководитель развития игроков «Сандерленда»: именно он значительно повлиял на развитие Джуда в «Бирмингеме», а ещё посоветовал взять ему тот самый 22-й номер (потому что Беллингем может сыграть и на позиции четвёрки, и десятки и восьмёрки, что в сумме даёт как раз 22). «Во многом причина того, что я играю так, как играю, – это он», – говорил Джуд про Доддса.
Джоб перешёл в «Сандерленд» этим летом. Ему не устроили такое же яркое прощание, как его брату, никто не выводил его номер из обращения, но ожидать, что у парня будет такая же карьера, как и Джуда, было бы неправильно. К 16 годам Беллингем-старший достиг уровня, которого многие не достигают за всю карьеру: Джуд зарекомендовал себя за пределами Англии, получил звание «самого талантливого молодого игрока Европы», привлёк внимание европейских грандов. У Джоба иной путь – и это всё равно не отменяет того, что Беллингем-младший талантлив.
В августе Джоба признали лучшим футболистом «Сандерленда». Он стал важной единицей в составе Тони Моубрея, который высоко его ценит, отмечая, что в команде Беллингем «не из-за имени, а из-за его футбольных качеств, конкурентных преимуществ, атлетизма и техники». Хавбек сыграл в 12 турах Чемпионшипа подряд, всегда выходя в старте.
Моубрей рассказывал, что Джоб старается избегать сравнений с Джудом, хотя не сравнивать их трудно. Они похожи словно близнецы, у них одинаковое телосложение, та же позиция, то же мышление. Оба начинали в одной академии, оба рано дебютировали во взрослом футболе, уверены не по годам и при этом по-взрослому умны. Они даже перешли в новые клубы в один день – «Реал» объявил о переходе Джуда, а «Сандерленд» – о трансфере Джоба 14 июня этого года. Только вот первая новость прогремела на весь футбольный мир, а вторая прошла незаметно.
Быть в тени звёздного брата непросто, но Джоб старается прокладывать свой путь в большом футболе. По приезде в «Сандерленд» он попросил работников клуба о смене надписи на футболке: захотел выступать не с фамилией Беллингем на спине, а просто с именем – Джоб.
«Я думаю, он пытается создать свою собственную личность, – говорил Моубрей. – Джоб не хочет жить за счёт брата; он хочет быть футболистом, которым он сам является, и показать людям, что он из себя представляет».
На этом фоне новости, что «Реал» раздумывает о подписании Джоба, выглядят довольно интересно. Газета El Nacional писала, что Флорентино Перес попросил Юни Калафата отправить скаутов на матчи молодёжной сборной Англии, чтобы те проследили за Беллингемом-младшим. Если однажды всё действительно сложится, братья окажутся вместе на «Сантьяго Бернабеу» – это будет красивая история.
Только вот непонятно, насколько это правильно для карьеры Джоба, который всё время пытается выйти из тени Джуда, чтобы перестать быть «братом Джуда Беллингема».