Не нужен был берег турецкий – широка была страна родная. Как готовились к сезону в СССР
В наше время футбольные клубы в межсезонье отправляются за рубеж – в южные страны, а в былые времена все тренировались в родных пенатах. К примеру, столичное «Торпедо» готовилось в Адлере, их земляки-динамовцы – в Гагре. ЦСКА выезжал в Кудепсту, московский «Локомотив» – в Хосту. Конечно, условия для тренировок были по сравнению с нынешними временами скромными, но игроки не роптали, потому что ничего лучшего не было.
Никто не хотел умирать
Готовиться на юге футболисты советских клубов начали еще перед первым чемпионатом СССР 1936 года. В частности, «Спартак», который собирался начать тренировки в Ташкенте, в марте отправился в Сухум. По словам тренера красно-белых Михаила Козлова, особое внимание уделялось кроссам, специальной гимнастике, массажу и упражнениям с мячом. Но главной задачей была шлифовка технических приемов и выработка четкого взаимодействия игроков.
Динамовцы Киева под руководством Михаила Товаровского начали работу еще в феврале в Кисловодске. Занятия не были особо интенсивными – игроки, не торопясь, разминались, бегали, били по воротам, кувыркались. Затем отправились в Тифлис, вскоре переименованный в Тбилиси. И провели там несколько товарищеских встреч.
Впрочем, это определение потеряло свой смысл в ходе игры с местным «Локомотивом». Историк футбола Аксель Вартанян писал: «При счете 1:0 в пользу Киева тифлисский арбитр стал откровенно подсуживать своим и не обращал ни малейшего внимания на грубость игроков «Локомотива». Итог – 1:1 и множество травмированных киевлян».
Гости официально обратились к спортивному руководству республики: «Необъективное судейство и жестокость соперников делают невозможным запланированную встречу с тифлисским «Динамо». Мы не желаем возвратиться домой калеками в преддверии чемпионата СССР», – заявили они.
Киевлян успокоили, но… история повторилась. Правда, в их игре с одноклубниками из столицы Грузии грубили обе команды. Но гостям все же досталось больше – двоих игроков из столицы Украины унесли с поля. Поэтому победа со счетом 3:1 гостей не слишком обрадовала.
Дебют Кости Бескова
25 марта 1941 года «Вечерняя Москва» опубликовала репортаж о подготовке к сезону московских динамовцев. Поначалу удивил заголовок: «Футболисты в алых майках». Но на самом деле ничего необычного тут нет – в то время победителей первенства СССР награждали красными футболками. «Динамо» же выиграло чемпионат предыдущего, 1940 года.
Газета сообщала, что команда тренируется под руководством Бориса Аркадьева в спортивном зале на Цветном бульваре и на лыжных трассах. Кроме того, игроки сдали нормы ГТО по гимнастике. «Команда пополнилась способным игроком, выступавшим ранее за «Металлург», – Бесковым, – писала «Вечерняя Москва». – Он быстр, техничен, может играть любом месте. Перешел в «Динамо» и сильный игрок «Локомотива» Карцев. Обоим им по 20 лет…»
Константин Бесков и Василий Карцев стали ударной силой Динамо» в послевоенные годы. Но если первый прославился и в роли тренера, то второму это не удалось.
«Сейчас команда находится на берегу Черного моря – в Гаграх –заключала «Вечерняя Москва». – В живописном приморском парке, среди кипарисов, платанов и пальм, рядом с усеянным шуршащей галькой пляжем, совершают пробежки мастера футбола. Двух-трехчасовая тренировочная прогулка в хорошем темпе на 10-15 километров, регулярные занятия на футбольном поле и часы, посвященные теории, входят в расписание учебного сбора. Перед командой трудная и почетная задача – удержать знамя чемпиона страны».
Никто не знал, что сезон 1941 года продлится всего несколько месяцев и прервется в трагическом июне…
Как индусов мы бивали
Футболисты отправлялись за рубеж в межсезонье, часто на много игр – в составе сборной СССР. К примеру, в январе 1955 года национальная команда гастролировала по Индии. Советские футболисты находились там с января до марта и выиграли все 19 матчей, Соотношение мячей выглядело умопомрачительным – 100:4! Понятно, что местные футболисты значительно уступали гостям в классе. Но и им приходилось нелегко – игры проводились на пыльных полях в страшную жару.
Подобные встречи имели в основном политическое значение. Советский Союз помогал развивающимся странам во всех сферах жизни, в том числе в развитии спорта. На стадионах Дели, Бомбея, Мадраса, Калькутты и других городов восторженно встречали гостей из далекой страны: Льва Яшина, Игоря Нетто, Никиту Симоняна, Сергея Сальникова, Валентина Иванова и других футболистов дружественной страны.
Впрочем, в матче со сборной Индии не обошлось без неприятного инцидента. О нем сообщала газета The Indian Express: «По словам главного судьи господина Н.К. Утчила, русский капитан Игорь Нетто стал протестовать, когда, по его мнению, он в борьбе за мяч был не по правилам атакован индийским капитаном Пураном Бахадуром, но судья не остановил игру.
Нетто же продолжил упорствовать в своем недовольстве и даже «угрожал» судье, «показав кулак». В таких обстоятельствах, сказал арбитр, он вынужден был попросить русского игрока покинуть поле. Нетто отказался уходить, сказав, что он капитан и не может быть удален».
Игра надолго прервалась. Но после переговоров судей с представителями советской и индийской команд Нетто все же покинул поле. Недовольные зрители наградили «переговорщиков» оглушительным свистом, и успокоились, только когда матч возобновился.
«Трепаловка» в Петровском парке
Спортивные базы в Армении, Грузии, Азербайджане были вотчинами ереванского «Арарата», тбилисского «Динамо», бакинского «Нефтчи». Погода на Кавказе зимой и в начале весны была вполне комфортной, жара только маячила на горизонте. Как, впрочем, и в Средней Азии, где тренировались команды этого региона: ташкентский «Пахтакор», душанбинский «Памир», «Колхозчи» из Ашхабада, «Алга» из Фрунзе. Стоит заметить, что две последние команды в высшей союзной лиге не играли.
В 1967 году в СCСР впервые состоялся зимний турнир под названием «Подснежник», учрежденный газетой «Советский спорт». В нем участвовали команды первой группы класса «А» и второго дивизиона. Сначала проводились игры в группах, затем – полуфиналы и финал. В дебютном турнире победу одержали столичные динамовцы, в решающем матче в Тбилиси выигравшие у торпедовцев Кутаиси – 1:0.
«Подснежник», который разыгрывался еще несколько лет, вполне можно было назвать зимним чемпионатом СССР. Но потом турнир «увял» – во многом потому, что советские команды стали участвовать в розыгрышах европейских кубков.
О том, как готовились футболисты, болельщики узнавали из разных источников. Основными были… слухи. В Москве возле Западной трибуны стадиона «Динамо», где висел металлический стенд с таблицей чемпионата, чуть ли не с довоенных лет толпились люди. Подходили и заводили разговоры – естественно, о футболе, шансах команд. Такое сборище в Петровском парке прозвали «трепаловкой».
В толпе непременно находился человек, который был в курсе всех новостей. Этот знаток знал, кто перешел в «Шахтер», а кто ушел из тбилисского «Динамо». Кто из игроков женился, кто развелся. Залечил ли травму «Стрелец» (Стрельцов) и перейдет ли «Маслак» (Маслаченко) из «Локомотива» в «Спартак»?
Одни со знатоком соглашались, другие вступали в спор. И московская «трепаловка» шумела-гудела целый день. Одни болельщики уходили, другие приходили…
Автор: Валерий Бурт