«Орал плохие слова, которые я не могу повторить». Как советский тренер Тарасов вывел из себя чехословака Недомански
В эти дни 49 лет назад в Саппоро был в разгаре хоккейный олимпийский турнир. Закрывать его предстояло матчу СССР — Чехословакия, в котором и должен был определиться обладатель золотых медалей. Sport24 вспоминает скандальный эпизод той игры.
Говорить о советско-чехословацком противостоянии 1972-го невозможно без отсылки к событиям 1968-го. Тогда между двумя странами возникло серьезное охлаждение отношений на политической почве — лидер чехословацких коммунистов Александр Дубчек вызвал резкое недовольство советских властей планированием реформ, которые должны были привести к демократизации страны. Леонид Брежнев лично встречался с Дубчеком, пытался переубедить его, но тот был непреклонен.
Апофеозом этого конфликта стал ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Жители страны попытались дать им отпор — они поджигали танки и грузовики с боеприпасами, вставали на пути у солдат, выходили на улицу с транспарантами. Все безрезультатно. Войска оставались на территории Чехословакии до 1990 года, а отношения граждан страны к Советскому Союзу резко испортилось.
При этом, на хоккейных площадках взаимоотношения двух стран и до этого были напряженными. Именно сборная СССР отняла у Чехословакии статус сильнейшей команды Европы. При этом, существовала теория заговора, согласно которой передел хоккейной власти состоялся, в том числе, не самым честным путем.
Точкой отсчета в конфликте двух хоккейных держав можно считать 1950 год. Чехословаков не пустили на очередной чемпионат мира, их лидеры с горя отправились в бар и в итоге дело дошло до политических разговоров. В итоге один из игроков, якобы, закричал «Смерть хоккеистам!». Посиделки закончились арестами, спортсмены получили серьезные тюремные сроки, а на их родине появилась версия, что Советский Союз принял участие в устранении прямого конкурента.
Возвращаемся в Саппоро, где сборные СССР и Чехословакии подошли к последнему матчу олимпийского хоккейного турнира с претензиями на золото. Команде Аркадия Чернышева и Анатолия Тарасова достаточно было ничьей, соперника устраивала только победа. Особенно принципиальной встреча была для Тарасова, для которого этот турнир был последним в национальной команде.
В итоге хоккейная интрига умерла уже к концу второго периода — советские хоккеисты к этому моменту вели со счетом 4:1. Зато на льду случилась скандальная разборка — чехословаки, не желая принимать поражение, занялись совсем уж грязными делами. В одном из эпизодов знаменитый центрфорвард Вацлав Недомански метнул шайбой в великого тренера Чернышева. Как утверждал сам хулиган, его на это спровоцировал Тарасов:
«Был инцидент с Якушевым, которого я припечатал прямо перед скамейкой запасных советской команды. Тарасов начал орать в мой адрес разные плохие слова, которые я не могу сейчас повторить. Но ведь я понимаю по-русски, я это слышал, не сдержался и бросил шайбой в Чернышева. На чемпионате мира я хотел извиниться перед тренерским штабом советской команды, мне даже не хотели давать играть, если я этого не сделаю, но наставники у них уже сменились — главным был Всеволод Бобров. Извиняться не пришлось. Повезло!
На Тарасова я до сих пор имею зуб. Какими словами обзывал он меня со скамейки запасных, не передать. Не думал, наверное, о том, что русский язык мы тогда изучали в школе и что я его прекрасно понимал».
Удивительно, как дело в итоге не дошло до массовой драки — все ограничилось словесным конфликтом. Спустя годы Недомански утверждал, что в постоянных советско-чехословацких конфликтах были виноваты, в первую очередь Тарасов и Чернышев. Но поверить, что в них обошлось без политического подтекста, трудно и в 2021 году:
«Я ничего не имею против русских. Да в свое время у нас с советской командой была масса конфликтов, и не всегда именно с игроками. Конфликты бывали и с тренерским штабом русских — Тарасовым и Чернышёвым. У нас всегда были принципиальные матчи, и наша сборная неоднократно бывала в Советском Союзе — ездили на приз «Известий», в Новосибирск, в Челябинск. Игры были всегда очень напряжённые, нервные. Конфликты были, скрывать ни к чему. К тому же их тренеры — Тарасов, Чернышев — были, мягко говоря, недружелюбны, часто меня провоцировали. Противостояния сборных на площадке носили ожесточенный характер. Это в газетах русские утверждали, что мы дружили. Ничего подобного».
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android