«Если занесёшь в протокол – руку сломаю». Арбитр Андрей Говоров – о судействе от любителей до РПЛ

Андрей Говоров - футбольный арбитр из Санкт-Петербурга. Он изучает судейство как влияющее на футбол явление и воспринимает его как отдельную часть игры. Говоров судит матчи любителей и студентов, работал на юношеских турнирах и играх ветеранов футбола, в его карьере был даже матч в колонии! В последнее время большой популярностью пользуются судейские телеграм-каналы и один из них ведёт Андрей - "Культурный судья". Rusfootball.info поговорил с ним о взятках, об обучении судей в России, угрозах арбитрам и многом другом.

«Если занесёшь в протокол – руку сломаю». Арбитр Андрей Говоров – о судействе от любителей до РПЛ
© Rusfootball

Говоров судил матч в детской тюрьме: «В колонии вырезали из дерева Забиваку»

— Однажды ты судил матч, который проходил в тюрьме. Что это за история?

— Это было во время проведения чемпионата мира в России. Между собой играли заключенные детской колонии и ребята, которые еще не попали туда, но находились в зоне риска: состоящие на учете, находящиеся под надзором подразделений по делам несовершеннолетних. Так вышло, что в то время я участвовал в ряде проектов, был на контакте с городскими комитетами. Поэтому меня пригласили.

Судить было интересно. Поле в колонии было в кочках: «приезжие» ребята первые пять-десять минут пытались играть в футбол, но местные попросту их перебегали и перепрыгали. Закончили со счетом 10:4.

— Обошлось без неприятных эпизодов?

— Агрессии не было. Для парней из колонии такой матч – действительно крутое мероприятие. А «гостям» было просто интересно. И те, и другие приятно себя вели. По-моему, ни одной желтой даже не показал. В колонии еще и Забиваку (символа ЧМ-2018. – Rusfootball.info) из дерева вырезали. Забавно получилось.

«Рассказал об угрозе начальству – в ответ услышал лишь обвинения»

— Выдели главные отличия любительского футбола от профессионального.

— Судья может попасть под влияние конкретных людей, которые угрожают арбитру и переходят все границы. Его удаляют, а он играет следующий матч, но арбитра отводят от этой команды и больше не назначают на ее матчи. Потому что в любительском футболе команды гораздо важнее судей, ведь они платят деньги, а судью можно и нового найти. Но я принимаю такую позицию организаторов.

— Часто случаются конфликты?

— Тут все зависит от многих обстоятельств, в том числе от судьи, который во время матча мог позволить себе делать такие вещи, которые делать не стоило. Например, если его весь матч поливают матом, кричат что-то в спину, а он не реагирует и просто уходит, то вряд ли его будут поджидать после игры.

— В твоей карьере были случаи реальной угрозы со стороны игроков?

— У меня был конкретный случай, после которого я перестал судить одну из лиг в Санкт-Петербурге. Они проводятся среди самых старших игроков, уже ветераны, так сказать, но игры официальные. Я удалил прямой красной карточкой игрока уже после матча за оскорбление арбитров.

Терпел во время игры, ведь если бы показал красную тогда, то никто не понял бы за что, потому что он делал это все исподтишка, а после финального свистка это слышали все. Я ушел в судейскую, туда же вошел он и говорит, что, если я внесу наказание в протокол, то он мне прям здесь руку сломает.

— Это был известный человек?

— Я потом погуглил фамилию человека и мне высветился, по всей видимости, его родственник: там была новость, что недавно в Петербурге короновали вора в законе. А сам игрок, которого я удалил, оказался функционером одного известного футбольного клуба, но не из Санкт-Петербурга. Я рассказал о ситуации начальству, но в ответ услышал лишь обвинения в свой адрес, после случившегося я отказался судить матчи этого турнира.

— Сколько зарабатывает арбитр в любительской лиге?

— Скажу честно: никогда эти деньги не считал. Для меня судейство – это хобби, это что-то приятное, и деньги в судействе – это не самое главное. Раньше было в районе 300 рублей за матч. Меня могли назначить на другой конец города, я оплачивал себе бензин, обед, ехал часа два к 9-10 утра, обслуживал 3-4 встречи и ехал обратно. Всё – выходной день прошёл!

То есть мог работать себе в минус даже. Сейчас с оплатой дела обстоят получше, часовая ставка точно больше, чем в общепите. Но все зависит от того, сколько ты готов работать и сколько матчей тебе дадут. Лет пять назад арбитры зарабатывали по 30 тысяч рублей в месяц.

— Расскажи о каком-нибудь интересном случае на уровне любительских лиг?

— Летом судил по любителям, и один парень произвел на меня хорошее впечатление, но в перерыве я заметил, что у него часы на руке. Я подошел и попросил их снять, а он мне говорит: “Не могу, у меня тренировка”. Я еще раз прошу и говорю: “Ну что ты ерундой маешься, ну какая у тебя тренировка?” А он отвечает, что у него скоро сборы, он за “Ростов” играет! Оказалось, что не соврал, он даже в недавнем матче против ЦСКА выходил – Кирилл Щетинин.

«Перед ЧМ Карасёва по регламенту надо было перевести в Первую лигу»

— Я знаю, что у тебя есть собственные наработки по улучшению судейства. Расскажи о них подробнее.

— Я социолог. Если мы можем отделить одну группу от другой, то мы имеем дело с группой. Одну группу от другой отделяют в том числе и ценности. Они будут разные и у футболиста, и у простого фаната, и у главного тренера. Я взглянул на судейство как на отдельный и самостоятельный институт. Он имеет уникальную функцию в обществе – у него есть собственный набор установок и правил, и четвертый, самый важный пункт – самовозобновляемость.

Другой вопрос в том, что судейство не воспринимается как отдельный социальный институт. Я написал два диплома по этой теме – в первом обозначил проблему, а во втором обратил внимание на ценности судейства и решил узнать, насколько они общные?

Провел опрос, в котором судьи выбирали: что самое важное для них в работе? И оказалось, что им не столько нужны какие-то материальные ценности, сколько простое обеспечение их работы необходимыми материально-техническими средствами. На втором месте предоставление свистков, флажков, формы и всего остального. На третьем месте обеспечение тренировочного процесса. То есть все это требовало денежных вложений, но не со стороны судей.

— Если мы будем говорить об уровне судейства в РПЛ за последние 5 лет – наблюдается улучшение или же деградация?

— Я считаю, что весь наш футбол меняется. А судьи не меняются вслед за ним, потому что они постоянны, то есть футболу просто нужны арбитры, и они просто есть. Поэтому судейство всегда отстает в этих изменениях.

Есть прекрасные примеры судейства в нашем футболе: Безбородов, например, который был впереди футбола, но начал совершать очевидные ошибки в последнее время, к сожалению. Карасева сюда отнесем – человек просто судил российский футбол, но попал на европейский уровень, потому что нам нужно было кого-то обязательно рекомендовать.

Он посмотрел, как все работает за границей и начал тащить на себе российское судейство. И обратная ситуация: Карасёв получает две двойки за три матча, а скоро чемпионат мира в России. По регламенту Сергея нужно перевести в Первую лигу, но мы же не можем остаться без нашего лучшего судьи, поэтому перепишем документ. Отвечая на вопрос: лучше или хуже становится судейство – да никаким оно не становится, оно просто есть.

«5 млн – слишком маленькая сумма, чтобы арбитр РПЛ согласился её взять»

— Давай обсудим недавние судейские скандалы в РПЛ. Перед матчем “Пари НН” – “Урал” писали о том, что Турбину занесли 5 миллионов рублей. Допускаешь ли ты, что в высшем футбольном дивизионе страны судьям могут давать взятки?

— Я допускаю, что в РПЛ до сих пор существуют какие-то коррупционные схемы. Более того, я считаю, что это нормальная форма ведения бизнеса.

— Возможно, это было давление на Турбина?

— Это ни в коем случае не давление. Это никак не могло повлиять на арбитра. Слишком маленькая сумма, чтобы судья согласился, ведь ему еще нужно отдать часть помощникам, накрыть стол инспектору условно. Я бы не согласился на такую сумму.

— В другом интервью ты говорил, что за миллион рублей подумал бы о таком предложении.

— Я бы подумал, я бы и за пять миллионов подумал, но это не значит, что я согласился бы. На любительском уровне вообще предлагают 5-10 тысяч – это смешно!

— Давай к скандалу с Абаскаля с Беришей. Нужно ли было удалять игрока, ведь ЭСК оправдала действия Бернарда?

— ЭСК молодцы – чем больше комиссия будет оправдывать действия судей, тем лучше. И это не нужно делать втихую, а следует выходить к СМИ и заявлять: почему они приняли именно такое решение.

Устраивать публичные порки не нужно – это плохо влияет на имидж организации. Я считаю, что в произошедшей ситуации нужно понимать, что это за игрок. И если это действительно было обычное помутнение, действие на эмоциях, то такое всегда оправдывается. Но если мы понимаем, что это агрессия, то незамедлительно показываем игроку красную карточку. Казалось бы, простая ситуация, но она не имеет однозначного решения. По моему мнению – реакция тренера точно на красную карточку.

— Следует ли жестче наказывать арбитров за их ошибки?

— Футбол-то лучше не станет, если кого-то накажут. Ну отстранят арбитра, и что? В какой-то момент у него не останется денег даже на то, чтобы себе мазь разогревающую купить. Я считаю, что арбитров нужно наказывать общественно-полезными работами. Вот он ошибся – ну так пускай идет в детско-юношескую школу и читает там лекцию про футбольные правила, или пускай идет отрабатывает в ЮФЛ.

— Как ты относишься к работе ЭСК в последнее время?

— Никак. Я много знаю о том, что там происходит внутри. То, что сейчас происходит – это не развитие. Тот же Хачатурянц разрабатывал множество стратегий, но их так и не реализовали из-за множества факторов. Хотят сделать меньше свистков, а как это реализовать? Ведь есть арбитр, который лучше справляется с игрой, когда свистков больше, что мы можем с этим сделать? Заставить его судить по-другому?

«Главная дыра российского футбола — отсутствие судейского образования»

— Совсем недавно Карасев ездил в командировку в Саудовскую Аравию. Зачем это нашим арбитрам и нужно ли нам приглашать судей из Саудовской Аравии и Беларуси?

— Абсолютно да! Любое взаимодействие и коммуникация внутри структуры, если они грамотно построены – это хорошо для судейства в целом. Вот даже наша сборная с Кубой играла, там же белорус судил матч. Кто вообще хоть раз слышал про белорусских судей? А тут у них появилась возможность отработать матч такого уровня!

— А не бессмысленно ли отправлять в Саудовскую Аравию того же Карасева? Ведь он и так очень опытный арбитр, куда целесообразнее направить туда молодого судью, разве не так?

— Не бессмысленно, потому что опытный арбитр может показать высокий уровень судейства, и люди заинтересуются российским футболом, начнут покупать права на трансляции. Нужно вообще раз в полгода отправлять всех в какую-нибудь страну на карте мира, чтобы они там учились, судили и развивались.

— Что необходимо улучшить в нашем судействе?

— Я не хочу быть негативным. С этим просто нужно начать работать. Нужно добиться того, чтобы хотя бы половина участников российского футбола знала ответ на вопрос: “Кто такой Николай Гаврилович Латышев?”. У нас есть великий человек в истории футбола, который судил финал чемпионата мира 1962 года. Это один из величайших судей в истории СССР, России, даже мира!

Пока у людей не будет понимания профессиональной деятельности, построить что-то серьезное будет достаточно утопично. Главная дыра российского футбола – отсутствие судейского образования. Судей заставляют бегать, учить правила, но не учат профессионально разговаривать, у них отсутствует понимание структуры футбола и зачем в это все ввязываться.

Мы же не говорим: чтобы стать президентом, нужно просто выучить конституцию? Нет отечественных методических рекомендаций, есть только переводы. Пичкать арбитров видео с разбором моментов – это не образование!

— Какие судейские телеграм-каналы можешь порекомендовать к чтению?

— Я иногда захожу, но рекомендовать мало что могу, читать некого. Я отправлю читать книгу Коллины – это базовая литература. Если вы попытаетесь найти какую-то стоящую литературу, то вы разочаруетесь, ведь ее попросту нет. Есть книга Латышева. Да, там многое устарело, в том числе и правила, но ее прочтение дарит желание заниматься судейством.

Фото: Личный архив Андрея Говорова.