«Похожий продукт делают только в Ла Лиге». Генеральный директор РУСТАТ рассказал об уникальной графике в ТВ-трансляциях

Во время трансляции матча OLIMPBET Суперкубка России по футболу «Зенит» – «Краснодар» на «Матч ТВ» появилась обновленная графика: прямо на поле появлялись тепловые карты активности игроков, входы команд в финальную треть и другая визуализация статистики.

«Похожий продукт делают только в Ла Лиге». Генеральный директор РУСТАТ рассказал об уникальной графике в ТВ-трансляциях
© Спорт день за днем

«Спорт День за Днем» окунулся в мир футбольной аналитики с Маратом Бедретдиновым, генеральным директором компании РУСТАТ, благодаря которой такая графика стала возможна. Поговорили о том, как рынок профессиональной спортивной статистики разворачивается в сторону болельщиков, и сможет ли РУСТАТ задать новые стандарты потребления спортивного контента.

О футбольной аналитике

– Графическое оформление ТВ-трансляций выросло из вашей основной деятельности – сбора и обработки футбольной статистики, верно? – Да, прежде всего мы собираем статистику, анализируем, каталогизируем, удобно храним, делаем нарезку видео, предоставляем отчеты и визуализации — все, что нужно футбольным клубам для эффективной работы.

– Почему вы решили не останавливаться на аналитике и пошли в графику для телетрансляций? – Это логичный шаг, если мы собираемся масштабировать профессиональный узкоспециализированный продукт. Мы хотим работать для конечных потребителей: болельщиков, фанатов, телезрителей. Графика — только первый шаг.

Сейчас мы продумываем платформу, где любители футбола смогут отслеживать и сравнивать статистику самостоятельно. Это принципиально новый уровень вовлечения пользователей в игру.

О преимуществах и несовершенстве искусственного интеллекта

– Не могу не спросить про искусственный интеллект. Вы его используете? Например, Яндекс Плюс x VSporte продемонстрировал трекинг с использованием ИИ. – Искусственный интеллект неплохо справляется с фитнес-трекингом, а именно распознает игроков на картинке с видеокамер.

Конечно, за нейросетями будущее. Мы используем их, видим их преимущества, но понимаем и существующие на данный момент ограничения.

Поэтому я не хочу спекулировать этой темой. Сегодня нейросети не могут полностью заменить человека. Например, они не могут точно определить, кому именно судья показал желтую карточку. Или распознать технико-тактические действия футболистов, отличить обводку от единоборства, зафиксировать голевой момент или определить, кто из игроков допустил голевую ошибку.

Чтобы использовать искусственный интеллект для сбора ТТД- и фитнес-данных, нужны колоссальные затраты на оборудование, на создание телекоммуникационной инфраструктуры и обслуживание всего этого технического парка и кабельных сетей. На каждом поле необходимо установить большое количество высокоточных камер, а не две или четыре. На сегодняшний день это дорого, неудобно и экономически нецелесообразно.

Мы же делаем ставку на эффективные решения и обеспечиваем высокое качество данных, избегая ненужных затрат. Специально разрабатываем технологии, позволяющие использовать видео даже с примитивных видеокамер для производства надлежащей статистики.

Параллельно наш научный департамент занимается оптимизацией процессов анализа и снижением зависимости от ручного труда. Основное внимание уделяем улучшению качества и скорости анализа, чтобы аналитики могли сосредоточиться на более интересных и сложных задачах.

Что касается Яндекса, здоровая конкуренция — это прекрасно. Мы все сейчас тестируем разные подходы. Значит, есть ниша, значит, наши технологии нужны. И уровень мотивации нашей команды делать лучший продукт и держать высокую планку постоянно сохраняется.

– Получается, доля ручного труда все еще существенная. Тяжело ли приходится аналитикам? – У нас исключительно профессиональная команда. Нам важно проверять и перепроверять все данные, потому что мы отвечаем за результат.

Мы анализируем огромное количество матчей и ошибки иногда случаются, также как они случаются и у наших европейских и американских конкурентов. Но, во-первых, это незначительные ошибки; во-вторых, их количество минимально, и в основном это в моментах, где плохо был виден эпизод на видео.

Каждый матч анализируют опытные видеоаналитики, у нас есть отдел проверок и специально разработанное программное обеспечение для облегчения работы по мониторингу качества анализа. Все знают, что за ними есть полный контроль, — не расслабишься.

То же самое с фитнес-данными. Каждый отчет проверяет старший аналитик с помощью специального программного обеспечения. С точки зрения контроля качества у нас прозрачный и четко выстроенный процесс.

Аналитики «на коленке» не случилось

– Давайте расскажем читателям, как появилась компания РУСТАТ. – В России в 2007 году родился стартап InStat, который вырос в крупную международную компанию с пятью тысячами сотрудников. Новый продукт позволял считать технико-тактические действия игроков в любых соревнованиях: баскетболе, хоккее, волейболе, гандболе, футзале и, конечно, футболе. InStat работал с мировыми клубами — от «Барселоны» до «Челси».

В 2022 году InStat продали американской Hudl. Но самое ценное как было, так и осталось в России — это костяк команды, лучшие умы, которые генерировали идеи и разрабатывали программное обеспечение, создавая IT-продукты для мировой спортивной индустрии. И мы решили создать абсолютно новую видеоплатформу, учитывая все технические проблемы инстатовских продуктов, переработав наш опыт. Так появился РУСТАТ и Единая Национальная Футбольная видеоплатформа, которая по скорости работы, а в ряде случаев и по функционалу, превосходит даже зарубежные аналоги.

Два года назад говорили, что после ухода международных компаний из России матчи будут анализировать на бумаге. Но, как видите, мы сделали свою удобную высокотехнологичную платформу.

«Наш приоритет — российский футбол»

– Какие цели ставите перед собой на ближайшее будущее? Есть ли план стать конкурентом на мировом рынке? – Международный рынок — это долгосрочная перспектива. Сейчас наш приоритет — это российский футбол. Мы много общаемся с тренерами, собираем обратную связь и дорабатываем продукт так, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мы сделали параметр «Входы команды в финальную треть поля». Этот параметр был впервые подсчитан ФИФА на чемпионате мира в Катаре. Сейчас РУСТАТ – единственный провайдер статистики в мире, который на постоянной основе предоставляет данные по этому параметру. Причем мы делим «входы» на те, что прошли через пас, и были осуществлены в результате индивидуальной активности игрока – ведение мяча. Информацию по этой метрике можно посмотреть как в виде цифр, так и в виде видеонарезок на нашей платформе, за что мы уже получили благодарность со стороны многих клубов.

Помимо этого за прошедший сезон мы внедрили более 30 уникальных параметров статистики, а в нашем плане внедрить еще около 100.

С прошлого сезона мы заключили индивидуальные контракты с 13 из 16 клубов РПЛ и продолжаем с ними работать, чем мы очень гордимся.

– Несмотря на то, что большинство клубов РПЛ работают с РУСТАТ, официальным статистическим партнером РПЛ стал Яндекс Плюс x VSporte. Почему приняли такое решение? – Это вопрос к руководству РПЛ. Я уважаю их решения. Наша задача — делать отличный продукт, помогать российским клубам. Тем не менее, мы будем рады в будущем стать официальным партнером РПЛ.

Будущее зрелищных трансляций

– Такая графика, как в матче между «Зенитом» и «Краснодаром», может стать стандартом для всех трансляций? – Мне бы очень этого хотелось. С технической точки зрения у нас все готово. Мы уверены, что это добавит матчам зрелищности и популяризирует футбол. Особенно среди молодой аудитории. Ведь такая графика — это реверанс в сторону известных футбольных симуляторов через перенос узнаваемых элементов: запас сил, рейтинг ключевых навыков. Мы хотим масштабировать этот опыт и рассчитываем на интерес со стороны спонсоров.

– Мы видели тепловые карты, входы в финальную треть, владение мячом. Какие еще есть возможности? – Можем выводить карточку игрока с запасом сил в виде батарейки. Мы берем данные из предыдущих 10 матчей, оцениваем дистанцию, которую игрок пробегает в разные моменты, и сравниваем эти данные с текущей игрой. Таким образом высчитываем процент «заряда» игрока.

Сделали пятиугольник, который показывает навыки футболиста, и придумали индекс игрока специально для ТВ-трансляций (не путать с РУСТАТ-индексом): чем больше заполнен пятиугольник, тем выше процент индекса. Простой и визуально понятный метод оценки.

Еще один готовый титр — это стартовые составы. Показываем динамику составов, фотографии игроков и их навыки.

В будущем планируем показывать топовых игроков по пройденной дистанции, их максимальные скорости и скорость полета мяча при ударах.

– А есть аналоги на рынке футбольных трансляций? – В России — нет. На мировом рынке похожий продукт делает, разве что, Microsoft с испанской Ла Лигой. Матч между «Зенитом» и «Краснодаром» посмотрели почти пять млн человек. Мы получили огромное количество положительной обратной связи.

Наша работа выполняет две важные функции: создание нового зрительского опыта и открытие дополнительных площадок для рекламодателей. В первом случае мы помогаем зрителю с любым уровнем знания игры почувствовать себя профессионалом, создаем большее вовлечение в игру. Во втором – создаем действительно новый рекламный инвентарь для телеканалов и рекламодателей, внимание к которому гораздо больше, чем при выводе спонсорских логотипов в традиционной графике. В этом и есть наша цель – создавать новые, интересные и полезные технические решения для развития российского футбола.

Фото: из архива РУСТАТ