Поспешный трансфер «Зенита» рискует стать провалом. Клубу нельзя подписывать игроков из одной страны?
Летнюю трансферную кампанию чемпион России «Зенит» завершил подписанием форварда «Локомотива» Вильсона Изидора. Француз взял себе 10-й номер ушедшего из команды Малкома и получил напутствие от своего бразильского друга, покинувшего РПЛ в статусе лучшего бомбардира лиги. Изидор считался таким же королем замен в «Локо», как Иван Сергеев в «Зените». Но вот прошло уже два месяца с момента переезда Вильсона в Санкт-Петербург, а новичок до сих пор не нашел себя в команде Сергея Семака. Решение о его аренде с правом выкупа, казалось, было сделано в спешке, чтобы хоть каким-то игроком более-менее высокого класса заменить Малкома, и пока француз не доказывает, что его уровень соответствует «Зениту».
За эти почти что два месяца Изидор принял участие в девяти матчах сине-бело-голубых в РПЛ и Кубке России. Он трижды выходил в стартовом составе и еще шесть раз вступал в игру со скамейки. Тем не менее отметился только одним результативным действием. Забил в первой же игре «Рубину» в Казани через семь минут после своего дебюта в футболке «Зенита». Но после того гола, который, к счастью для Вильсон засчитали (возможно, с офсайдными линиями было бы иначе), – как отрезало.
В чемпионате России Изидор в составе «Зенита» нанес 11 ударов по воротам и шесть раз попал в створ. Реализация им голевых моментов по статистике составляет всего 18%. Для сравнения у Матео Кассьерры этот показатель в нынешнем сезоне РПЛ равен 38%, а у Ивана Сергеева – 29%. Кроме того, в активе француза пять успешных обводок и два паса под удар.
Естественно, из-за такого начала есть опасения, что трансфер Изидора станет провалом. Впрочем, опыт прошлого сезона доказывает: с выводами об эффективности подписания нападающего «Зенитом» стоит подождать хотя бы год. Тот же Кассьерра в предыдущем чемпионате России очень долго не мог отличиться и в итоге забил всего два мяча (один из которых, по сути, был автоголом). Зато теперь колумбиец разрывает – лучший бомбардир РПЛ! Если Вильсон смог положить 19 мячей в 42 матчах за «Локомотив», то и в «Зените» его должно рано или поздно прорвать.
Из футбола ушел легендарный тренер, провалившийся в России
Впрочем, есть еще один фактор, который заставляет сомневаться, что Изидор приживется в петербургской команде. Этот фактор – исторический. До этого сине-бело-голубые подписывали двух французов, и оба провалились. Может, игроки из этой страны просто не созданы для «Зенита»?
Уместно вспомнить эти истории. Летом 2008-го после своего первого в российской истории чемпионского сезона и завоевания Кубка УЕФА «Зенит» купил у «Нанси» Себастьена Пюигренье. В петербургском клубе рассчитывали с помощью француза усилить центр обороны под Лигу чемпионов. Жесткий центральный защитник по прозвищу «Мясник из Нанси» обошелся в 6 млн евро.
Российского легионера выгнали из клуба прямо по ходу сезона
Однако Пюигренье совершенно не оправдал надежд. Сыграл за «Зенит» всего 14 матчей, в которых забил один мяч и заработал два удаления. Себастьян казался медлительным, совершал результативные ошибки. Уже в январе 2009-го его отдали в аренду английскому «Болтону», потом он ушел в новую аренду в «Монако», а в январе 2012-го француза просто отпустили свободным агентом. По сути, в случае с этим центральным защитником клуб выбросил деньги на ветер.
«Я чувствовал в себе силы заиграть в «Зените» во всю мощь, но не сумел адаптироваться, – признавался Пюигренье. – Главная проблема – языковый барьер. Французский в «Зените» не используют, с английским у меня неважно, с русским – сами понимаете. Не покидало ощущение: мне не хватает самой малости. Я был готов терпеть, но пришлось уходить» («Советский спорт»).
А в январе 2017-го «Зенит» по просьбе тогдашнего главного тренера Мирчи Луческу выкупил звезду «Крыльев Советов» Йоана Молло за 3 мллн евро. Одаренный, но имевший проблемы с игровой дисциплиной вингер, задержался в команде только на полгода до отставки румына и провел лишь семь матчей. Забил один гол «Уралу» в первой в истории игре на «Газпром Арене». Новому тренеру Роберто Манчини француз был не нужен.
Молло предложили расторгнуть контракт – он отказался. По этой причине Йоана отправили в фарм-клуб, где он отметился конфликтом с фанатами «Зенита», показав им средний палец в ответ на оскорбления с трибун. В конце концов, перед самым закрытием летнего окна 2017-го клуб договорился с французом, и Молло на правах свободного агента отправился в английский «Фулхэм».
«В конце августа меня позвали на встречу с людьми из «Зенита», – вспоминал детали своего ухода Молло. – Мы собрались, и мне сказали, что никто не видит во мне игрока клуба. И не только сейчас, а вообще – объяснили, что я больше не являюсь частью проекта. Говорили, что могу остаться, но играть не буду вообще.
Что за люди? Манчини, например. Он не хотел меня видеть в команде. Но зла не держу, он, мой друг. Я очень уважаю «Зенит». У меня не было никаких проблем ни с руководством, ни с тренером, ни с одноклубниками, ни с фанатами. Да, была история, когда я показал средний палец, но я объяснял, что это была шутка. Что жест был адресован не фанатам, а моему другу. Просто люди любят искать проблемы, но это не в моих интересах. Я усердно работал в «Зените» на протяжении восьми месяцев, но не получил шанса» («СЭ»).
По силам ли Изидору сделать в Санкт-Петербурге то, что не смогли Пюигренье с Молло, которые оказались лишними в «Зените»?
Фото: ФК «Зенит»