Футбольная война Киева и Донбасса. Как спорт на Украине превратился в фактор соперничества элит
Футбольные чемпионаты давно стали политическим явлением. В Советском Союзе они имели особый оттенок, каждая республика стремилась получить для своей команды место в высшей лиге, а некоторые - оттеснить московские команды с первых мест в чемпионате СССР. Считалось, что успех футболистов укрепляет престиж республики и его руководителей. Среди республиканских команд выделялись Динамо (Киев) и Динамо (Тбилиси).
Однако на Украине, где урбанизированный русскоязычный Донбасс заметно отличался от центральных и западных областей, футбол превратился в фактор внутреннего соперничества. Об этом стоит рассказать подробнее.
Руководители Донецка и Ворошиловграда (Луганска), первые секретари обкомов партии Владимир Дегтярев и Владимир Шевченко, постоянно были под особым вниманием ЦК Компартии Украины как самостоятельные и даже дерзкие товарищи.
Дегтярев спас от промышленной разработки и уничтожения уникальное историческое, культурное и природное достояние края - Святогорские меловые горы. Последовательно реализовывалась программа сооружения новых исторически значимых памятников. Развивалась культура. Строились многочисленные спортивные сооружения. Особое внимание уделялось любимцу всех дончан - "народной" футбольной команде "Шахтер". Дегтярев часто повторял, что каждый выигрыш команды - это хорошее настроение и увеличение производительности труда дончан. Не секрет, что взаимоотношения донецкого и украинского лидеров не были идеальными. Если внутриэлитные конфликты редко выходили на поверхность, то соперничество киевского "Динамо" и донецкого "Шахтера" не было тайной. Вот эпизод этой футбольной войны. По указанию республиканского министра внутренних дел в Донецк прибыл вооруженный отряд милиционеров под командой полковника, ночью арестовал игрока "Шахтера" Анатолия Конькова (будущего игрока сборной СССР) и вывез в аэропорт, чтобы доставить в Киев (в "Динамо").
Владимир Дегтярев с шахтерами.
Однако пилот самолета успел позвонить домой заведующему отделом административных органов обкома партии Николаю Каледину, который курировал силовые органы и спорт. Каледин понял, в чем дело, позвонил домой (ночь, люди спят!) начальнику областного управления МВД генерал-лейтенанту Михаилу Степановичу Попереке и попросил задержать вылет самолета. Генерал отказался, не желая, видно, огорчать киевское начальство. Поперека - бывший чекист, военный контрразведчик, у него большие связи и в Москве. Что ему Каледин?
Тогда Каледин звонит домой Дегтяреву, Дегтярев - Попереке, а Поперека со своими людьми едет в аэропорт. Киевляне же не отдают Конькова. Поперека как старший по званию приказывает киевскому полковнику подчиниться, ведь все равно самолет не выпустят. Тот подчиняется. Коньков остается в "Шахтере", где ему, кстати, назначают, как и другим футболистам, дополнительную зарплату из средств одной из шахт. К слову, в Славянске было военное авиационное училище, и некоторых мастеров кожаного мяча зачисляли курсантами, чтобы их не "увели" в армейские команды, что не раз бывало на просторах СССР. Дегтярев страстно любил футбол. Как и Щербицкий.
Первый секретарь Донецкого обкома партии Дегтярев Владимир Иванович (в центре), заведующий отделом административных органов Донецкого обкома Каледин Николай Васильевич (стоит справа в темных очках) на спортивной базе команды "Шахтер".
Клуб поддерживали и многие донецкие шахты. По линии спорта футболисты зарабатывали крохи, а так как они "подрабатывали" на шахтах, им еще и доплачивали. Главное, чтобы они спортом занимались", - вспоминал Борис Дегтярев, сын Владимира Ивановича. Сам в молодости игравший Дегтярев старался не пропускать ни одного футбольного матча. Два подряд выигранных Кубка СССР изумили донбассцев. Футболистов встречали 40 тыс. болельщиков, а бронемашина с командой на борту шла во главе праздничной демонстрации".
Конечно, шахтеры знали, что у них в бригаде числился футболист и даже гордились таким товариществом. Советский быт был очень скромным, развлечений было мало, а футбол играл социальную роль.
В 1970 году ЮНЕСКО признала Донецк лучшим промышленным центром мира. В конце 1960-1970 годов в области было построено 5 крытых спортивных манежей, 220 спортивных дворцов и спортзалов, более 30 плавательных бассейнов и около 10 тыс. спортивных площадок в школах и на придомовых территориях. Обком партии принял проект "Трехлетнего развития спорта в Донецкой области".
16 июня 1973 года в Донецке было создано Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи. Это была идея Дегтярева: "Присутствие военных будет дисциплинировать население. Плюс это патриотическое воспитание молодежи. С другой стороны, у нас в Донецке много красивых девушек, невест. Надо, чтобы они не только шахтерскими женами становились, но и выходили замуж за военных… Ну и, как бы то ни было, ребята будут родственно связаны с нашим Донбассом, а военные - это всегда элита".
Дегтярев и Брежнев в Донецке.
Известность Донецка в первой половине 70-х годов вышла за пределы УССР. Растущий авторитет Дегтярёва, в том числе на международном уровне, вызывал ревность в Киеве. Кстати, только он всегда в Киеве на партийных съездах и пленумах выступал исключительно на русском языке. Особую ревность киевского руководства вызвало выдвижение кандидатуры Дегтярева на пост секретаря ЦК КПСС по промышленности. Но в итоге интриг секретарем стал первый секретарь Красноярского крайкома В.И. Долгих. Дегтяреву же была предложена должность второго секретаря ЦК Компартии Казахстана, от которой он отказался.
Было понятно, какую мощь имеет Донбасс и что его руководители составляют конкуренцию киевской (днепропетровской) политической группе. Как небольшой штрих в биографии Дегтярева вспомним, что, когда в Ставрополе скончалась его мать, а он не мог сразу прилететь, так как выступал в Москве на съезде КПСС, организацией похорон занимался заведующий отделом организационно-партийной работы Ставропольского крайкома партии Михаил Горбачев, будущий генеральный секретарь и президент СССР.
В конце концов Киев смог освободить первого секретаря Донецкого обкома партии и перевести на должность, которая не отвечала его уровню и потенциалу. Владимир Иванович был назначен председателем Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете министров Украинской ССР.
"Я всегда горой стоял за Донбасс", - говорил он. Символ Донецка - монументальная фигура шахтера с протянутой рукой, в которой он держит добытый уголь, был создан по его указанию.
Владимир Дегтярев с внучками.
Память о нем увековечена в Донецке: в Киевском районе города установлен памятник, мемориальные доски - на здании бывшего Донецкого обкома на улице Артема и на здании управления предприятия "Торезантрацит" в городе Торезе ДНР. Судьба ворошиловградца Владимира Шевченко в чем-то схожа с судьбой дончанина. Ворошиловградская "Заря" в 1972 году даже стала чемпионом СССР, что было сенсацией (областная команда!). Шевченко многое сделал для родного города, но в итоге был уволен как раз в результате "ошибок, допущенных при финансировании футбольной команды".