Российские футболисты одержали очередные победы в товарищеских матчах
Сборная России под руководством Валерия Карпина продолжает обновлять статистические достижения национальной команды за все время ее существования. Очередные матчи, состоявшиеся 10 октября с Ираном и 14 октября с Боливией, показали, что наш футбол даже в условиях изоляции остается достаточно конкурентоспособным на мировой арене.

Времена не выбирают. Все разговоры о том, что наша главная сборная, как и все остальные национальные или клубные команды, вот-вот вернется в международные турниры, пока так и остаются разговорами. Футбольная политика неотделима от политики в глобальном ее понимании. А значит, имеем то, что имеем, — товарищеские матчи, в которых главная команда страны продолжает оставаться непобедимой уже четвертый год подряд. Чтобы не было разночтений, необходимо сразу же навести порядок в статистике, так как в разных источниках цифры по каким-то не совсем понятным причинам отличаются друг от друга. Для того чтобы окончательно прояснить ситуацию, всегда нужно обращаться к официальным данным. А они на сайте Российского футбольного союза таковы: с момента назначения Валерия Карпина главным тренером сборной 23 июля 2021 года всего был сыгран 31 матч. И только в двух из них наши игроки потерпели поражение. Первое — 14 ноября 2021 года от хорватов в отборочном турнире чемпионата мира 2022 года, из-за чего мы должны были участвовать в стыковых играх, но этого, как все мы помним, по политическим причинам не произошло. Второе поражение мы потерпели от олимпийской сборной Египта 11 сентября 2023 года. Однако, как уже неоднократно писал «МК», это был второй состав и руководил им Виктор Онопко. Так что, выполнив простые арифметические действия, получается, что с Карпиным сборная не проигрывала в 29 матчах из 31-го. Более того, если считать с 2022 года, беспроигрышная серия составляет 23 матча, что в любом случае является историческим достижением.
Также необходимо разобраться с теми критиками, которые говорят, что вообще-то это не совсем «достойные» победы, так как в основном нашими соперниками были не самые сильные команды, если судить по рейтингу сборных ФИФА. Такая позиция немного удивительна своим, скажем так, простодушием. Можно подумать, что российская команда должна играть только со сборными из первой десятки, а именно с Испанией, Францией, Аргентиной, Англией, Португалией, Бразилией, Нидерландами, Бельгией, Хорватией и Италией. В крайнем случае с командами второй десятки — Марокко, Германией, Колумбией, Мексикой, Уругваем, США, Швейцарией, Сенегалом, Японией и Данией. Остальное, видимо, по мнению таких критиков, — не наш уровень. Всерьез говорить о таких претензиях на самом деле просто смешно. Не потому, что руководство российского футбола не способно договориться с национальными федерациями этих стран. А потому, что часть из этих команд под давлением политического руководства своих стран не согласится с нами встречаться что в товарищеских, что в официальных матчах, а другая часть, в отличие от нас, не находится под санкциями и участвует в международных матчах и турнирах, согласно своему собственному расписанию матчей, составленному с учетом спортивных задач сборных. Да и к тому же — а что, все эти перечисленные 20 сборных только между собой играют? Не размениваясь на встречи с теми, кто ниже их по рейтингу? Конечно, нет. Видимо, сказывается наш извечный максимализм, когда, например, в хоккее серебряные медали чемпионата мира считаются провалом. Так что говорить о том, что соперники нашей сборной начиная с сентября 2022 года были «третьего» сорта, не совсем честно. Нужно сказать спасибо, что они вообще были, и эти соперники, и эти матчи. Если сборная страны вообще бы не играла эти четыре года, то это бы привело к еще большей деградации всего отечественного футбола. Почему? Потому что у российских футболистов (в том числе и натурализованных) просто пропал бы стимул играть, ведь сборная — это вершина карьеры, и даже вызов в нее, не говоря уже о выходе на поле в майке национальной команды, одна из главных задач любого профессионального футболиста. А что касается рейтингов, то поле для всех ровное и мяч для всех круглый. И обыграть тех же Кению, Нигерию, Иран или Иорданию еще надо постараться. Даже просто не проиграть им — тоже задача.
Более того, тренерский штаб во главе с Карпиным сумел провести через сборную очень большое количество футболистов. Некоторые специалисты считают, что костяк национальной команды должен быть постоянным. И такая точка зрения имеет смысл, когда мы будем участвовать в официальных матчах. Тогда да — есть основа, и есть ближний резерв, которые способны решать самые серьезные турнирные задачи. И это время обязательно настанет. Когда — неизвестно, но настанет. Международный паралимпийский комитет уже вернул нашим параспортсменам на международных соревнованиях наш флаг. И все другие международные спортивные федерации во главе с МОК рано или поздно тоже это сделают. А пока — готовиться, готовиться и еще раз готовиться. Тяжело в учении — легко в бою, говорил Суворов, и он был прав. И не стоит забывать, что за эти товарищеские матчи мы исправно получаем баллы в таблице коэффициентов ФИФА. А значит, каждый не проигранный матч наше положение только улучшает. Что будет очень важно, когда, вернувшись в международные турниры, мы будем при жеребьевках отборочных соревнований получать более удобных соперников.
***
Что же мы увидели в играх с Ираном, который шел на 21-м месте, кстати, в рейтинге ФИФА, и с Боливией, которая, тоже на минуточку, занимала 77-е место из 210 возможных и месяц назад, 10 сентября, с минимальным счетом обыграла бразильцев?
Во-первых, мы наконец-то, с четвертой попытки, победили Иран, который квалифицировался в финальную часть чемпионата мира 2026 года. Свой первый гол за нашу сборную забил нападающий «Локомотива» Дмитрий Воробьев, в ее составе дебютировали спартаковец Наиль Умяров и защитник «Балтики» Мингиян Бевеев. Победный гол на свой счет записал еще один «железнодорожник», Алексей Батраков, а на стадион в Волгограде пришло более 42 тысяч зрителей — больше было только во время ЧМ-2018.
С Боливией все сложилось еще удачнее. Сухая победа 3:0. Полузащитник «Ахмата» Лечи Садулаев пополнил личную статистику в сборной вторым мячом. Именно он открыл счет в середине первого тайма. Также голы забили Алексей Миранчук и Дмитрий Баринов. При этом боливийцы, как и иранцы, совсем не выглядели мальчиками для битья, и только невезение или нехватка мастерства в некоторых эпизодах не позволили им огорчить нашего голкипера Агкацева.
Впереди в 2025 году у нас еще два матча. 12 ноября играем с Перу (48-й номер в рейтинге ФИФА), а 15 ноября с Чили (57-я позиция в том же рейтинге). Что будет дальше, в 2026 году, остается только гадать. В любом случае мы не едем на ЧМ-26, который будет проходить в США, Мексике и Канаде. После него стартует отборочный турнир к чемпионату Европы 2028 года, который состоится в Великобритании. И наше участие в нем тоже пока под вопросом — ФИФА и УЕФА кивают друг на друга, как только их спрашивают о восстановлении сборных и клубных команд России, никто не хочет брать на себя ответственность принимать решение. Пока не хочет. Если мы пропустим и чемпионат Европы 2028 года, то дальше уже будет отборочный турнир к чемпионату мира 2030 года. И вот в этом соревновании мы, хочется верить, должны будем участвовать. Иначе будет совсем туго.