«Нет смысла тратить огромные деньги» Как изменился состав легионеров в российском футболе после начала СВО?

ВЦИОМ давно не ловил хайпа уровня, подобного тому, который вызвало исследование об интересе к футболу в России. Специалисты пришли к неутешительному выводу о том, что подавляющее большинство населения страны полностью равнодушно к спорту номер один, хотя еще 20 лет назад ситуация была диаметрально противоположной. Некоторые объясняют такой результат опроса падением уровня Российской премьер-лиги (РПЛ) из-за оттока высококлассных легионеров после начала СВО на Украине. «Лента.ру» проверила этот тезис, изучив, как после сезона-2021/2022 в российском чемпионате менялось количество легионеров, кто и откуда приезжал в страну, а также то, сколько денег ведущие клубы тратили на иностранцев. За основу были взяты данные портала Transfermarkt.

«Нет смысла тратить огромные деньги» Как изменился состав легионеров в российском футболе после начала СВО?
© Lenta.ru

Легкости роста

Клубы РПЛ внесли в заявку на сезон-2021/2022 182 легионера, что составляло чуть больше 30 процентов от общего числа игроков (605). Больше всех (по 15 иностранных футболистов), привлекли три клуба: ЦСКА, «Локомотив» и «Химки». В следующем сезоне, который начинался уже в период проведения СВО, лимит на легионеров изменился, и число иностранцев в заявке ограничили до 13. Сразу стоит оговориться, что по регламенту РПЛ легионерами не считаются граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, но в своем исследовании мы учли и их.

Изменение правил и геополитической обстановки радикально не повлияло на число легионеров в РПЛ и их процентное соотношение к количеству игроков, находящихся в заявке. Хотя и нужно признать, что иностранцев в лиге стало чуть меньше. В заявках клубов на сезон-2022/2023 было 163 зарубежных игрока, это 26,55 процента от общего количества игроков (614).

В следующем сезоне легионеров в РПЛ стало заметно больше. В заявках клубов было 207 иностранцев, подросло и их процентное соотношение к россиянам, оно составило 34 процента — больше чем в последнем сезоне до начала СВО.

Нынешний сезон полноценно сравнивать с предыдущими пока некорректно, так как клубы еще ждет зимнее трансферное окно, и сегодняшние цифры по иностранцам не окончательные. Однако на данный момент легионеров в лиге 176, это целых 40,18 процента! Так что можно с уверенностью сказать, что оттока легионеров из России из-за СВО, мягко говоря, не случилось.

Бывший технический директор «Краснодара» Александр Толстиков в разговоре с «Лентой.ру» подтвердил этот тезис. «Несложно посчитать — плюс-минус нет. Лидеры РПЛ не сократили количества легионеров: например, у "Краснодара", "Зенита", "Динамо" и "Спартака" заполнены все слоты. Что касается клубов второй восьмерки РПЛ, то да, видно, что команды делают больший акцент на российских игроков. То же самое можно сказать о "Локомотиве"», — заявил Толстиков.

Торжество Латинской Америки

Легионеров в РПЛ действительно не стало меньше (скорее, наоборот), но география стран, откуда они прибыли, предсказуемо изменилась. В сезоне-2021/2022 большинство иностранцев (13 игроков) было из Бразилии, но лишь на одного футболиста отставала Хорватия. Сейчас в это сложно поверить, но шестое место по представительству легионеров делили между собой Швеция и Украина (по шесть игроков), по четыре иностранца в РПЛ было из Франции, Польши, Нидерландов и Норвегии.

В следующем сезоне все изменилось. Бразильцы так же остались в лидерах, но число игроков из этой страны возросло с 13 до 21. На второе место вышли лояльно относящиеся к России сербы, которых стало не 10, а 12, хорваты же свое представительство сократили с 12 до 8 футболистов. В РПЛ охотнее потянулись белорусы, их число увеличилось в полтора раза — с 8 игроков до 12. Число украинцев сократилось в три раза, также практически исчезли представители Западной Европы. Исключение — Франция, которая делегировала в РПЛ 5 игроков вместо 4 годом ранее.

Сезон-2023/2024 продолжил тенденции предыдущего. Все страны — лидеры по «поставкам» легионеров увеличили свои показатели: бразильцев было 30, сербов — 15, белорусов — 14. С 8 до 10 выросло число аргентинцев, по 2 футболиста по сравнению с прошлым годом добавили Армения и Колумбия. Французов же осталось 3.

Еще раз оговоримся, что окончательные выводы по нынешнему сезону делать рано, но тенденции предыдущих сезонов сохраняются. Единственный любопытный момент: мощный отток белорусов, которых теперь 7 вместо 14. В топ-3 сейчас Аргентина (11 игроков), на 50 процентов выросло число уругвайцев (6 футболистов). Кроме того, в РПЛ до сих пор играет обладатель двойного гражданства Дмитрий Иванисеня. У хавбека «Крыльев Советов» в активе товарищеский матч в составе национальной сборной Украины в 2019 году.

Правда ли, что клубы РПЛ стали активнее работать на южноамериканском рынке? Так и есть, и это логично. Латиноамериканские игроки быстро адаптируются в России, делают разницу и украшают наш футбол. Клубы из Южной Америки открыты к сотрудничеству с нашими командами, в отличие от европейских. Раньше у нас играло достаточно много игроков из Скандинавии, Польши, Хорватии и даже Японии. Теперь же вектор повернулся на латиноамериканцев, игроков с Ближнего Востока и из дружественных нам стран Александр Толстиков бывший технический директор «Краснодара»

Деньги есть?

Любопытная ситуация со статистикой расходов клубов РПЛ на трансферном рынке за последние четыре сезона. В сезоне-2021/2022 команды суммарно потратили на новых игроков более 127 миллионов евро, после чего произошла небольшая просадка — в сезоне-2022/2023 клубы раскошелились на 114 миллионов. Зато спустя год произошел взрывной рост чуть ли не в 1,5 раза — трансферные расходы выросли до 167 миллионов. В нынешнем сезоне команды только за летнее трансферное окно уже потратили больше 131 миллиона. После зимы прошлогодние показатели явно будут улучшены.

Мы также изучили, как менялись суммы трат ведущей шестерки российских клубов («Зенит», «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Динамо», «Краснодар») на покупку иностранцев.

Бессменный в последние годы чемпион России «Зенит» в сезоне-2021/2022 выложил за иностранцев 37 миллионов евро, затем сократил эту статью расходов до 10 миллионов, а потом превзошел позапрошлогодние показатели (39 миллионов). В нынешнем сезоне зенитовцы пока выложили за иностранцев 20 миллионов. Почти столько же команда потратила на россиян.

«Спартак» в сезоне-2021/2022 потратил на иностранцев 16,4 миллиона евро, затем снизил этот показатель до 13 миллионов, а затем купил аж на 37,5 миллиона. В нынешнем сезоне красно-белые пока выложили 24,7 миллиона, но, учитывая неважные дела клуба в РПЛ, зимой могут перекрыть прошлогоднее достижение.

ЦСКА в сезоне-2021/2022 ограничился арендами и приглашениями свободных агентов, 650 тысяч евро, потраченные на оплату аренд Юсуфа Языджи и Хорхе Карраскаля, даже смешно учитывать. После этого армейцы выложили за иностранцев 9 миллионов, а затем увеличили эту сумму до 12,5 миллиона. В этом сезоне москвичи пока ограничились символическими 2 миллионами евро на иностранцев, а главный трансфер РПЛ последних лет — переход Миралема Пьянича — не стоил ЦСКА ничего, так как босниец является свободным агентом. Появление экс-игрока «Барселоны» и «Ювентуса» в РПЛ в руководстве российского футбола считают хорошим знаком. Несколько высокопоставленных функционеров отмечали, что Пьянич может сделать лиге отличную рекламу и в том числе привлечь в нее других зарубежных звезд.

«Динамо» в сезоне-2021/2022 потратило на легионеров 6 миллионов евро, затем два года подряд увеличивало сумму: сначала до 11,4, а затем до 20,4 миллиона. В этом сезоне москвичами пока потрачено 6,7 миллиона. «Локомотив» в сезоне-2021/2022 выложил за легионеров целых 28,6 миллиона евро, после чего траты существенно сократились: сначала 12,3 миллиона, а затем 3,5 миллиона. Минувшим летом железнодорожники и вовсе могли ничего не потратить на легионеров, однако все же приобрели мексиканца Сесара Монтеса за 6 миллионов евро.

Лидер нынешнего чемпионата «Краснодар» в сезоне-2021/2022 покупал очень масштабно — на целых 39,5 миллиона евро, после чего резко снизил расходы на легионеров — до 8,9 миллиона. В сезоне-2023/2024 «горожане» потратили на иностранцев 13,8 миллиона, а минувшим летом выложили 11,5 миллиона.

Анализируя полученные цифры, можно прийти к выводу, что «Спартак» и «Зенит» СВО по части трат на легионеров не коснулась никак, остальные же лидеры российского футбола стали на трансферном рынке поскромнее. Однако «Локомотиву» и «Краснодару» это не мешает в нынешнем сезоне находиться в топ-3 турнирной таблицы РПЛ.

Правда ли, что российские клубы стали меньше тратить на легионеров после начала СВО? Что касается клубов, которые ставят высокие цели, наверное, нет. Средние и малобюджетные клубы ведут себя скромно на трансферном рынке и не предлагают большие контракты. Нет смысла, когда нас изолировали от европейского футбола, тратить огромные бюджеты. Подготовим больше российских игроков и с новой силой ворвемся в Европу Александр Толстиков бывший технический директор «Краснодара»

Что по качеству?

Конечно, трансферная стоимость — субъективный показатель качества игроков, однако лучше на данный момент ничего не придумали. По состоянию на начало сезона-2021/2022 российские футбольные клубы суммарно стоили 945,81 миллиона, спустя год произошла грандиозная просадка до 707,68 миллиона, но затем цифры снова пошли вверх: 781,25 миллиона в 2023 году и 913,15 миллиона сейчас.

Примечательно, что в данный момент топ-3 самых дорогостоящих игроков РПЛ составляют иностранцы. В 20 миллионов евро оценивается армянский хавбек «Краснодара» Эдуард Сперцян и бразильский полузащитник «Зенита» Вендел, 18 миллионов стоит другой зенитовец — Клаудиньо. Стоимость всего состава петербургского клуба с сезона-2021/2022 не претерпела радикальных изменений. Цифры проседали с 171 до 149 миллионов, а сейчас сине-бело-голубые оцениваются и вовсе в 181 миллион.

Стоимость «Спартака» летом 2021 года составляла целых 142,8 миллиона, спустя год она просела почти в два раза, а сейчас составляет 100 с небольшим миллионов. Трансферная стоимость составов остальных лидеров российского футбола в данный момент находится в пределах от 77 до 95 миллионов, а серьезная просадка у всех случилась лишь в 2022 году, когда произошел самый крупный отток легионеров. Сейчас же ситуация стабилизировалась за счет приглашения дорогостоящих латиноамериканцев, а также повышения цен на отдельно взятых россиян.

Я бы не сказал, что уровень легионеров в РПЛ сильно упал. Львиная доля иностранных игроков РПЛ являются сборниками своих стран. Что касается звездности, то имена не настолько громкие в мировом футболе. В то же время клубы стали более серьезно относиться к селекции. Видно, что стараются максимально использовать свои невысокие ресурсы для приобретения неизвестных, но качественных игроков Александр Толстиков бывший технический директор «Краснодара»

Оплата прошла?

Самый авторитетный портал, занимающийся исследованием зарплат в мировом футболе, — Capology — в свободный доступ выкладывает не так много конкретных цифр. По информации портала, в сезоне-2021/2022 самым высокооплачиваемым легионером, да и в целом футболистом РПЛ был бразилец Малком, получавший 7 миллионов евро в год. Он же был в топе и в следующем сезоне, а затем покинул РПЛ, соблазнившись на сумасшедшие 18 миллионов, которые получает в саудовском «Аль-Хиляле».

В отсутствии Малкома пальму первенства перехватил его одноклубник Вильмар Барриос с чуть более скромным окладом в размере 5 миллионов евро. В нынешнем сезоне Барриос потерял лидерство, его обошел еще один зенитовец — Клаудиньо, продливший контракт с сине-бело-голубыми летом 2024 года. Capology не приводит точных цифр, ясно лишь то, что годовая зарплата игрока превышает оклад Барриоса.

Из общей опубликованной Capology суммы трат «Зенита» на зарплаты невозможно вычленить иностранцев, но цифры все равно показательные. Начиная с сезона-2021/2022 петербургский клуб тратит на выплаты игрокам все больше и больше. С 37,16 миллиона евро эта сумма выросла до 46,98 миллиона.

Остальные клубы РПЛ далеко позади, идущий вторым «Спартак» суммарно платит футболистам чуть больше 29 миллионов, причем в прошлом сезоне эта сумма составляла почти 32 миллиона. Да и самый высокооплачиваемый футболист красно-белых — не легионер, а россиянин Роман Зобнин, получающий порядка 3,5 миллиона евро в год. В остальных ведущих клубах РПЛ также наблюдается тенденция к снижению заработной платы. В связи с этим можно аккуратно предположить, что среднестатистическому легионеру РПЛ в России стало играть чуть менее выгодно, чем до начала СВО. Однако ни о каком радикальном снижении доходов иностранцев речи идти не может.

Наши звездные легионеры, такие как Джон Кордоба, Вендел, Клаудинио и другие, имеют очень крупные контракты, не все большие клубы в Европе смогут их повторить. Средние клубы тоже платят не меньше, чем раньше, но у них сократилось количество иностранных игроков, примеры тому «Ростов» и «Рубин». Малобюджетные клубы, такие как «Факел» или «Пари НН», не могут давать большие контракты легионерам. В принципе, так было и раньше Александр Толстиков бывший технический директор «Краснодара»

Если опрос ВЦИОМ действительно отражает реальность, то падение интереса к российскому футболу вряд ли связано с легионерами в РПЛ. Клубы адаптировались к новой реальности, сменили акценты и ни о каком значительном падении уровня по вышеприведенным показателям говорить не приходится. Другое дело, что по-настоящему оценить свой класс российские клубы могут, лишь участвуя в еврокубках. А этой возможности они лишены с весны 2022 года.