«В медиафутболе люди тебя узнают. Во Второй лиге этого нет». Большое интервью лидера «Зенита»-2 Игоря Бугаенко
29-летний нападающий «Зенита»-2 за свою карьеру объездил практически всю страну, а во второй лиге успел поиграть во всех зонах, кроме «Юга». На счету Игоря Бугаенко перед началом этого сезона было 214 матчей во Второй лиге и 60 голов, он вполне способен стать лучшим бомбардиром среди игроков вторых лиг. Тем более, форвард отличился в первой же игре поле старта сезона в новом формате «весна-осень».
С Игорем мы пообщались еще на сборах в Турции. В ходе эксклюзивного интервью «Спорту День за Днем» Бугаенко рассказал:
– о планах «Зенита»-2 на повышение в классе;
– об игре на Сахалине и в Саратове;
– о личной истории знакомства с медиафутболом;
– о переезде в Петербург и переходе из «Динамо» в «Зенит».
«Зенит»-2 может выйти с первого места
– Как оценишь прошлый сезон «Зенита»-2 в целом? – Осадок, конечно, остался. Мы все-таки не выиграли, хотя, считаю, у нас были все шансы и все возможности для этого. Чуть-чуть не хватило, наверное, моральных сил, потому что команда была молодая, и ребята подустали к концу сезона. Было видно, что у кого-то пошли травмы, физически тоже не выдержали. К концу сезона мы немного сдали и упустили первое место. Но в течение всего сезона показывали классный комбинационный футбол.
– Со стороны показалось, что устали больше психологически. – Да, эмоционально очень устали – в силу возраста. Состав у нас сильный, но много молодых ребят, большой части команды было 20 лет. В концовке нам не хватило чуть-чуть.
– Насколько «Химик» Дзержинск реально сильная команда? – Мы с ними играли и особых проблем не испытали. Обыграли их дома 1:0, но у нас еще была куча моментов, а у них ни одного. Очень много зрителей пришло, огромное им спасибо. Очень классный матч. Дымовое шоу было на поле. Потрясающе! Молодым ребятам это в новинку – они очень много эмоций испытали от этого.
– Ты тоже, наверное. Кажется, что твои предыдущие команды не имели большой поддержки фанатов. – В Саратове очень много людей ходило. Помню, играл в Ульяновске в 1/16 финала Кубка России против «Амкара», который на тот момент был еще в Премьер-лиге, весь стадион был забит. Дождь, ливень. Тысяч 5-10 было. Люди с зонтами под дождем поддерживали нас. Проиграли в итоге по пенальти, но для города это был большой праздник.
– Показалось, что в матче с «Химиком» соперник «поплыл» из-за давления трибун. – Конечно, не зря говорят, что болельщики – это 12-й игрок на поле. Они, конечно, деморализовались.
– Была мысль, что после этой победы «Зенит»-2 гарантировал себе первое место? – Возможно. Потом раз – оступились, два – оступились и уже все.
– После первой потери очков давление повысилось? – Не то что повысилось давление. Скорее, почувствовали моральная усталость. В каждом матче выходить на победу с настроем биться до конца, когда еще не каждая игра складывается удачно, надо уметь доставать из себя силы. В этом была наша проблема.
– Ощущается, что на «Зенит»-2 как-то по-особенному настраиваются? – Конечно, у нас сильная команда, все пытаются обыграть, потому что по игре мы были лучшие в лиге. Всем командам хотелось доказать обратное.
– Какие цели у команды на этот сезон? – Думаю, задачи останутся прежними – выигрывать все, что можно в группе, занять первое место.
– У команды есть шансы на выход с первого места? – У нас точно есть.
От 10 тысяч рублей в Ульяновске до 80 тысяч в Чите
– Как ты относишься к футболу во Второй лиге и насколько он похож на футбол? – На самом деле, разница в уровне не так колоссальна. Многие уезжают в Первую лигу, даже если здесь не могут выигрывать. Спортивный интерес и характер больше играют роль.
– Ты родился в Саратове и начал свой профессиональный путь там. Что было в Саратове? – Когда я начинал играть в профессиональный футбол, было все хорошо, тренером был Игорь Валерьевич Чугайнов. «Сокол» как раз выходил в ФНЛ, и я там не играл. Цели и задачи были другие. Лимит тогда был всего один доморощенный. Тогда играл футболист старше меня на два года. Ну, я совсем молодой был.
Они вышли в ФНЛ, а там лимита вообще не было. Я хотел играть, поэтому ушел в ульяновскую «Волгу». Поехал на чисто условный, потому что я тогда на КФК забил десять мячей за девять туров. Меня взяли, я начал играть, стабильно выходя на замену. Забил шесть за осеннюю часть. В итоге три года играл в Ульяновске.
– Какие задачи тогда стояли перед Ульяновском. Они не собирались выходить? – Каждый год говорили, что собираемся, но у нас не получалось. Опять же, бюджеты гораздо лучше были у других команд. В принципе, Ульяновск оставил теплые ощущения. По сути, они мне дали путевку в большой футбол.
– Если не секрет, сколько платили в Ульяновске? – Первая зарплата в Ульяновске была 10 тысяч рублей. Питание, проживание там предоставлялось.
– Сколько тебе тогда было лет? – 18. Через полгода переподписал на 30 тысяч.
– За время игры за «Волгу» вы дважды выходили на «Сокол» в Кубке России. Принципиальные были встречи? – Не сказал, что прям сильно принципиальные, но хотелось все-таки доказать, что зря меня не оставили. В первый сезон мы проиграли 0:3, а через год уже обыграли их.
–– Сейчас поменялся формат Кубка, и команды Премьер-лиги не приезжают в регионы. Как ты к этому относишься? – Для региональных команд Второй лиги – это очень плохо. Это ведь настоящий праздник. На команду РПЛ всегда собирался полный стадион, огромное внимание к этим играм каждый год. Этого реально все ждали! А сейчас сколько надо пройти стадий, чтобы выйти на команду РПЛ?
– Ты вернулся в Саратов уже состоявшимся футболистом. Тогда тренером команды был Стукалов. Какой он вообще? – Ничего плохого говорить не буду. Как тренер он – супер. Особенно в то время для Саратова. Там собралась довольно молодая команда. По сути, из всех местных воспитанников. В первый сезон довольно неплохо выступили – были в серединке. Потом появились деньги, поставили задачу, и мне сказали, что я играть не буду. Меня посадили в запас, но я выходил на замену и забивал регулярно. После этого уехал играть в Читу.
– Как появился вариант поехать в Читу? – Я ушел из «Сокола» свободным агентом, мне позвонил главный тренер и сказал, что хочет меня здесь видеть, вот контракт, уже все готово. Тогда в Чите были довольно неплохие деньги.
– «Неплохие деньги» – это сколько? – 80 тысяч рублей и проживание, плюс хорошие премиальные – во Второй лиге они были 30 тысяч.
– Какие задачи были? – Место в тройке. Весь чемпионат мы шли вторыми, чуть-чуть упустили, и сезон из-за пандемии закончили. Мы не доиграли круг и остались в двух очках от второго места и в одном от третьего. Но только из-за того, что не закончили сезон – мы сыграли со всеми лидерами, так что свои очки не добрали еще. Думаю, на втором мы бы закончили спокойно. Там по игре очень сильно выделялся омский «Иртыш», а все остальные боролись друг с другом.
– Как вы добирались на матчи? Неужели приходилось через Москву приходится летать? – Нет, там было шесть команд всего – Чита, Иркутск, Барнаул, Омск, Сахалин и Новосибирск. Все перелеты у нас были через Новосибирск, а от него не так далеко до всех остальных.
– Какого это – играть на Сахалине? – Большая разница во времени, даже когда живешь в Чите. Это сказывается сильно. Довольно тяжелый перелет туда был, мы летели с несколько часовой пересадкой через Хабаровск. Еще была такая система, что ты играешь там на третий день. Мы играли на Сахалине, а уже через три дня – в Новосибирске. На следующий день после матча мы садимся в самолет Сахалин – Новосибирск, прилетаем и там уже тренируемся.
– Какие ощущения от того времени? – Спаренные игры довольно интересные, потому что это какой-то Boxing day , как в АПЛ, плюс у нас были еще матчи на Кубок. Много игр. Это, наверное, более зрелищно и держит тебя в форме, игровых кондициях.
– Какие там поля? – Поля в основном были искусственные. Естественное поле было только в Иркутске, как ни странно.
– Какого качества? – Очень плохого. У них тогда был арестован главный стадион, на котором они сейчас принимают. Поэтому мы играли за городом, где собралось три человека на трибуне. Казалось, я вернулся в детство – бабушка через поле идет в магазин, а в это время вообще-то игра идет.
– «Три человека на трибуне» – это каждый матч Второй лиги. Разве нет? – Не сказал бы. Сейчас во многих городах как минимум 100 человек приходит. Приходит много детей. В «Динамо» СПб, например, у нас играл Ваня Коршунов, ради которого приходили. На предыгровой тренировке дети на поле выбегают: «Можно сфотографироваться?». Он шоу, конечно, делал.
Дебют в медиафутболе
– Ты же тоже оказался в медиафутболе. Как это было? – У меня закончился контракт с «Динамо», я его не стал продлевать, потому что у меня был вариант с «Зенитом»-2. Я уже знал, что перехожу, но был в отпуске. Звонок от Некита из 2Drots . Спросил, не хочу ли я перейти к ним. Отказался, так как хочу еще поиграть профессионально. Но пока отпуск – могу сыграть. Он согласился. Я попросил только оплатить аренду квартиры и премиальные за игры, не требуя зарплату. Вот так я туда и попал. Сыграл две игры – с «Матч ТВ» и ФК «10» на Кубке Селебрити. Мы выиграли обе.
– Какой там уровень? – Плюс-минус Вторая лига. Кажется просто, что люди там немного по-другому играют: устраивают зрелище, постоянные остановки матчей.
– Непривычно? – Абсолютно! Это сбивает ритм игры. Потом уже не можешь собраться. Думаю, ребята, которые там, так же к этому относятся. Но это шоу, принимаешь правила игры.
– Как вообще к этому явлению относишься? – Наверное, популярности больше. Во Второй лиге этого ни у кого нет, даже в Первой. А там тебя узнают, люди ходят, чтобы увидеть тебя. Реально атмосфера на матчах очень классная.
– Что-то еще яркое запомнилось? – Особо нет. Обычный Кубок, интересный, с накалом страстей, с борьбой. Но условно говоря, когда выходишь бить пенальти в 1/16 финала Кубка России и 1/16 финала Кубка Селебрити – совсем разные эмоции.
– В какой момент в «Чите» тебя застал ковид? – Зима, мы закончили два с половиной круга. Собрались на сборы, сначала были в Чите, потом уехали в Крымск, отыграли там несколько товарищеских матчей, и нам объявляют карантин.
– Что дальше? – Разлетаемся по домам, говорят: «Сидите дома». Я вернулся в Саратов, кто в Тамбов, кто в Хабаровск, кто в Чите сидел.
– Все это время дома сидел? – Бегал по лесу, играл на площадках. Саратовские пацаны «Сокола» тоже сидели на карантине, мы собирались, играли вместе.
– Ты там был до августа? – В «Сокол» я вернулся летом, как только открылось трансферное окно. После пандемийного сезона не было особо вариантов. Пришлось хотя бы на сезон подписать контракт с «Соколом». Это был самый последний вариант, потому что я понимал, что играть там не буду, но пришлось.
– Как тебя занесло в Питер после этого? – Я играл в Новосибирске. Подошел к руководству, попросил отпустить меня. Сказали, что есть вариант с «Динамо» СПб. Руководство между собой общалось. Поговорил со спортивным директором «Динамо», с главным тренером, когда прилетел в Питер. Остался там на меньших условиях, чтобы играть в футбол. Причем условия были гораздо меньше, чем в Новосибирске. В Новосибирске очень хорошие деньги платили.
– Даже по сравнению с Читой? – Да. Плюс в Новосибирске хорошая инфраструктура, все осталось с тех пор, когда они еще играли в Лиге Европы.
– Есть у них какая-то памятная табличка, что здесь играли с ПСВ? – В тренерском штабе остался человек, который играл тогда.
– Были истории о том времени? – От администратора в основном.
– Что рассказывал? – Просто как кайфовал. В городе любили футбол.
Футбол в Петербурге
– Затем ты оказался в Санкт-Петербурге и играл в зоне «Запад». Мне кажется, что уровень этой лиги чуть повыше, чем в «Урале» и «Дальнем Востоке». – В «Западе» больше стараются играть в футбол, чем бороться. Не сказал, что они не играют в футбол, просто там гораздо больше единоборств.
– Тебе как нападающему было сложно в этом плане? – Когда я перешел молодым парнем в Ульяновск, без какой-то мышечной массы – мне постоянно голову разбивали. Зато отличная школа.
– На «Западе» поинтереснее, потому что там в футбол играют? – На «Западе» больше футбола, да. Но не так хорошо борются. Может, я от тех и от тех что-то взял.
– Из-за того, что на «Западе» меньше борются, ты стал забивать больше голов? – Наверное, да. Сам уровнем дорос, чтобы забивать гораздо больше.
– В этом плане в «Динамо» СПб у тебя сразу пошло? – Да. В первом сезоне за «Динамо» СПБ забил 13 голов.
– В последние три сезона ты забиваешь больше 10. В этом сезоне за «Зенит-2» провел 11 матчей и забил 11 голов. Партнеры большую роль оказали? – Да, было много моментов – гораздо проще забивать, чем когда тебе приходится искать их самому и забивать. Когда я забил 13, два из них получилось «сухим листом» с углового.
– Ты поиграл за «Динамо» СПб и «Зенит»-2. Чувствуешь ли какую-то атмосферу соперничества в городе? – Да! Болельщики «Динамо» СПб очень негодовали, когда я перешел.
Верю, что с «Зенитом»-2 можно выиграть больше, чем с «Динамо». Опять же, сменился тренер. Вместо Александра Куртеяна пришел Дмитрий Белоруков. Ничего не могу сказать, он хороший. Но летом костяк команды оставался именно с тренером. В итоге тренера сменили, нам ничего не сказали. Поэтому я решил подумать о себе и перейти на лучшие условия.
– К тому моменту был интерес от «Зенита»-2? – Да, мне еще во время сезона предложили перейти, потому что в «Зените»-2 была поставлена задача. Сказали, что берут трех возрастных игроков. Сейчас на них есть лимит во вторых командах. Взяли меня, Полякова, Бутаревича и Орлова.
– Чувствуешь ответственность за других из-за возраста? – Понимал, что на поле нужно биться. Говорил: «Ребят, вы играете в футбол, а бороться будем мы».
– Ты знаешь, что уже почти легенда Второй лиги? Ты 12-й бомбардир в истории лиги (60 голов), а до четвертого места всего десять голов. – Вообще за карьеру мечтаю 100 пробить. Правда хотелось бы не только во Второй лиге.
Любовь к игре во Второй лиге
– Как ты относишься к переходу на систему «весна-осень»? – Застал еще то время, когда играли «весна-осень», застал переходный сезон – разницы не заметил. Может, я привык просто. По сути, какая разница, когда играть? Ты играешь в чемпионате. Нелогично просто, что кто-то переходит, а кто-то – нет. Потому что полная неразбериха. Например, мы играем и не понимаем, кто выходит, куда выходит, как, когда. Понятно, что с первого места команда выходит, но куда и когда – непонятно.
– Ты про Белорукова сказал. Он не играл тогда в «Амкаре», когда вы в Кубке играли? – Нет, он уже ушел в «Динамо». Я спрашивал у него. Помню, Зайцев играл и вроде Сибайя. Смотрел и думал: «Я вроде 184 [ростом], а вы сколько?». Огромные защитники. «Амкар» же тоже была довольно боевая команда в Премьер-лиге, которая ставила на стандарты. Было очень тяжело тогда.
– Жестко встречали? – Они специально не били, но выиграть борьбу было очень тяжело.
– Каждый второй матч «Востока» по ребрам? – Скорее, в «Поволжье».
– Уральские мужики? – Ну, наверное, да. «Челябинск» такая хорошая команда.
– Бывало, что смотришь на игрока Второй лиги и не понимаешь, что он здесь делает? То есть по качеству должен быть выше. – Конечно, бывало.
– Например? – Мхитар Захарян из Саратова. Он 1991-го года рождения. Не тот что из «Динамо». Просто однофамилец. Очень хороший. С головой, передачей, обыгрышем. Но не давали играть почему-то. Как-то в Саратове не любят местных воспитанников.
– Что думаешь о медиалиге? Нормальное явление? – Изначально идея была прикольная. Именно, чтобы там играли медийные люди, не приходили профессиональные футболисты. Да, кто-то из них, может, где-то мог играть. Главное, чтобы не было профессиональной карьеры.
– Невооруженным взглядом видишь, когда играет профессионал, а когда – блогер? – Конечно. По сути, многие из них уже после попадания в команду позиционируют себя как блогеров. Те же Слон и Манна, но некоторое время назад они играли во Второй лиге.
– Помню Слон (Владислав Ослоновский) играл в «Динамо» СПб и не проходил в состав. – Но сейчас он реально хороший футболист. Думаю, в ФНЛ бы играл спокойно.
– Готов ли ты снова поиграть в медиалиге после завершения профессиональной карьеры? – Сейчас я полностью сосредоточен на работе в «Зените»-2. Наша задача – первое место. В будущем – вопрос мотивации.
– Часто говорят, что Вторая лига – низшая ступень. Что тебя держит здесь? – Я люблю футбол в первую очередь. В этом, наверное, главная мотивация. Конечно, хочу поиграть выше еще. 100 голов не за горами, надеюсь.
Фото: ФК «Зенит», ФК «Сокол», ФК «Чита»