Александр Уваров — о Сафонове в ПСЖ, земляке Батракове, Максименко и Европе, Динамо и Новом годе в Израиле — интервью

О перформансе Сафонова, земляке Батракове, весёлом «Динамо» и селёдке под шубой.

Александр Уваров — о Сафонове в ПСЖ, земляке Батракове, Максименко и Европе, Динамо и Новом годе в Израиле — интервью
© Чемпионат.com

Я набрал Александру Уварову, чтобы узнать мнение одного из самых успешных советских «легионеров» и последнего вратаря сборной Союза на ЧМ о воскресном шоу Сафонова во Франции. Но с таким душевным собеседником разговор не мог не выплеснуться за рамки одной узкой темы.

«Раз Сафонов попал в такой клуб — надо дерзать»

— Достойно Матвей представляет российскую вратарскую школу в Европе? — Если он попал в «ПСЖ», это уже о чём-то говорит. А дальше всё будет зависеть от него. Всё-таки конкурент у Сафонова очень достойный. Я больше слежу за своим воспитанником в «Баварии» — Даниэлем Перецем.

— И как он? — Начал играть. Жалко, пропускает. Его вины там нет, но «на ноль» никак не получается сыграть. У Сафонова не менее серьёзная конкуренция. Но раз попал в такой клуб — надо дерзать. Желаю ему тоже удачи. Не каждому дано оказаться в «Пари Сен-Жермен».

— То есть не ошибся он с выбором? — Это надо у него спросить. Но раз уже играет за «ПСЖ», значит, правильный шаг сделал. Время покажет. Всё-таки Сафонов ещё мало там находится и не всегда выходит на поле. Надеюсь, в следующем году будет играть чаще.

— А со стороны Переца не слишком рискованно было идти в конкуренты к великому Нойеру? — Ну смотри, Нойеру всё-таки уже 38. Наверняка «Бавария» будет ещё кого-то брать. Конкуренция. Как и в случае с Сафоновым, всё от него будет зависеть. Но если израильтянин попал в мюнхенскую «Баварию», это о чём-то говорит. Тем более — вратарь. Очень горд за него. Перец — наш воспитанник, «Маккаби» из Тель-Авива.

— А из российских киперов кто следующим может уехать за границу? — В последнее время вратарь «Спартака» Максименко нравится. В тех матчах, которые видел, он очень много выручал команду. Причём в тяжёлых играх. Тоже были ошибки, но у кого их нет? У всех есть.

Лантратов нравился, но в последнее время у него какой-то спад в «Локомотиве». Но это, опять-таки, дело поправимое.

«Батраков четвёртым из Орехово-Зуева попал в большой футбол. Горжусь земляком!»

— Вашего земляка Батракова из Орехово-Зуева называют главным открытием 2024 года в российском футболе. Слышали о нём? — Конечно, слышал. Я же регулярно приезжаю в Орехово. В ноябре вот был. Очень горд, что ещё один воспитанник ореховского футбола пробился! Приятно за парня. Мы лично не знакомы — он молоденький ещё. Но слышал о нём, друзья рассказывали, родителей его знают. Так что я в курсе — тем более про земляка.

— Уроженец Мытищ Вадим Евсеев у нас в гостях тоже порадовался, что из Московской области выбился игрок. Ребята из небольших городков отличаются от столичных? — Ну москвичи всегда были москвичами. А провинциальные пацаны всего добивались сами. Естественно, им больше усилий приходится прилагать, чем столичным парням. По себе помню, как ездил на тренировки на электричках. На дорогу уходило по два с половиной часа в одну сторону. Бывало, приезжаешь, а тренировку отменили. Всякое случалось. Поэтому нужно было терпение. Кто терпел и очень хотел — тот добивался. Конечно, приятно, что ребята из области достигают высокого уровня. На моей памяти Батраков, получается, уже четвёртый, кто попал в большой футбол из Орехово-Зуева.

— А напомните, кто ещё, кроме вас и него. — Первым был Юра Курненин, царство небесное (чемпион СССР 1982 года в составе минского «Динамо». — Прим. «Чемпионата»). Тоже в московском «Динамо» играл, как и я. Второй — Бирюков из «Зенита». Моя бабушка и его родители жили в Орехове в соседних подъездах. А у Юрки родители жили в моём подъезде: они на третьем этаже, а мы — на первом. Понимаешь, как всё пересекается? Где именно живут Батраковы, не знаю. Но он — четвёртый. Так что наш город — слава богу! Не зря говорят: родина футбола.

— С вашей юности в плане условий для футбола там многое изменилось? — Есть клуб «Знамя Труда», он существует. Финансирование не на очень высоком уровне, но тем не менее играют пацаны.

«Наверное, мне нужно пойти в синагогу, чтобы «Динамо» наконец стало чемпионом»

— За не менее родным «Динамо» посматриваете понемногу? — Постоянно смотрю, как не смотреть!

— Какие эмоции преобладают? — У меня такое впечатление, что команде надо играть 80 минут, а не 90. Уж больно много пропускают на последних минутах. А так в целом командочка весёлая. Мне кажется, немножко в обороне у них проблемы. Желаю в следующем году исправиться. Дай бог, чтобы, как в прошлом сезоне, поборолись за золото. Ещё есть шанс.

— Когда уже «Динамо» станет чемпионом? — Сам жду не дождусь! Если начну в синагогу ходить — наверное, станут (смеётся). Пока не хожу — всё-таки я православный. Но, наверное, надо пойти, чтоб наконец взяли золото.

— Динамовские вратари не многовато «привозят» себе? — Вратарь — тоже человек и допускает ошибки. У полевых игроков они не так заметны, а у голкипера — сразу в глаза бросаются. Но я думаю, что они правильный выбор сделали, взяв Лунёва. Он опытный вратарь. Да, не без ошибок, но кто их не допускал? И мы ошибались. Главное — сделать правильные выводы.

«В Молдавии Добровольский — бог!»

— Из старых динамовских товарищей с кем на связи? — Валера Клеймёнов, Серёжа Козлов. Сергей больше в дубле играл, но мы с 1976 года вместе в «Динамо» были. И сейчас постоянно общаемся. Друзья. С Витей Лосевым созваниваемся, с Сашей Полукаровым, который со мной играл в Тель-Авиве. Связи с корешами не теряем.

— Почему многие из звёзд вашего «Динамо» сейчас не при деле? Добровольский, Кобелев, Колыванов, Кирьяков, тот же Лосев… — Тренерская работа — она такая. С Добровольским я виделся два года назад, когда ездили в Молдавию с ветеранами. Надеюсь в этом году снова увидеть. Да, Игорь сейчас не при деле, но куда ты с ним в Кишинёве не пойдёшь — все везде по имени-отчеству обращаются. Добровольский — бог там! Это я сам видел. Сейчас он без команды, а завтра — кто знает?

— Вы и сами играете по ветеранам? — У меня последняя игра была против «Барселоны» в Тель-Авиве. На память остались фотографии с Роналдиньо. Они нас, конечно, обыграли — кажется, 4:1. Но весело было.

— А какой был повод? — А просто так приехали! Это было год назад. Сыграли с двумя «Маккаби» — из Тель-Авива и Хайфы.

— Кто ещё из звёзд был? — Человек пять было довольно известных. Савиола, Ривалдо… Жень, кто там играл? У меня сын больше помнит. Вот подсказывает: Жюли ещё был.

— Вы-то как сыграли? — У нас было три вратаря. 20 минут я с божьей помощью выдержал (смеётся). Правда, пропустил один мяч. Но, по-моему, достойно выступил — не посрамил. Один непростой удар отразил — Роналдиньо даже подошёл, обнял. Сам не знаю, как прыгнул. Поднялся минут через 30, ха-ха! Но поднялся. Весёлая игрушка была. Я на банкет уже не смог прийти — сил не хватило. Пошёл восстанавливаться домой. Мне на следующий день нужно было на тренировку идти, а я в игре отдал все силы. После «Барсы» решил закончить с футболом за ветеранов (смеётся).

— Больше не зовут? — Постоянно зовут! В «Маккаби» очень серьёзная ветеранская команда. В своей лиге на первом месте идёт. Но мне уже хватит. Есть проблемы с мениском. Я не оперировался, нога вроде бы восстановилась, но не хочу осложнений. Мне же работать нужно. Поэтому стараюсь не рисковать. Я могу руководителем делегации куда-то поехать, как в Молдавию.

— Вы всё так же в «Маккаби» работаете с вратарями? — Да-да, тренирую ребят в академии. Мы коней на переправе не меняем. У меня же всего два клуба было в жизни: «Динамо» Москва и «Маккаби». Тоже даём людей большому футболу. Переход Переца в «Баварию» показывает, что всё не зря.

«Оливье, селёдка под шубой… и самогон»

— Как ваши внуки? — Растём. Сегодня дочь прислала фотографию внучки. Она ещё совсем маленькая — 10 месяцев.

— А старшие внуки всё так же заказывают из России колбасу? — А как же. И внук, и внучка просят из поездок колбаски привезти. Всегда привожу, приходится. Очень докторскую любят. Это у нас генетика, видать. Я же без варёной колбасы тоже не могу.

— В Израиле не такая? — Не тот вкус совсем. Поэтому, как лечу из Москвы, у меня постоянно перегруз.

— Когда следующий раз на родину? — Если получится, то в марте. А если нет, то уже в мае, после сезона. Вчера ветераны московского «Динамо» отмечали первое место на турнире «Негаснущие звёзды». Прислали мне фото с предновогоднего сабантуя в ресторане. Смотрю, Саша Новиков, Игорь Колыванов, Витька Лосев.

— Не оттуда ли видео с танцующим Игорем Владимировичем разошлось? — Не знаю, может быть. А уж как закончился вечер — не могу сказать. Отчего ж не поплясать?

— Не захотелось тоже в этой компании оказаться? — С удовольствием! Но, к сожалению, не могу. Работа.

— Как будете отмечать Новый год? — Дома, с семьёй. Мне 1 января на работу. Праздник праздником, а тренировка — по расписанию.

— Что из русского у вас обязательно должно быть на праздничном столе? — Оливье и селёдка под шубой — в первую очередь. Дочь у меня это дело любит и умеет готовить. А там уж — как пойдёт. Самогон у меня есть (смеётся).