Беллингем, Вольтемаде и Троссард одобряют.
Футбольная форма с длинным рукавом – что-то из прошлой эпохи. Болельщики со стажем вспомнят в первую очередь, пожалуй, Эрика Кантона, Дэвида Бекхэма или Фернандо Торреса. Хотя в то время многие играли в футболках с длинными рукавами. Далеко не только вратари.
Последние 10-20 лет футболки с длинным рукавом стали редкостью среди полевых футболистов. В официальных магазинах тоже стало сложнее купить такую форму, а во время трансляции на игроках мы видим, как правило, футболки с коротким рукавом. Когда становится холоднее, то под форму поддевают дополнительный слой одежды с длинным рукавом, а сама форма остаётся неизменной. The Athletic отмечает, что некоторые фирмы полностью отказались от длинных рукавов. Так производство легче и дешевле.
Спортивные бренды вполне можно понять, поскольку клубы сами взяли за правило играть в футболках с коротким рукавом. Дольше других держался «Арсенал», для которого длинная футболка Анри оставалась культовой. У лондонцев была давняя традиция: капитан определял, выйдет ли команда в футболках с длинным или коротким рукавом на каждый конкретный матч. Эта практика была нарушена в ноябре 2013 года, когда Матьё Фламини отрезал свои длинные рукава перед встречей с «Марселем». Этот поступок вызвал возмущение как болельщиков, так и тренера Арсена Венгера.
Но в последнее время всё начало меняться! В этом сезоне можно заметить, что длинные рукава вернулись. И это прослеживается по разным производителям. Например, по «Челси», у которого Nike – технический спонсор. Однако активнее всего длинные рукава возвращает adidas. Периодически в длинных футболках играет, например, Джуд Беллингем в «Реале».
В АПЛ у немецкого производителя на контракте восемь команд – в том числе топ-клубы: «Арсенал», «Ливерпуль», «МЮ» и «Ньюкасл». Если взять Вольтемаде, то нападающий предпочитает длинные рукава – как в клубе, так и в сборной Германии, у которой тот же технический спонсор.
Недавно интервью давал вингер «Арсенала» Троссард, который с особой теплотой отмечал возвращение длинных рукавов: «Если честно, они мне всегда нравились. Они долго отсутствовали в футболе, но когда я был юным, то носил футболки с длинным рукавом. Я действительно обрадовался их возвращению. Мне нравится, как они сидят, а ещё вызывают лёгкую ностальгию».
Если с ностальгией всё понятно, то в плане удобства могут быть разные оценки. Микроскопический плюс: капитанская повязка не прячется под рукав, как это иногда бывает с коротким рукавом. К преимуществам можно отнести и то, что в них теплее зимой, но это, скорее, имеет значение для болельщиков. У профессиональных спортсменов всегда в доступе есть термобельё с длинным рукавом, которое можно поддеть под форму.
Ещё один нюанс. Футболки с длинными рукавами чуть-чуть сложнее снимать. На заметку Ришарлисону и другим игрокам, которые любят получать карточки, празднуя голы. К минусам можно отнести вопрос привычки, которая сформировалась годами. Например, можно заметить, что Энцо Фернандес из «Челси» часто подворачивает длинные рукава.
Последние годы из нашего футбола ушли главные мировые бренды, включая Nike и adidas. По крайней мере, они не работают с клубами напрямую. Это подстегнуло к развитию отечественные бренды спортивной экипировки, но в чемпионате России с длинными рукавами никто не играет. Российские производители указывают на отсутствие спроса на такие модели. В том числе руководители JÖGEL (спонсор «Спартака», «Зенита», «Акрона») и PRIMERA (спонсор ЦСКА и «Оренбурга»).
«У нас в планах нет производства футболок с длинным рукавом для клубов, но если будет запрос, то произведём — тут нет проблем. Пока нас никто не просил — ни «Спартак», ни «Зенит», ни «Акрон», ни сборная России. Длинные рукава потеряли актуальность с появлением термобелья — так теплее и комфортнее. Футболка с длинными рукавами может паруситься, то есть создавать эффект торможения. С термобельём влага быстро выводится и удаётся сохранять тепло. Если командам понадобятся длинные рукава, то мы сделаем, но для нас минимальный тираж — это сотни футболок. Клубу столько не нужно. Что касается спроса болельщиков, то нам тяжело его оценить. По крайней мере, те же магазины «Спартака» и «Зенита» у нас не заказывали футболки с длинным рукавом».
«Дело в спросе. Форма на сезон для большой команды — это совместная работа бренда и клуба. При сотрудничестве с нами не покупают стоковые вещи — как правило, это кастомная работа. Ведь клуб, так же, как и мы, вкладывается в разработку формы, в первую очередь креативно. В теории мы можем предложить им игровую футболку с длинным рукавом и произвести её — в этом нет ничего сложного, — но намеренно вводить это в регулярную коллекцию мы не планируем. Пока мы не наблюдаем масштабного спроса на форму с длинным рукавом, чтобы производить её».
Пока остаётся лишь вспоминать, как у наших клубов раньше выглядела форма с длинным рукавом. И, кстати, у сборной России тоже. Например, на ЧМ-2014. Да и затем у нашей национальной команды было несколько комплектов с длинными рукавами. Например, в отборе к Евро-2008 и к ЧМ-2010.
Возможно, спрос на такие формы в России появится снова. Тем более ретроформы клубы возвращать любят. А вы хотели бы возвращения тренда на формы с длинным рукавом?