Михаил ЛОХОВ: Садырину хватало и двух помощников
Ветерану «Зенита» в канун Нового года исполняется 75 лет
В составе «Зенита» Михаил Лохов провел 329 матчей в чемпионате страны и еще 42 в Кубке СССР. После завершения карьеры работал в родном клубе тренером, ассистируя Павлу Садырину в чемпионском сезоне-1984. Ветерану питерского футбола 30 декабря исполняется 75, и он продолжает внимательно следить за жизнью родной команды.
Совсем другая жизнь
- Как вы попали в «Зенит»?- Занимался футболом в клубе «Электросила» и после окончания школы работал шлифовщиком на этом предприятии. В составе сборной города играл в чемпионате страны среди союзных республик. Ленинград тогда к ним приравнивался. Видимо, произвел хорошее впечатление на тренера Валентина Федорова, который и позвал меня в команду мастеров. Правда, возникла проблема: нужно было две недели отработать перед увольнением с предприятием, а в «Зените» никто ждать не собирался. Хорошо, что начальник цеха был болельщиком и за один день все оформил.- Квалифицированные рабочие тогда зарабатывали меньше футболистов?- У меня был достаточно низкий разряд, и платили 90 рублей. В «Зените» сразу поставили на ставку в 130. Да еще на сборах жили в хороших гостиницах, питались в ресторанах. Совсем другая жизнь!
Играть в футбол лучше, чем танком управлять
- После того, как «Зенит» в 1967 году занял последнее место в классе А и сохранил прописку в элите только благодаря 50-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, главные тренеры в команде часто менялись. С кем было комфортнее работать вам?- Успел даже застать в начале 1967 года собрание, на котором главным тренером назначили Аркадия Алова. При нем мы и заняли последнее место. Естественно, Алова уволили, и в Ленинград приехал Артем Фальян. Не могу сказать, что с ним было комфортно. Мне нравился Евгений Горянский. Хотя к середине 1969 года мы уже более-менее привыкли к специфическим тренировкам Фальяна, его уволили. На игру с киевским «Динамо» мы тогда вообще улетели без главного тренера. В столице Украины отвечавший за развитие футбола в Ленинграде Анатолий Васильев пришел на стадион вместе с Горянским и сказал: «Прошу любить и жаловать нового главного тренера». - Один сезон в чемпионате СССР вы отыграли за ростовский СКА. Избежать призыва в армию не удалось?- Руководители «Зенита» хоть и обещали оградить от призыва, но не могли, видимо, ничего сделать. Хорошо еще, что к этому времени уже получил диплом о высшем образовании. Служить нужно было всего год. Курс молодого бойца прошел в танковой части под Выборгом. Об этом прознали руководители СКА и перевели меня в Ростов-на-Дону. Играть в футбол лучше, чем танком управлять.
В ВШТ учился вместе с Непомнящим
- Когда заканчивали карьеру, уже четко понимали, что будете тренером?- В шлифовщики возвращаться было сложно. В 1979 году подошел к Юрию Морозову, который тогда тренировал «Зенит», и спросил, какие виды на меня он имеет. Нужно отдать должное Юрию Андреевичу: он не выгонял из команды, но предупредил, что придется конкурировать за место в составе с Алексеем Степановым. Осенью Садырин, помогавший Морозову, сказал, что мне дадут направление в Высшую школу тренеров. Сам он только что закончил ВШТ и знал там всех. Полтора месяца играл в «банкетном режиме». Готовился завершить карьеру игрока и проставиться по этому поводу. На практике все получилось достаточно неожиданно. Отыграл в Ереване тайм за дубль и уже настроился накрывать поляну. А мне говорят: «Тут у нас защитник сломался, сыграешь за основу». Отыграл все 90 минут, а с поля унесли на руках. Видимо, в предвкушении банкета. В Ленинграде проводы растянулись месяца на два. - Учеба в ВШТ была полезна?- В моей группе учились интересные люди: Валерий Непомнящий, Вячеслав Амбурцумян, Валерий Маслов, который блистал не только в футболе, но и в хоккее с мячом. Не могу сказать, что набрался во время учебы в ВШТ новых знаний. Я и в институте Лесгафта учился достаточно серьезно. Во время отпуска, когда многие одноклубники уезжали на курорты, ходил на лекции, сдавал зачеты. Не только по футбольным наукам, но и легкую атлетику, хоккей, теорию и методику физического воспитания. Необходимыми для начала работы тренером знаниями обладал, но без корочки ВШТ получить работу в советском футболе тогда было трудно. Мне она очень пригодилась.
В ЦСКА Садырин не звал
- Второго тренера в советские времена футболисты воспринимали как надсмотрщика, докладывающего главному обо всех нарушениях спортивного режима. Как вам работалось на этой должности?- Случались моменты, когда на меня глядели исподлобья. Особенно на первых порах, когда в команде оставались ребята, с которыми играл и все маленькие слабости которых знал. Да и держать молодежь в рамках было непросто. Особенно после чемпионского сезона.- Провал в сезоне-1985 стал следствием бурного празднования чемпионства?- Какую-то одну причину назвать сложно. После золота, которого никто не ждал, у многих футболистов снизилась требовательность к себе. Да и мотивация была уже не та. Все получили квартиры, что в советские времена считалось едва ли не главным для игроков. Дали возможность приобрести автомобили. Ну и начались разборки. Кто-то получил больше благ, кто-то меньше. На первых порах Садырин не закручивал гайки, а когда начал, было уже поздно. - После увольнения из «Зенита» Садырин не звал вас с собой?- В ЦСКА не звал. Предлагал поработать вместе в Херсоне, но что я забыл в украинской зоне второй лиги? Никакого желания уезжать туда из Ленинграда не было.
К защитникам команды Семака есть вопросы
- Во времена Садырина у главного тренера «Зенита» были два ассистента, а количество специалистов, помогающих Сергею Семаку, даже подсчитать сложно...- Да мы как-то вместе с Владимиром Павловичем Корневым справлялись с работой помощников Садырина. Только сейчас требования у футболистов и к футболистам другие. В наши времена в команде был только один массажист, который даже не всегда успевал подготовить ребят к игре. Это сейчас на стадион приезжают за два часа до игры и в раздевалке есть все необходимое. А мы с базы на стадион выезжали за час с небольшим до начала матча. Игроки едва трусики по размеру успевали надеть. - На игры «Зенита» сейчас ходите?- Ветеранов, которые играли в конце 60-х - начале 70-х, осталось четыре человека. Спасибо клубу, который выделяет транспорт, чтобы доехать на стадион и обратно. Хотя места выделили достаточно неудобные. Иногда смотришь на ложи VIP, где восседают ветераны московских команд, и завидуешь. - Футбол в исполнении команды Семака вам нравится?- В нынешнем сезоне не очень. Больше всего претензий к защите. Нет стабильности, много ошибок. Сложно понять логику в приглашении Марио Фернандеса, лучшие годы которого уже давно позади. Да и взаимодействие игроков обороны оставляют желать лучшего. Очень много свободных зон, в которых нападающие соперников получают мячи.
Тренировал Безбородова и Зарицкого
- После ухода из команды мастеров вы работали с юношескими командами. Это доставляло удовольствие?- Команда из игроков 1973 года рождения, с которой работал, выносила всех и стала чемпионом СССР по своему возрасту. В ней играли нынешний арбитр Владислав Безбородов и Михаил Зарицкий, который затем выступал за сборную Люксембурга. Когда мы поехали на матчи в Германию, за ним скауты чуть ли не всех команд бундеслиги съехались. В каждой игре Зарицкий по 2-3 мяча забивал. Сразу же нашли возможность увезти его и оформить гражданство. До сих пор ребята, которых тренировал, мне звонят. В день рождения телефон точно умолкать не будет. - Что бы вы хотели пожелать себе в юбилей?- Чтобы организм не устраивал сюрпризы. Борис ХОДОРОВСКИЙ.
Почему Семак, по мнению Карпина, является лучшим тренером в России
«Дзюба? Могу обижаться на президента клуба, но не на игрока», - Карпин рассказал, почему не вызывает 36-летнего форварда на товарищеские матчи
Капризов возглавил бомбардирскую гонку. При этом его, как Овечкина, едва не отправили в лазарет