VK и Эрмитаж запустили виртуальные экскурсии по музею с известными персонами
Сегодня, 17 июня, в преддверии ПМЭФ, как составляющая культурной программы Форума, запустился цифровой проект Государственного Эрмитажа и VK "Один музей. Три взгляда". Он предлагает аудитории новый опыт знакомства с коллекцией ведущего музея страны. Для пользователей созданы три цифровых маршрута по Эрмитажу, включающих 33 точки, в сопровождении Сергея Минаева, Евгения Чебаткова и Клавы Коки. Пройти по ним можно с помощью чат-бота в сообществе Эрмитажа ВКонтакте или QR-кодов из залов музея.
"Один музей. Три взгляда" призван соединить музейное и виртуальное пространства. Для него совместно с научными сотрудниками и искусствоведами музея, а также специалистами отдела "Эрмитаж-медиа" были и разработаны маршруты с медиаперсонами, популярными у разных поколений, в качестве ведущих.
Задача необычных гидов - обратить внимание аудитории на редкие экспонаты музея, малоизвестные факты и необычные детали в экспозиционных залах.

Сергей Минаев проведет за собой по Фельдмаршальскому, Малому тронному, Гербовому и Георгиевскому залам. В последнем из них к маршруту присоединится генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В атмосфере имперского духа ведущие вместе раскроют секреты музейного пространства, названного в честь Святого Георгия, заступника российского воинства и одного из покровителей Эрмитажа. Журналист и писатель покажет территорию Висячего сада на крыше Манежа Малого Эрмитажа, буквально парящего над землей. Завершит свой исторический маршрут ведущий в залах итальянского искусства рассказом о подвиге музейных работников в период блокады Ленинграда.

Цифровой маршрут Евгения Чебаткова исследует природу юмора на примерах экспонатов из коллекции Эрмитажа. С его помощью пользователи узнают, как улыбка могла спровоцировать скандал, где было допустимо смеяться и над чем, какие шутки зашифровывали в своих картинах великие художники. В Портретной галерее Романовых Чебатков объяснит, почему то, что было смешно во времена реформатора Петра I, вполне могло даже не вызвать улыбку у людей эпохи Николая II. Стоя у картины "Завтрак" испанца Диего Веласкеса, ведущий поделится юмористической трактовкой жеста одного из героев полотна. С ней согласны исследователи, которые увидели связь сюжета с популярными в XVII в. плутовскими романами.

Клава Кока приглашает молодежь в путешествие, в котором проведет по самым укромным уголкам музея и приоткроет многие его тайны. Цифровой маршрут стартует в Фельдмаршальском зале, проходит через Павильонный зал, Зал Да Винчи и Просветы - три огромных парадных зала Нового Эрмитажа с застекленными в центральной части потолками. Певица покажет изящный балкон для оркестра, недоступный для посетителей, и расскажет о музыкальных вечерах при императорском дворе. Специально для проекта вместе с климатологом Эрмитажа Константином Клава Кока поделится секретами сохранения полотен Леонардо да Винчи в современных условиях.
Каждый маршрут завершается в пространстве Галереи Растрелли. В медиазоне посетители с помощью специальных планшетов могут погрузиться в изучение коллекции шедевров Эрмитажа. У каждого будет возможность создать автопортрет в стилистике эпохи Возрождения, Анри Матисса, японской гравюры, кубизма, а также раскрасить Зимний дворец, который с момента основания до наших дней неоднократно менял цвет фасада, фрагменты из Лоджии Рафаэля и представить, как могли бы выглядеть часы "Павлин" Джеймса Кокса.
Прямая речь
Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа:
"Это увлекательный пионерский проект, где медийные личности и чат-бот соединяют Земной и Небесный Эрмитажи, создавая пространство неожиданных аллюзий и впечатлений, с которыми зритель может дружить и спорить. Давние друзья и творческие партнеры Эрмитажа - VK и Samsung - вместе с музеем создали новое интеллектуальное многомерное пространство, пример и образец корректной гуманизации цифры и умеренной цифровизации искусства. "Один музей. Три взгляда" встают рядом с такими эрмитажными проектами, как "Виртуальный визит", "Великолепный Эрмитаж", конкурс "Страна Света", NFT, "Виртуальные блокадные бомбоубежища", "Цифровая коллекция", "Эрмитажная академия", "Линия памяти", а также "Эрмитажная энциклопедия"".