Великолепная «десятка» из Еревана. Лучший армянский футболист ХХ века отметил 70-летие
В профессиональном футболе полузащитник «Арарата» Хорен Оганесян дебютировал ярко. В марте 1975 года в четвертьфинале Кубка европейских чемпионов ереванцы играли с мюнхенской «Баварией», в которой блистали Франс Беккенбауэр и Герд Мюллер. Первый матч в Мюнхене завершился победой хозяев - 2:0. Перед ответной игрой тренировавший «Арарат» опытнейший наставник Виктор Маслов вызвал на собеседование 20-летнего Оганесяна, который до этого даже в чемпионате СССР не провел ни одной официальной игры за ереванскую команду.
Звезды «Баварии» запомнили дебютанта
Без предисловий грозный Дед, как называли в футбольном мире Маслова, заявил: «В среду играешь против «Баварии». Ошарашенный Хорен с трудом дополз до двери. Даже «спасибо» выдавить из себя не смог. Маслов же по-отечески напутствовал дебютанта: «Выходи на поле и играй, как умеешь! Будь спокойным и не думай, что это твой первый матч». Немцы в Ереване пребывали в благодушном настроении. Выводивший «Баварию» на поле с капитанской повязкой Беккенбауэр подначивал соперников, показывая на пальцах: «Давайте сыграем 0:0». Какое там! Переполненные трибуны стадиона «Раздан» гнали своих любимцев на штурм ворот Зеппа Майера. Уже на 35-й минуте хозяева поля открыли счет - после эффектного розыгрыша штрафного гол забил Аркадий Андреасян. После этого давление на ворота именитой «Баварии» не прекращалось до самого финального свистка, но… «Арарат» победил - 1:0. Этого не хватило, чтобы пройти в полуфинал самого престижного еврокубка, однако такой дебют запомнился Оганесяну на всю жизнь.
Из «Кожаного мяча» - в большой футбол
Хорен родился в спортивной семье. Его отец - заслуженный тренер Армянской ССР по тяжелой атлетике, мама профессионально занималась гимнастикой. Старший брат Хорена играл в футбол, а младший занимался тяжелой атлетикой, выполнил норматив мастера спорта. Свой первый трофей в футболе будущий капитан «Арарата» завоевал на популярном в СССР турнире «Кожаный мяч». В 1969 году эти соревнования выиграла ереванская команда «Ани». Правда, уже после распада Советского Союза победы в «Кожаном мяче» подвергались настоящей ревизии. Появлялись публикации о том, что в составе «дворовых» команд выступали воспитанники специализированных спортивных школ, что по регламенту не допускалось, а в закавказских командах были сплошь и рядом игроки на несколько лет старше, чем в остальных. Впрочем, сам Оганесян, уже став профессиональным футболистом, утверждал, что в «Ани» все было честно. В футбольной школе под руководством тренера Ашота Сарибекяна он стал заниматься уже после того, как забил один из голов в финале «Кожаного мяча». Удивительно, но после окончания школы Хорен не получил приглашения в дубль «Арарата». Поступил в Институт физкультуры (кроме спортивного Оганесян получил еще и диплом по специальности «Государственное планирование» в Институте народного хозяйства), и только в студенческой команде его заприметил главный тренер юношеской сборной СССР Евгений Лядин. Он написал рекомендательное письмо тренерам «Арарата», и лишь после этого Оганесяна пригласили в дубль, где он пробыл два года. Разделить триумф в чемпионате СССР 1973 года со старшими товарищами Хорен не сумел. Зато вскоре дебютировал в Кубке европейских чемпионов, где «Арарат» выступал на правах чемпиона СССР. Дебют молодого полузащитника во всесоюзном чемпионате состоялся чуть позже. В домашней игре против днепропетровского «Днепра» 16 апреля Оганесян на 15-й минуте заменил Сергея Бондаренко. После этого Хорен провел на клубном уровне еще 390 матчей.
Кто знает, может, именно Оганесяна не хватило для олимпийского золота
С первых же матчей молодой полузащитник заиграл ярко и эффективно. Много забивал, прекрасно взаимодействовал с партнерами. Рабочая левая нога Хорена приводила в восхищение и специалистов, и болельщиков. В том же 1975 году его пригласили в молодежную сборную СССР, которую тренировал Валентин Николаев. Первые же сезоны сложились для Оганесяна удачно. В 1975 году он стал обладателем Кубка СССР в составе «Арарата» и попал в символическую сборную лучших дебютантов сезона по версии сверхпопулярного тогда всесоюзного журнала «Смена». Через год вместе с одноклубниками Хорен стал серебряным призером чемпионата СССР, а в составе сборной выиграл молодежный чемпионат Европы. Мастерство ереванского полузащитника по достоинству оценили тренеры национальной команды. В 1980-м в составе олимпийской сборной, которую тренировал Константин Бесков, футболист «Арарата» стал бронзовым призером. Много лет спустя Бесков одной из причин поражения команды в полуфинале от сборной ГДР назвал отсутствие Оганесяна, получившего сотрясение мозга в четвертьфинале. Во встрече за 3-е место Хорен вышел на поле на замену и забил победный гол в ворота югославов. В составе национальной и олимпийской сборных СССР Оганесян провел 37 матчей и забил восемь мячей. Многие из них были победными и практически все красивыми. Особенно запомнился гол, забитый Хореном на ЧМ-1982 в Испании в ворота сборной Бельгии. Увы, единственного мяча в этой встрече оказалось недостаточно, чтобы выйти в полуфинал. Роковой оказалась нулевая ничья с поляками.После ЧМ-1982 издание World Soccer назвало Оганесяна лучшим советским полузащитником, а представители нью-йоркского «Космоса», за который всего несколько лет назад выступал сам Пеле, настойчиво звали Хорена в США. Через Геннадия Логофета, который был переводчиком в сборной СССР, уламывали где-то полчаса. Только официально уехать из Еревана в Нью-Йорк никто бы тогда не разрешил, а становиться перебежчиком Хорен не собирался.
Самое тяжелое обвинение
Выступления за сборную Хорен завершил в 1984 году. В том же сезоне он забил свой сотый гол в зачет Клуба Григория Федотова. А затем в жизни любимца армянских болельщиков, мастерство которого по достоинству оценили во всех уголках бывшего СССР, наступила черная полоса. Его обвинили в самом страшном грехе, в котором только могли обвинить футболиста «Арарата»: в сдаче матча бакинскому «Нефтчи». Никаких доказательств руководители клуба и Федерации футбола Армянской ССР не представили, но Оганесяна дисквалифицировали на два года. Тренировавший тогда «Спартак» Бесков готов был принять Хорена у себя. «Красно-белым» тогда очень нужен был футболист на замену Юрию Гаврилову, и Оганесян идеально подходил на эту роль. Только в Ереване были непреклонны. Оганесяну разрешили лишь выступать за заводскую команду «Искра» в чемпионате республики в качестве играющего тренера. Вместе с «Искрой» Хорен поднялся во вторую всесоюзную лигу, где и играл в сезоне-1988. Конечно, это был не его уровень. Но даже в ту пору Оганесяна позвал на свой прощальный матч в команду звездных друзей сам Олег Блохин. В декабре 1989-го карьеру великого армянского футболиста воскресил тогдашний тренер «Пахтакора» Федор Новиков, пригласивший Хорена в Ташкент. Клуб из столицы Узбекистана выступал в ту пору в первой всесоюзной лиге, и Оганесян помог ташкентцам оформить повышение в классе. В начале 1991-го в матче высшей лиги чемпионата СССР против киевского «Динамо» Хорен порвал ахилл и выбыл до конца сезона. На высшем уровне чемпионатов СССР он провел 305 игр, забив 93 гола. Пять раз включался в списки «33 лучших футболистов» по итогам сезона. Получив серьезную травму, времени зря Хорен не терял. В том же 1991-м стал тренером симферопольской «Таврии». Официально главным тренером крымской команды считался Анатолий Заяев, но весь тренировочный процесс был на Оганесяне.
Ереван, Бейрут, Ташкент
После распада СССР Хорен вернулся на родину и вместе с друзьями основал новый клуб - АОСС. По-русски - Армянский общий спортивный союз. По-армянски - «Оменетмен». Хотя самому Оганесяну к тому времени исполнилось уже 38, он выходил на поле в качестве игрока и одновременно тренировал «Оменетмен», который в первом независимом чемпионате Армении завоевал золото и в том же сезоне дошел до финала Кубка Армении.В послужном списке тренера Оганесяна есть и другой «Оменетмен». В Ливане, где исторически обосновалась большая армянская община, тоже есть команда с таким названием. Ее Оганесян и тренировал в течение двух сезонов. В первый год бейрутский клуб под его руководством финишировал на пятом месте в национальном чемпионате, а во второй стал бронзовым призером. Вернувшись в Ереван, Оганесян возглавил сильнейший клуб республики -«Пюник», а два года по совместительству тренировал еще и национальную сборную Армении. В XXI веке Оганесян поначалу сосредоточился на административной работе, но о нем не забыли в Ташкенте, где Хорен оставил добрую память о себе. Позвали тренировать ташкентский «Локомотив», который в 2012 году вышел в высшую лигу национального чемпионата.
Футбольную династию продолжил сын
С собой в столицу Узбекистана Хорен позвал своего сына Жору. Именно так значится имя продолжателя футбольной династии Оганесянов в официальных протоколах. Он начинал свою карьеру в «Пюнике», который в то время был недосягаемым для других армянских команд, затем поиграл в Греции. Правда, в клубах низших дивизионов. В 2010 году Жора Оганесян подписал контракт с подмосковным «Сатурном», но не сыграл в российском чемпионате ни одной игры. А вот отцу в «Локомотиве», пусть и ташкентском, здорово помог. В 2012 году Оганесян-младший был признан лучшим легионером чемпионата Узбекистана и вскоре перешел в самый титулованный клуб республики, «Пахтакор», где еще в советские времена играл его отец. Для Хорена Оганесяна ташкентский «Локомотив» стал последним клубом, в котором он работал в качестве тренера. Вернувшись в Ереван, занял пост президента в клубе «Мика», а с 2019 года работает на аналогичном посту в другом клубе из армянской столицы. Называется он так же, как команда «Кожаного мяча», в которой впервые отметился решающими голами Оганесян, - «Ани».
На юбилей легенды в Ереван съехались звезды
В 2005 году в Армении определяли лучшего футболиста республики ХХ века. С большим отрывом в голосовании победил Оганесян. Десять лет назад 60-летний юбилей легенды армянского футбола был отмечен матчем двух звездных сборных, в составе которых играли легенды мирового футбола Роберто Карлос и Марко Маттерацци, Христо Стоичков и Яри Литманен, Олег Романцев и Валерий Газзаев, Ринат Дасаев и Александр Чивадзе. Получил приглашение даже Диего Марадона, но по состоянию здоровья прилететь в Ереван не сумел. На футбольном празднике в Ереване выступил Вахтанг Кикабидзе, а вся выручка от проданных билетов была направлена в фонд, который поддерживает больных онкологией детей. Этот матч показали даже по одному из российских телеканалов. Ведь многие болельщики до сих пор помнят шедевральные голы, забитые Оганесяном: пяткой в матче с ЦСКА в Москве в 1983-м и в падении через себя в ворота «Нефтчи» в Ереване двумя годами ранее. На прошлой неделе легенде армянского и советского футбола исполнилось 70 лет.Борис ХОДОРОВСКИЙ.