Интервью с генеральным директором Динамо – об итогах селекции, потолке зарплат в КХЛ и возвращении пива на стадионы
Сергей Сушко – о главном из жизни столичного клуба и глобальных темах для лиги и всего российского спорта.
50-летний белорусский функционер Сергей Сушко начинает свой второй сезон на посту генерального директора московского «Динамо». В минувшем сезоне бело-голубые стали лучшей командой регулярного чемпионата КХЛ, во второй раз в своей истории завоевав Кубок Континента. В новом же чемпионате столичный клуб ставит перед собой ещё более амбициозные задачи. В эксклюзивном интервью «Чемпионату» Сергей Анатольевич:
«Селекцию нужно оценивать по окончании сезона. На бумаге звучим громко»
— Позади осталось межсезонье, в ходе которого «Динамо» провело большой предсезонные сбор в столице Беларуси. Хорошо заметно, что Минск в этом году вообще стал местом притяжения для различных команд КХЛ и российских туристов. Испытали чувство гордости за родную страну? — Так происходит на протяжении двух последних сезонов из-за изменения геополитической ситуации. Многие клубы отправляются на сборы в Беларусь, где созданы все условия. Шикарная спортивная инфраструктура – построено много хоккейных арен, есть тренировочные залы. Поэтому российские команды охотно едут в Минск. В этом году, помимо нас, сборы в Минске также провели ЦСКА, «Авангард», «Металлург», «Адмирал» и «Витязь».
Если говорить конкретно о нас, то главный тренер Алексей Кудашов захотел чуть поменять предсезонную подготовку. За полгода до проведения сбора мы вместе с ним и спортивным директором Алексеем Сопиным заранее туда отправились, чтобы самим посмотреть на все условия. Убедились, что нам всё подходит, потому и приняли такое решение. Могу заметить, что уже по итогам сбора все в команде остались довольны тем, как нас принимали и как всё прошло.
Что касается того, что Беларусь стала настоящим центром притяжения для российских команд и туристов, то это просто здорово.
— Каким трансферным ходом довольны больше всего? — Селекционную работу считаю нужным оценивать исключительно по окончании всего сезона. Если посмотреть на собранный состав на бумаге, то имена звучат громко. Комтуа, Слепышев, Сергеев – это игроки высокого уровня, зарекомендовавшие себя – кто в НХЛ, кто в КХЛ. Но в жизни зачастую всё оказывается по-другому. Только ближе к апрелю мы сможем дать оценку тому, кто и как себя проявил.
«Прекрасно понимаем, от кого исходит критика в адрес Миски»
— Американский голкипер Хантер Миска ещё не провёл ни одного официального матча (интервью было записано непосредственно перед матчем с «Куньлунем»), а некоторые уже готовы его распять. Сколько времени готовы спокойно и без нервов ждать, что новички вольются в вашу систему? — Знаете, мы знаем и видим, откуда идёт львиная доля критики в адрес Хантера. Как правило, это одни и те же люди. Видимо, они больше знают и лучше умеют анализировать (улыбается). Человек впервые с 2013 года приехал в Россию, провёл здесь только две недели, и я просто не понимаю — за что его сейчас критиковать?
Прежде чем совершить это подписание, наш спортивный блок провёл огромную работу, и он не был единственным кандидатом. К тому же необходимо учитывать, что Миска приехал в «Динамо» на небольшую для иностранного игрока зарплату. Он хочет доказать, что может играть и достоин большего.
Однозначно ему требуется больше времени на адаптацию, однако даже по итогам Кубка мэра Москвы мы не можем говорить, что где-то он сильно подвёл команду. Может быть, в некоторых моментах и мог выручить, но почему-то никто не говорит о тех эпизодах, когда он реально спасал команду.
— Приоткройте завесу тайны: не звонили ли лично вам из «Торпедо» после обмена Антона Сизова? Говорят, в нижегородском клубе остались обижены на то, как «Динамо» заполучило этого игрока. — Если назову человека, который мне действительно позвонил из «Торпедо», то просто подставлю его, поэтому не стану этого делать.
Если говорить о самом обмене, то он стал очередным примером хорошей работы нашего спортивного блока. Когда мы играли с «Торпедо» в позапрошлом плей-офф, то его айс-тайм в серии с «Динамо» доходил до 28 минут. Антон находится в зрелом возрасте и ещё долго может играть на высоком уровне.
Возможно, для КХЛ трёхсторонний обмен и является относительно новой историей, но в НХЛ такие сделки часто случаются. «Динамо» привыкло добиваться своих целей. Антон был нужен команде, и мы нашли способ получить необходимого нам игрока.
«Не будет команды – не нужен и офис. Это понимают все люди в клубе»
— Вы начинаете второй сезон на посту гендиректора «Динамо». Можете ли назвать сделанную за время работы вещь, которой довольны сильнее всего? — Многие вещи просто не могу поставить в заслугу исключительно себе. У нас большой коллектив – начиная от сотрудников офиса и заканчивая президентом клуба и нашими учредителями. Самая главная вещь заключается в том, что мы смогли наладить работу и добиться того, чтобы все сотрудники работали в единой команде. У нас нет разделения – это моё, а это твоё. Все понимают, что мы заняты единым делом, и стараются друг другу помогать.
У нас в офисе сложился здоровый коллектив, в котором установилось хорошее взаимопонимание, и все готовы в любой момент помочь друг другу. В любой ситуации главенствующую роль играет коллектив. Если у людей нет общей цели, то невозможно добиться хорошего результата. В «Динамо» все работают во благо единой цели. Задача офиса – помогать команде. Каждый человек в клубе прекрасно понимает, что все мы нужны до тех пор, пока есть команда. Не будет команды – не нужны и все мы. Эти слова относятся как ко мне, так и к любому рядовому сотруднику.
В прошлом году завоевали Кубок Континента, что является большим достижением для организации. Да, в плей-офф недоработали в силу объективных и субъективных причин. Рассчитывали на совершенно иной результат, поэтому сейчас нам есть к чему стремиться. Перед клубом стоит большая задача, и мы все к ней идём.
— Наконец-то «Динамо» избавилось от долгов перед игроками. Клуб вышел на стабильный финансовый уровень? — Опять же, это ещё одна вещь, которую не могу записывать в свой актив. Это больше заслуга наших учредителей и президента Виктора Воронина. Хочется выразить огромную благодарность Аркадию Романовичу Ротенбергу и Банку ВТБ. Без их помощи мы бы не смогли всё выровнять и продолжать двигаться в правильном направлении.
Не проходит ни дня, чтобы Виктор Геннадьевич не поинтересовался жизнью команды. Он глубоко вникает во все вопросы. Стабилизация финансового положения клуба – его огромная заслуга. Всё удалось благодаря оптимизации расходов. Мы направили их в правильное русло.
Сейчас у нас нет никаких финансовых проблем. И теперь основной задачей клуба является решение только спортивных задач, чтобы пройти как можно дальше в плей-офф.
— В последние годы исторически сложилось, что у «Динамо» нет своего представителя в совете директоров КХЛ, в который вы ранее входили, представляя в нём минских одноклубников. Не намерены вернуться туда? — У меня могут быть разные планы, но в этом вопросе всё исходит от КХЛ. Если лига посчитает нужным, чтобы от московского «Динамо» был свой представитель в совете директоров, то для этого у нас в клубе есть много достойных кандидатур. Это президент, это учредители. И если КХЛ захочет расширить свой совет, мы с радостью найдём достойного человека.
«В современном мире идёт информационная война. На многие вещи ребята посмотрели уже по-другому»
— Бросилось в глаза, что этим летом «Динамо» провело презентацию команд МХЛ и ВХЛ, но в КХЛ ограничились только автограф-сессией для болельщиков. Почему решили сделать именно так? — Как вы наверняка помните, в тот день мы также провели контрольный матч с нашим фарм-клубом «Динамо» Санкт-Петербург. Пришло много болельщиков, за что им хочется сказать большое спасибо. Несмотря на то что был ранний матч (встреча началась в будний день в 15:00 мск. – Прим. «Чемпионата»), они смогли найти такую возможность, и мы благодарны им за это.
После завершения матча на протяжении почти 4,5 часа длилась автограф-сессия. Нашей основной задачей было, чтобы наши болельщики имели возможность поближе познакомиться с новичками команды – смогли с ними сфотографироваться, задать какие-нибудь вопросы и пообщаться на интересующие их темы. Эти цели были реализованы.
— Получился довольно редкий момент – команду МХЛ представили даже с более широким размахом, чем команду КХЛ. — В межсезонье мы действительно сделали упор на команду МХЛ. Рядом с домашней ареной расположен шикарный музей «Динамо», в котором представлены люди, сделавшие очень многое не только для хоккейного клуба, но и для всего динамовского движения. Был подписан договор о сотрудничестве с музеем. Теперь будем планомерно работать, имея выстроенную стратегию.
Где-то мы даже сознательно сделали акцент именно на презентации молодёжной команды, и у нас получилось провести громкое событие. На мероприятии присутствовал наш легендарный ветеран Александр Николаевич Мальцев. Хочется выразить огромную благодарность Александру Овечкину, нашедшему место для посещения презентации МХК в своём плотном графике. Ему скоро уезжать в Америку, наверняка у него накопилось большое количество дел, но он также приехал, вручил майки игрокам команды МХЛ, сфотографировался с ними и дал молодым игрокам напутствие.
Получилось хорошее мероприятие, однако хочу отдельно подчеркнуть, что не считаю плохим и то, что мы сделали для команды КХЛ. Основной задачей было дать болельщикам почувствовать связь с игроками. Мы им предоставили такую возможность, и они на протяжении пяти часов могли общаться с хоккеистами и тренерским штабом. Всё прошло нормально.
— Почему внимание к своей истории является настолько важным аспектом для всей организации «Динамо»? — Когда наша команда находилась на сборе в Минске, для неё была организована поездка в мемориальный комплекс «Хатынь». Это знаковое место не только для белорусского, но и для всего советского народа. Многие выходцы из Советского Союза знают, что такое война и какие последствия она оставляет после себя.
Алексей Кудашов сказал очень правильные вещи: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего». Именно с этой целью он и повёз ребят в Хатынь — чтобы показать им все зверства войны. Игроки были поражены увиденным – это касается как российских ребят, так и иностранцев.
Мы же знаем, что в современном мире идёт информационная война. Многие черпают информацию из интернета, из каких-то статей, а когда они увидели всё своими глазами, то на многие вещи посмотрели уже по-другому.
— Вы уделяете большое внимание и своим ветеранам. — «Динамо» является тем клубом, которому есть чем гордиться. Мальцев, Петухов, Давыдов – это личности, внёсшие огромный вклад не только в динамовский, но и в весь советский хоккей. Они прошли большую хоккейную жизнь. И дай бог им сил и здоровья, чтобы они как можно больше радовали нас. Для нас они всегда желанные гости – не только на играх, но и в любое время. Мы находимся на постоянной связи с нашими ветеранами и очень ценим их советы.
В этом году Александру Николаевичу исполнилось 75 лет, Виталию Семёновичу – 85. Ещё раз хочется пожелать им здоровья. У нас было мероприятие, где они сидели рядом, и есть даже совместное фото, на котором пять выигранных Олимпиад и 17 чемпионатов мира. Две легендарные личности, любящие «Динамо» и всей душой переживающие за клуб. Со своей стороны мы всегда будем пытаться радоваться их своими результатами, потому что для них это очень важно.
— При прежнем руководстве клуба существовал проект по установке на территории стадиона памятника Аркадию Чернышёву. Не считаете ли нужным возобновить работу над этой идеей? — Честно скажу, что пока не возвращались к этой идее, так как накопилось много рабочих моментов. Но это действительно хороший замысел, имеющий право на воплощение.
«Возвращение пива на арены – вопрос ближайшего времени. Лига заинтересована, чтобы клубы зарабатывали деньги»
— Традиционно одним из мест для дальнейшего роста в структуре хоккейного клуба «Динамо» является маркетинг. Планируете ли усиливать работу клуба в этом направлении? — Мы всегда находимся в тренде и стараемся брать на вооружение все появляющиеся инновации. А почему вы считаете, что мы проседаем в вопросе маркетинга?
— Локальный пример: понятно, что футбольную майку сделать гораздо легче, чем изготовить хоккейное джерси, но футболку новичка ФК «Динамо» Маухуба можно было приобрести уже на следующий день после его презентации, а вот джерси условного Комтуа до сих пор нет. Хотя перед глазами есть пример СКА. — Огромное спасибо, что вы обратили внимание на эту деталь, которая на самом деле мелочью совершенно не является. Вы нам дали хороший совет. Постараемся ускориться. Уже в самое ближайшее время должны появиться джерси – и Комтуа, и Слепышева, и всех наших новичков, которые необходимы нашим болельщикам.
Если говорить о вопросе маркетинга, то в любом деле главенствующую роль играют финансовые показатели. Если взять эти показатели нашей работы, то они не такие плохие. Каждый год есть хороший рост, поэтому нельзя говорить, что у нас всё плохо.
— Никто и не говорит, что всё плохо. Просто хочется ещё лучше. — В том же магазине сейчас появится новая коллекция очень хороших бомберов. Кроме того, что они будут высокого качества, они ещё будут доступны и по цене. Нам важно не просто побыстрее привезти вещь и выставить её на продажу по заоблачной цене. Мы работаем на всю аудиторию наших болельщиков и учитываем разные финансовые группы.
Хочется, чтобы каждый человек, приходящий на наши матчи, имел возможность приобрести клубную атрибутику. Будем продолжать развиваться и уделять этому максимальное внимание. Это даже не обсуждается, потому что таковы реалии времени, от которых мы не можем жить в отрыве.
— Глобальный вопрос – может ли клуб начать зарабатывать на хоккее в России или это невозможно? — Давайте смотреть объективно. Чтобы на 100% себя окупать – это тяжело. Но необходимо стараться максимально заносить в бюджет клуба такую статью, как доходы. У нас в России и на всём постсоветском пространстве спорт – это социальное явление. И здесь хочется выразить огромную признательность руководству страны за то, что оно в столь непростое время находит силы и время на поддержку хоккея, футбола и всех игровых видов спорта. Без заботы со стороны государства любому клубу было бы тяжело. Подчёркиваю – абсолютно любому. Но и сами клубы должны прикладывать максимальные усилия, чтобы вносить серьёзную лепту в самоокупаемость.
— В последнее время возродилась дискуссия о возвращении пива на спортивные объекты. Мы знаем, что в Минске продаются пиво и даже другие напитки. Если бы решение вопроса зависело от вас, вы были бы за или против? — В Минске действительно продаётся, но не на трибунах. Если бы это зависело только от клуба, то постарались бы внедрить это как можно быстрее, чтобы хотя бы попробовать и узнать, как это пойдёт и приведёт ли к каким-то последствиям. Но решение принимает не клуб, а другие компетентные службы. Мы должны прислушиваться к их рекомендациям.
Сам я считаю, что это бы сильно помогло клубам зарабатывать деньги. Думаю, что скоро мы к этому придём. Это вопрос ближайшего времени. Должно сложиться много факторов, чтобы всё получилось. Но думаю, что всё решится, потому что и сама лига заинтересована в том, чтобы клубы зарабатывали на хоккейных матчах и показывали максимально возможный финансовый результат.
«Совместно с ареной мы добьёмся улучшения качества домашнего льда»
— Прошлый сезон стал первым, который «Динамо» провело вне базы в Новогорске. Такое понятие, как база, постепенно отходит в прошлое? — Новогорск и «Динамо» — непрерывно связанные синонимы. Когда у клуба была база и свой дом – было очень здорово.
Сейчас же в Петровском парке у нас построена вторая арена. Благодаря этому у нас появилась возможность перевезти туда часть возрастов нашей школы, здесь базируется команда МХЛ, и команда КХЛ может проводить отдельные тренировки, если возникают сложности с основной ареной.
Если бы база продолжала быть в нашем распоряжении, то было бы неплохо. Когда у человека есть свой дом, в который он всегда может приехать, это хорошо. Но на данный момент мы полностью довольны тем, что имеем в Петровском парке.
— В прошлом сезоне главный тренер «Динамо» и сами игроки часто критиковали качество льда на домашней арене. Удалось ли исправить эту ситуацию за время межсезонья? — Всё дело в том, что мы арендаторы на домашней арене. На протяжении двух сезонов находимся в постоянном диалоге с ареной. Знаем, что со своей стороны они принимают много мер, связанных с системами вентиляции и подготовки воды, чтобы улучшить качество льда. Думаю, что совместными усилиями мы сможем добиться нужного результата. По крайней мере, нам бы очень сильно этого хотелось.
В первую очередь ориентируемся на мнения наших хоккеистов, которые тренируются и играют на нём. Важно понимать, что хороший лёд не только помогает повысить качество хоккея, но и приводит к уменьшению количества травм. На мягком и на плохом льду существует высокий риск получения травмы, чего нам бы не хотелось. Поэтому акцентируем на этом вопросе большое внимание и совместно с ареной занимаемся данной проблемой.
«Нельзя поднять потолок зарплат в КХЛ и при этом не поднять пол»
— Надо ли поднимать потолок зарплат в КХЛ, как того в последнее время начали активно требовать многие топ-клубы лиги? — КХЛ – организация, проводящая соревнование. Она анализирует весь комплекс факторов, принимая итоговое решение. И окончательное слово в этом вопросе за ней. Но когда мы говорим про поднятие потолка зарплат, не менее актуальным вопросом является и поднятие пола. За последнее время лига добилась выравнивания уровня команд. И если мы сейчас поднимем только потолок и при этом не поднимем пол, то ничего хорошего не будет.
— Будет разрушено то, что было сделано. — Очень просто разрушить всё хорошее. Только надо ли? Должно быть синхронное взаимодействие: подняли потолок – подняли пол. Эти два понятия неразрывно связаны. А для их повышения должно сложиться много внутренних и внешних факторов. Должна способствовать экономическая составляющая, и самое главное – к этому должны быть готовы все клубы лиги.
Я понимаю, что у нас есть клубы, которым бы в пол уложиться, а тут разговоры о потолке. Если поднять только потолок, тогда мы снова получим большой разрыв и неравенство между командами, чего быть не должно. В последние сезоны наша лига как раз и отличалась непредсказуемостью результатов. Прошлогодний плей-офф показал это особенно ярко.
— Нравится ли вам взятый курс на сближение сроков сезонов КХЛ с НХЛ? — Думаю, что не только нам, но и всем нравится, что календарь будет более ритмичным. Основные действующие лица в игровом процессе – хоккеисты. Мы должны заботиться об их здоровье и безопасности. Они должны играть в комфортных условиях. И ничто не должно мешать им качественно и хорошо выполнять свою работу. Ритмичный календарь помогает не только игрокам, но и болельщикам.
— Три-четыре домашних матча в неделю сильно били по кошельку среднестатистической семьи, что мешало росту посещаемости. — Безусловно. Это одна из возможностей клубам поправить свою коммерческую составляющую. Здорово, что лига видит это и понимает, стараясь сделать сезон более длинным, а календарь более равномерным. Это способствует решению всех задач – начиная от коммерции и заканчивая заботой о сохранении здоровья игроков.