Эксперты оценили последствия выхода РФ из Договора по открытому небу
Начало процедуры выхода из ДОН является правильным решением для России, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
Россия запустила выход из ДОН
МИД РФ считает, что США вышли из Договора по открытому небу (ДОН) под надуманным предлогом.
Американцы существенно нарушили баланс интересов государств-участников ДОН, нанесли серьезный ущерб соглашению, подорвали роль документа как инструмента укрепления доверия и безопасности.
Россия выдвинула предложения по поддержанию жизнеспособности ДОН, но не получила поддержки американских союзников по НАТО. Разговор шел о гарантиях непередачи членами НАТО информации по ДОН американским партнерам.
Суть ДОН – соглашение было подписано в 1992 году, а вступило в силу в 2002 году, заключается в полетах невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве государств-подписантов.
Целью договора является содействие укреплению доверия между странами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью. Если Россия продолжит оставаться в соглашении без участия в нем США, то американцы будут знать о том, что происходит на российской территории через НАТО, а мы такой возможности будем лишены.
МИД РФ сообщает, что в связи с отсутствием прогресса в деле устранения препятствий функционирования ДОН в новых условиях Москва начинает внутригосударственные процедуры по выходу из данного соглашения.
После того, как процесс завершится, соответствующее уведомление Москва направит депозитариям: данная ремарка означает не некие подготовительные мероприятия, а процедуру прекращения российского участия в ДОН.
«Я приветствую этот шаг и выступал за него еще до выхода американцев из ДОН. Этот договор РФ не выгоден: обстановка в Европе накалена, а система по контролю над вооружениями разрушена. Зачем, чтобы в НАТО и США знали места дислокации российских войск, места размещения ракетных комплексов и др.?», - констатирует Александров.
Агрессивную политику ведет НАТО, а не Россия, поэтому партнеры получат неприемлемую для Москвы выгоду от сохранения ДОН.
«РФ на своей территории имеет возможность осуществлять меры глубокой маскировки, скрытого передвижения войск, подготовки к решающим действиям – например, в случае обострения ситуации на Украине. Соответственно, зачем Москве участие в соглашении, позволяющем Западу контролировать российские объекты и военные части?», - заключает Александров.
После выхода Вашингтона мы не сможем использовать ДОН в отношении территории США.
«Достаточно странно выглядели заявления о работе с европейскими партнерами по поводу непередачи информации американцев. Было лобби, которое пыталось не мытьем так катаньем ДОН сохранить. Хорошо, что МИД РФ занял принципиальную позицию, и сегодня процесс по выходу России из ДОН пошел», - резюмирует Александров.
Военная обстановка не изменится
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник в отставке Виктор Мураховский в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что с военной точки зрения после выхода РФ из ДОН ничего не изменится.
«Россия давно заявила, что если другие государства-участники ДОН (прежде всего страны НАТО) продолжат передавать данные США, то Москва не будет участвовать в одностороннем соглашении, нарушающим ее интересы», - констатирует Мураховский.
Данная позиция реализована в стартовавшем сегодня процессе, так что заявление МИД РФ не является сенсацией.
«ДОН на сегодняшней день играет больше символическое и политическое значение, чем военное и военно-техническое. Соглашение оставалось одним из последних инструментов взаимного контроля над вооружениями и вооруженными силами бывших стран-членов Варшавского договора, поменявших лагерь, и НАТО», - заключает Мураховский.
После выхода США в ДОН входит 35 государств (и Киргизия, не ратифицировавшее это соглашение). Это европейские страны и Канада с Турцией. ДОН покрывает все страны континента и является символом европейской безопасности.
«ДОН заключался во время, когда такие вопросы являлись актуальными. Еще был Договор об ограничении обычных вооружений в Европе, документы ОБСЕ и целый ряд других договоренностей, утративших свой военный смысл после распада Варшавского договора. При этом с технической стороны ДОН устарел», - констатирует Мураховский.
ДОН устанавливает устаревшие ограничения на возможности фотоаппаратуры, размещаемой на самолетах-слежения.
«С тех пор техника ушла далеко вперед. Сегодня страны, причем в первую очередь США и РФ, имеют средства оптико-электронной разведки, которые существенно опережают параметры аппаратуры, разрешенной ДОН. С военной точки зрения данная ситуация ничего не меняет, а вот с политической говорит о том, что США не считают Россию равноправным партнером в области договоров по контролю и ограничению вооружений», - резюмирует Мураховский.
Процесс начался с выхода США из Договора по ПРО при Джордже Буше-младшем, продолжился отказом Вашингтона от ДРСМД и ДОН при Дональде Трампе, а завершится 6 февраля 2021 года прекращением действия СНВ-III.