Дмитрий Баранник: Российских Месси мы воспитываем на уроках физкультуры

Заниматься футболом на уроках физкультуры могут уже более 1,4 миллиона учеников в четырех тысячах школах в 83 регионах России. Российский футбольный союз (РФС) и Министерство просвещения РФ создали специальный проект, который дает возможность включать уроки футбола в учебный план. И это только одно из направлений проекта "Футбол в школе", который третий год ведет союз.

Дмитрий Баранник: Российских Месси мы воспитываем на уроках физкультуры
© Российская Газета

Также при поддержке РФС школы открывают футбольные секции для дополнительных занятий. Учителям физкультуры оказывают методическую поддержку. Педагоги могут бесплатно пройти обучение на базовую тренерскую категорию "Е-РФС Массовый футбол". Проходят занятия на образовательной онлайн-платформе Академии РФ.

Корреспондент "РГ" встретился с главным методистом проекта "Футбол в школе", чемпионом СССР 1984 года в составе ленинградского "Зенита" Дмитрием Баранником.

Дмитрий, вы видели много детских матчей. Заметили мальчишек, похожих на Лионеля Месси, Криштиану Роналду или Андрея Аршавина?

Дмитрий Баранник: Футболом занимаюсь уже 50 лет и имею возможность сравнивать наш и, к примеру, норвежский. Я работал в Норвегии. По сравнению со скандинавами у нас - огромное количество талантливых мальчишек и девчонок.

С каждым годом я вижу в нашей стране все больше и больше увлеченных футболом детей. Они обладают достаточным уровнем мастерства и хотят развиваться. Другое дело - куда такие ребятишки потом пропадают. Очень надеюсь, что наш проект "Футбол в школе" поможет талантам оставаться в игре. Ведь он, прежде всего, о любви к футболу, о возрождении этого вида спорта.

Это же интереснейшая игра! И самая простая. Для проведения матча достаточно четырех портфелей и чего-то круглого. Собираются команды "трое - на трое", "четверо - на четверо", и все - понеслось. Наши знаменитости - Андрей Аршавин, Дмитрий Сычев, Юрий Жирков, Марат Измайлов и многие-многие другие - как раз вышли из такой игры. Именно из игры, а не из упражнений. В своем проекте мы делаем упор как раз на любовь к игре.

Однако футбол - это еще и большая индустрия: менеджмент, медиа, медицина. Поэтому наш проект - не только о футболистах, тренерах и судьях.

Что в первую очередь стараетесь развивать в детях?

Дмитрий Баранник: В прошлом году в Москве прошел турнир Школьной футбольной лиги, в котором участвовали 96 команд. Прежде всего, мы смотрели на заинтересованность, энтузиазм юных спортсменов. Это очень важно.

А главное в самой игре - это гол. И на нем мы фокусируем очень многое. Все наши турниры, занятия в школах ориентируют на то, что во время игры должно быть создано как можно больше возможностей для взятия ворот. Для нас важно, чтобы дети на таких уроках не только получали определенные знания и навыки, но и имели возможность воплотить их в жизнь на поле. И мы подмечаем таких детей.

При проведении Школьной футбольной лиги мы определяли лучших игроков в каждой команде, которые действительно ярко выступили на таком масштабном турнире. Например, в соревнованиях мальчиков хорошо себя показали Эзен Алгаев из многопрофильной элистинской гимназии и Максим Болдырев из московской школы №1788.

С мальчишками все понятно. А как смотрятся девчонки на поле?

Дмитрий Баранник: Знаете, футболом увлекаются все больше и больше именно девочек. И многие имеют талант наравне с пацанами.

На наших турнирах детские команды до 12 лет играют в смешанном виде - то есть выставляют на игру и мальчиков, и девочек. Если проходят матчи "три на три" или "четыре на четыре", то в них должна играть минимум одна девочка. А на внутришкольных или межшкольных соревнованиях мы просим включать в команды мальчиков девочек или допускать в соревнования пацанов девчачьи команды. Кстати, во многих командах девочки становятся лучшими.

Гол, который забивает девочка, мы рекомендуем считать за два - это дает им дополнительную мотивацию. Часто девчонки забивают красивые голы, как это было на Школьной футбольной лиги, где нам запомнились Владислава Борихина из новокузнецкой школы №29 или Танзила Халадова из волгоградской школы №104.

Фото: РИА Новости

Общаться с детьми приезжают многие звезды российского футбола. Все ли они при этом выкладываются на сто процентов?

Дмитрий Баранник: Амбассадоры РФС - просто огромные молодцы! Все они выполняют огромную работу и главное - с душой. Да, у них бывают длинные переезды, ранние подъемы и прочее-прочее, но горящие интересом глаза детей способны разбудить любого.

На все наши мероприятия известные футболисты приезжают с радостью и даже, скажем так, сами впадают в детство. Человек, в свое время добившийся в футболе больших высот, получает огромное удовольствие. В этом - сила игры! Своим примером амбассадоры показывают, что любовь к футболу не угасает и после завершения карьеры. Играть интересно в любом возрасте. А то, что мы видим радость в глазах не только у школьников, но и их родителей, преподавателей, это просто неоценимо.

Учителя радовали вас интересными идеями?

Дмитрий Баранник: Мы очень внимательно относимся к тому, что они нам говорят. Наш семинар формируется из трех составляющих. Первая - теоретическая, на которой мы рассказываем о проекте. Вторая - практическая, где мы показываем, как надо строить урок. Ну и третья - интерактивная. Педагоги работают в группах, пишут конспекты, а потом презентуют нам и своим коллегам урок, который они готовы провести в своей школе уже на ближайшей неделе. Разумеется, мы с ними это обсуждаем и, если надо, поправляем.

Могу назвать учителей, которые в работе с нами проявили себя по-настоящему ярко. Это Арсен Абакаров из Махачкалы, Станислав Белов из Екатеринбурга, Ольга Постнова из Калининграда. В целом, таких учителей гораздо больше, и это очень радует.

Фото: РИА Новости

Как-то все гладко у вас получается. Неужели никаких проблем не возникает?

Дмитрий Баранник: Наверное, это все-таки не проблемы. Основной минус, с которым нам приходится сталкиваться - стереотипы, некогда укоренившиеся в сознании наших учителей физкультуры. Методики, по которым ранее проводили занятия. Они, скажем так, были не совсем тем, что мы хотели видеть. И когда начиналась теоретическая часть семинара, у учителей сначала были потухшие глаза, мол, сейчас нам опять расскажут, как космические корабли бороздят просторы вселенной. Но нам удается переломить ситуацию.

Примерно через час педагоги становятся совершенно другими - заинтересованными и активными. Наверное, основным двигателем в этом проекте для нас становится обратная связь. Мы видим, что школьные учителя начинают мыслить иначе, чем раньше, активно общаются. И в конце концов понимают, что наш проект - не поучительно-образовательный, а создан для того, чтобы сделать жизни как детей, так и их самих, более интересными.

Мы никого не принуждаем. Стараемся найти общий язык и показать путь, по которому им самим будет легче двигаться вперед, прививая детям любовь к футболу. По итогам нашей работы выделяются самые способные и активные педагоги - они составляют костяк, вокруг которого наш проект развивается в регионах страны. Лучшие, кстати, с помощью наших партнеров премируются.

Справка "РГ"

Каждый учебный год в рамках проекта "Футбол в школе" проходит всероссийский фестиваль. Стать его участником может каждая школа и даже детский сад. Все конкурсы и соревнования проводят на собственной базе образовательной организации.

Сейчас, до 20 мая, проходит второй этап фестиваля "Футбол в школе". Проводятся спортивные мероприятия и отчет о них отправляют в жюри.

Также в проект Российского футбольного союза входят Всероссийские соревнования Школьной футбольной лиги. В них участвуют дети по трем возрастным категориям (10−11, 12−13 и 14−15 лет).