Вторая лига пополнится командой из Петербурга? Интервью тренера «Алмаз-Антея» (U-18) Андрея Кокуркина
Петербургский футбольный клуб «Алмаз-Антей» полон амбиций. Шаг за шагом, начиная от Юношеской футбольной лиги Северо-Запада, команда движется вверх по «карьерной лестнице». Сейчас она выступает в федеральной ЮФЛ, и в турнирной таблице возрастного дивизиона до 18 лет уступает только «Краснодару». Но стремления заявить о себе в Молодежной футбольной лиге, где представлены сильнейшие академии России, у них хоть отбавляй. А там уже можно замахнуться и на взрослый уровень.
В интервью корреспонденту «Спорт День За Днем» Алексею МИХАЙЛОВУ старший тренер «Алмаз-Антея», отвечающий за команду U-18, Андрей Кокуркин, озвучил амбициозную цель команды из Санкт-Петербурга – попасть во Вторую лигу. То есть, в профессиональный взрослый футбол.
Но каким путем команда туда идет? И какую роль в этом играет ее капитан Вячеслав Корнеев? Об этом – ниже.
– Как сейчас оцените выступление команды с точки зрения не только результата, но и игры?
– С точки зрения результата – лучше не придумаешь. А с точки зрения игры – всегда можно что-то улучшить. Мы пытаемся это улучшать в течение недельных циклов. Посмотрим. Сезон длинный. Надеемся, что будем только прибавлять от игры к игре, будет как можно меньше травм, удалений, перебора желтых карточек и так далее. Тогда, если все будут здоровы, и мы будем в оптимальном составе, показывать свою лучшую игру и добиваться результата, нам будет гораздо проще. Обойма футболистов не такая большая, и если кто-то будет выбывать из состава по какой-либо причине, то у нас будут сразу проблемы.
– В таких случаях возможно ли подключать из команд других возрастов игроков?
– Вообще, да, но у каждого свои требования и задачи. И если мы кого-то из 2008 года рождения и подумаем забирать, то это точно будет или лидер, или капитан, на ком держится вся игра. Поэтому мы к такой практике не приходим.
И у них такая же ситуация: если один-два игрока выпадают, то у них сразу результат пропадет. И не факт, что этот игрок поможет нашей команде. Поэтому мы стараемся играть только теми людьми, которые соответствуют тому возрасту, по которому мы играем. Единственное, что может быть, когда-то произойдет, – это вратари. Вратари заявлены за два возраста: за старший и за свой. Если вдруг будут какие-то травмы, болезни, еще что-то, безвыходная ситуация, тогда мы подключаем вратаря младшего возраста за старший.
– Со стороны как вам кажется, в таких условиях команда справляется с поставленными задачами?
– Команда справляется. Больше дело в нас: как мы построим недельный цикл, какие мы будем требования предъявлять в этом цикле. Потому что была проблема в шестом туре, когда мы проиграли «Динамо», единственный матч. Тут, мне кажется, вина лежит на тренерском штабе: где-то мы переборщили с нагрузками, и пацаны на матч вышли пустые, уставшие. После этого матча мы немножко скорректировали план подготовки, и сейчас более тщательно подходим, чтобы пацаны были свежи к игре.
– Какова эмоциональная реакция на результаты внутри команды у самих ребят?
– Здесь, наверное, аппетит приходит во время еды. В начале сезона нам было тяжело прогнозировать сценарий и результат матчей, сопротивление, которое нам дадут команды, которые уже какое-то время сыграли в такого рода соревнованиях.
Победа 3:0 на ЦСКА в первом туре дала хороший импульс, после чего пацаны поверили в себя, в то, что они могут, и своей игрой показали, что это не какой-то сюрприз или какое-то сечение обстоятельств. Каждый матч придавал новых сил, наши сочетания в обороне и в атаке становились сильнее, понимание, какие соперники нам предстоят в следующем туре, тоже приходило. Поэтому не скажу, что это был какой-то сюрприз для нас. По каждому матчу у нас есть полная статистика: кто сколько ударов нанес, сколько передач, сколько единоборств, сколько точных и неточных передач... По всем этим показателям мы наверху, и эти цифры не обманешь.
– Какой игровой философии придерживается команда вашего возраста?
– Наша команда в каждом матче хочет играть с инициативой, мы хотим быть с мячом, мы хотим создавать большое количество голевых моментов, мы хотим играть за счет коротких и средних передач. Но если соперник играет с высокой линией обороны, обязательно мы будем искать пространство за спиной, потому что есть быстрые игроки в нашей команде. При потере мяча мы всегда стараемся сразу себе как можно быстрее его вернуть. Обороняться мы стараемся всегда как можно дальше от своих ворот, чтобы забирать мяч на чужой половине поля и сразу проводить ответные атаки. Также хотим, чтобы, когда мы были с мячом, все наши футболисты были активны, креативны, смелые и агрессивные.
– Капитан вашей команды, полузащитник Вячеслав Корнеев в недавнем интервью сказал мне, что по ходу чемпионата он был переведен на позицию нападающего, что для него не очень привычно, как для полузащитника. Он сказал, что ему не очень комфортно там играть, считает, что может принести больше пользы в центре поля. Но при этом и понимает, что у команды есть определенные требования, чтобы поставить Славу впереди. С чем связана такая трансформация и какой результат вы бы хотели в этом видеть?
– Прежде всего, любой тренер должен ставить 11 сильнейших футболистов в стартовый состав. Но из-за травмы мы надолго потеряли Егора Савина, нашего бомбардира, и понимали, что первый круг мы точно будем играть без него. Нам нужно было как-то выходить из этой ситуации. В центре поля, где Вячеславу Корнееву удобнее играть, у нас пять хороших футболистов. Полный комплект. И нам нужно было думать, кто закроет на какой-то период позицию центрального нападающего. Если с теми качествами, которыми обладает Вячеслав, он будет играть на этой позиции, это больше всего будет полезно для команды. Возможно, сам он получает не так много пользы, как на своей позиции атакующего полузащитника, но когда мы с мячом, у нас опорный, два атакующих полузащитника и центральный нападающий очень часто меняются позициями. И поэтому в игре Вячеслав все равно часто оказывается в позиции атакующего полузащитника, где ему знакомо.
– Такая, «ложная девятка».
– Так и есть, да. Его сильные качества – это техника принятия решения и видения поля, где он часто получает мяч в недодачу между линиями, и уже продвигает его за счет дриблинга, за счет введения или за счет проникающих передач.
– Как он мне сказал, ему непривычно и даже немножко неудобно играть спиной к воротам.
– Для него это, в любом случае, – зона роста. В его возрасте, чем больше он получит от этих соревнований, тем меньше у него будет пробелов в подготовке, тем будет для него полезнее в профессиональном футболе. В любом случае, атакующие полузащитники очень часто играют спиной к воротам. Да, они отваливаются и полубоком играют, и лицом в поле. Но и спиной очень много моментов. Это тот профайл футболиста, которому нужна будет команда, которая много владеет мячом, которая атакует на чужой половине поля, и где в любом случае чаще будет ситуация, когда будет соперник за спиной или сбоку. Поэтому это все ему в копилку, и, надеюсь, в будущем это ему принесет гораздо больше.
Он у нас и слева играл, и справа. Поэтому он, так скажем, – универсал, в отличие от многих футболистов. Сто процентов, в будущем это пойдет ему только в пользу, потому что придя в любую команду, он сможет закрыть любую дырку в группе атаки. Кто-то может сыграть в одной позиции, в двух максимум, а он может в пяти позициях сыграть.
– Сейчас Вячеслав устраивает вас в роли нападающего?
– Всегда можно сказать, что что-то не так или чего-то не хватает. Но они с партнерами очень классно дополняют друг друга. Если бы не он, то Дмитрий Парусов и Степан Шевченко не были бы сейчас в группе лидеров по голевым передачам. Если бы не Слава, с его открываниями в недодачу, Артем Егоров бы не забивал столько мячей, потому что они меняются позициями. Артем Егоров атакует пространство за спиной, которое создает как раз Вячеслав Корнеев. Поэтому Слава очень часто незаметен, но практически каждая атака и голевой момент – это его заслуга. Вне зависимости от того, коснется он мяча или не коснется.
– Вернемся к разговору о лиге. Как можете оценить уровень сопротивления соперников?
– Уровень сопротивления, конечно, максимальный. Мы участвовали в ЮФЛ Северо-Запад, где было понятно, что в каждой позиции мы были сильнее. Дальше у нас был опыт игры в Молодежной лиге Санкт-Петербурга и на Зимнем первенстве среди мужских команд. Там, зачастую, мы проигрывали в физических качествах, но как раз нивелировали это все техникой и принятием решений. И сейчас как раз зашли в то соревнование, где и физика, и техника, и тактика очень важны. И благодаря предыдущим соревнованиям получается, что по итогу первого круга мы готовы к тем сценариям, к тем рисункам матча, которые нам предлагают разные команды. Все команды разные – у всех есть как свои хорошие качества, так и проблемы. Одинаковых соперников практически нет.
– Сейчас ваша команда гонится за лидирующим «Краснодаром». Что скажете об уровне этой команды?
– «Краснодар» – одна из лучших академий страны, где собраны, возможно, одни из самых квалифицированных футболистов в команде 2007 года. Очень много футболистов группы атаки вызывается в сборную России. Там играют очень сильные люди, с которыми я знаком, за которыми слежу не первый год. Считаю, что все трое-четверо игроков атаки, именно нападающих, способны дорасти до РПЛ. В середине они чем-то похожи на нас по стилю. У них тоже умные, техничные, быстрые футболисты.
– Наверняка команда имеет амбиции продвигаться дальше и мыслит в сторону Молодежной футбольной лиги. Можно ли сказать, что сейчас игра в ЮФЛ-1 – это «генеральная репетиция» перед шагом вперед?
– Не скажу, что это репетиция. Но именно в команде 2007 года все идет шаг за шагом. Сначала был ЮФЛ год в год, потом мы сыграли на год старше, получили какой-то опыт. Теперь мы заходим в федеральную ЮФЛ, где собраны лучшие футболисты лучшие академии. Следующий шаг – это уже как раз Молодежная лига. И если все будет хорошо, то, возможно, у нас появится команда Второй лиги, и тогда эти футболисты пройдут все ступени без скачков и падений, почувствовав темп сопротивления в разных условиях. Наверное, это поможет быть им конкурентоспособным уже в мужском профессиональном футболе.
– То есть на данный момент у «Алмаз-Антея» выстроена такая «лесенка»: ЮФЛ-1 – МФЛ – Вторая лига в профессиональном взрослом футболе?
– Да, хотелось бы так.
Подписывайтесь на Telegram-канал автора: «Финты Михайлова»