Последний Кайзер Германии. Глядя вслед блистательному Францу Беккенбауэру
Вильгельм II был не последним кайзером Германии. Спустя много лет в стране властвовал другой император – футбольный: Франц Беккенбауэр. Рассказывать о нем трудно, как и о любом таланте. Его надо было лицезреть. Автору этих строк повезло – он Беккенбауэра видел.
Элегантный и интеллигентный
«Бэк» был лучшим центральным защитником ХХ века, образцом либеро. Впрочем, он нередко шел в наступление, завершая рейды точными ударами. На его счету около ста голов, которые он забил, играя за сборную ФРГ, мюнхенскую «Баварию» и «Нью-Йорк Космос».
Беккенбауэр слыл тонким, элегантным игроком, в его исполнении футбол приобретал новые яркие краски. Франца можно назвать и интеллигентным игроком, ибо он редко нарушал правила. Еще одно достоинство немца – он разгадывал, словно маг, комбинации соперников. И – безжалостно разрушал их.
Франц – единственный человек в мире, который занимал первое, второе и третье место на чемпионатах планеты как игрок. Затем первое и второе – как тренер. На первенствах Европы у него две награды – золото и серебро.
С «Баварией» он четыре раза выиграл медали высшей пробы первенства ФРГ. Трижды побеждал в Кубке европейских чемпионов, выигрывал другие кубки – Обладателей кубков УЕФА и Межконтинентальный. Беккенбауэра четырежды признавали лучшим футболистом в ФРГ, дважды ему присуждали «Золотой мяч».
Впрочем, в коллекции Кайзера хранятся и другие призы.
Выход в линию атаки
В карьере «Бэка» было множество матчей, в том числе со сборной СССР и клубами Советского Союза. Франц действовал на своем привычном уровне, но команды, в которых он играл, не всегда праздновали успех.
Отвечая на вопрос, какой его гол был самым важным в карьере, Беккенбауэр отвечал: «1966 год, полуфинал чемпионата мира, матч против СССР, Лев Яшин в воротах. С двадцати метров я тогда ударил. Но мне повезло, Яшину забить было невероятно с такого расстояния».
Они были добрыми друзьями. В гостях у Льва Франц с любопытством оглядывал скромное убранство его квартиры. «Как ты можешь так жить?» – не скрывал удивления немец. – Ты же величайший вратарь! Приезжай к нам, и станешь богатым, прославишься!»
Яшин улыбнулся и вздохнул…
В мае 1972 года сборная ФРГ встретилась с командой Советского Союза в товарищеской встрече, приуроченной к открытию мюнхенского «Олимпиаштадиона». Хозяева доминировали весь матч и забили в ворота Евгения Рудакова четыре мяча, пропустив в свои лишь один. В обороне немцев как всегда выделялся капитан.
Менее чем через месяц эти команды выясняли отношения в финале чемпионата Европы. И снова с крупным счетом победила сборная ФРГ – 3:0. Лев Филатов в еженедельнике «Футбол-хоккей» писал:
«27-я минута. Беккенбауэр выходит в линию атаки, отдает мяч Нетцеру, тот бьет и попадает в перекладину. Отскок к Хейнкесу направо, сильный удар, Рудаков парирует, а Мюллер тут как тут и добивает мяч в сетку…
Беккенбауэр и до, и после этого момента не раз появлялся в рядах атакующих. Вылазки центральных защитников нынче не новость. Но этот игрок, обладающий совершенной, мягкой техникой, выходил вперед не ради резкого и неожиданного для соперника выпада, он выходил в качестве диспетчера и точными передачами прочерчивал направление следующей атаки. Часто он задерживался впереди и не бежал опрометью обратно, зная, что его участок занят партнером. Подключения такого рода увидишь не часто».
Президент остался без подарка
В 1975 году победитель первенства СССР «Арарат» в 1/4 финала Кубка европейских чемпионов встретился в Ереване с «Баварией». В книге «Тайны советского футбола» Алексей Зинин привел рассказ Оганеса Заназаняна.
«Перед началом игры команды выстроились перед выходом из-под трибуны. Мы стоим с Беккенбауэром – два капитана. Он выглядывает тихонько наружу, видит переполненный «Раздан». Поворачивается ко мне – у него глаза очень большие.
– Амиго! – мне говорит. Он, наверное, понятия не имел, где эта Армения. Может быть, думал, что мы испанцы. – Амиго, нул - нул, о'кей?
– Нет, – отвечаю.
Показываю ему руками:
– Поле – ровное, бол, – делаю круг руками, – круглый. Мы победим.
Он головой помотал удивленно, и мы пошли на поле».
Заназанян оказался прав: «Арарат» победил со счетом 1:0, автором гола стал Аркадий Андреасян. Но в полуфинал армянским футболистам выйти не удалось – в Мюнхене они проиграли 0:2.
В том же 1975 году «Золотой мяч» выиграл Олег Блохин. Исход голосования решило его единоборство с Беккенбауэром в двух матчах за Суперкубок Европы между киевским «Динамо» и «Баварией». Тогда форвард сборной СССР прилично потрепал всю прославленную оборону немцев во главе с Кайзером.
Блохин забил все три мяча «Динамо» (1:0 в Мюнхене и 2:0 в Киеве). После второй встречи «Советский спорт» вышел под заголовком: «Франц Беккенбауэр: «Голы Блохина – это просто фантастика!»
В 1995 году в игре Кубка УЕФА московский «Локомотив» встретился в Мюнхене с «Баварией». В то время Беккенбауэр был президентом клуба. За день до матча ему исполнилось 50 лет, и он, разумеется, ждал подарка от своих футболистов.
Игрок железнодорожников Евгений Харлачев вспоминал: «Перед матчем Беккенбауэр был в отличном настроении, шутил и заранее желал нам сильно не расстраиваться». Однако огорчаться пришлось «Баварии» и ее президенту. Единственный гол в ворота Оливера Кана забил именно Харлачев…
Они могли играть в «Баварии»
Помнится, кто-то из журналистов попросил Беккенбауэра выделить кого-то из российских футболистов. «Нет, ярких личностей в ваших командах я давно не видел, – ответил, подумав, мэтр. – Из прошлого, вне всякого сомнения – Яшин. И еще меня всегда поражал Численко…»
Впрочем, достойные внимания мэтра игроки у нас были. Многие наверняка помнят техничного и неуступчивого Вагиза Хидиятуллина, игравшего на позициях защитника и полузащитника за «Спартак», ЦСКА, «Динамо» и сборную СССР.
В одном из интервью Хидиятуллина спросили: «Слышали, что Франц Беккенбауэр сказал о вас: «Дайте мне этого игрока – и я сделаю из него второго себя».
«Об этом писали. Самое интересное, что я реально мог оказаться не во Франции (Хидиятуллин играл в «Тулузе» – прим. Rusfootball.info), а в Германии, – ответил футболист. – Разговор о переходе в «Баварию» и шел. Не знаю, что не срослось. Что касается Беккенбауэра, то он играл на моей позиции и был моим кумиром. С 1974 года, после того, как увидел его на чемпионате мира, собирал фотографии и все, что было связано с ним…»
Немецкие газеты писали, что «Бавария» хотела подписать спартаковца Егора Титова. Это подтверждал сам Беккебауэр: «Мы действительно интересовались Титовым, но сумма трансфера для нас была чересчур высока. Кажется, речь шла о 25 миллионах долларов…»
Шопенгауэр проиграл Беккенбауэру
В начале ХХI века один из немецких телеканалов проводил опрос, в котором нужно было назвать имена немцев, оставивших яркий след в истории. Беккенбауэр опередил философов Канта, Ницше и Шопенгауэра, поэтов Шиллера и Гейне, композитора Вагнера, писателя Томаса Манна и актрису Марлен Дитрих!
Если бы Кайзер захотел стать канцлером Германии, то на выборах наверняка опередил бы всех конкурентов. Но однажды вопрос был поставлен по-другому: «Нужен ли нам вообще канцлер, если у нас есть Франц?..»
«Задумывалась ли вы, каким станет футбол через сто лет?» – как-то спросили Беккенбауэра. «Я буду наблюдать за этим уже с небес...» – с улыбкой ответил он.
Теперь он уже в облаках, где собралась блистательная компания: Пеле, Гарринча, Лев Яшин, Эйсебио, Бобби Чарльтон, Марио Загалло, Джордж Бест, Бобби Мур, Диего Марадона, Йохан Кройф, Герд Мюллер… Почему бы звездам не организовать какой-нибудь небесный турнир?
Автор: Валерий Бурт