«Нон Лон Дон» Чайны Мьевиля: стимпанк для юных
Чайна Мьевиль – британец с неуёмным воображением и внешностью футбольного хулигана. Взрослые знают его по книгам «Вокзал потерянных снов», «Город и город». Он любитель стимпанка, неонуара, мрачной, на грани с неприятной, эстетики.
А вот «Нон Лон Дон» («Эксмо», Fanzon, 2021) – переиздание его довольно давнишней, но ужасно симпатичной детской книги. Впрочем, себе он не изменяет: в книге найдёте мощный сюжет, стильную тёмную атмосферу и постиндустриальный сеттинг.
Нон Лон Дон – что-то вроде странного, местами страшного, а местами довольно уютного сказочного отражения обычного Лондона. Знаменитые мосты тут перемещаются с места на место, районы заселены самыми невероятными существами, которых только можно себе вообразить, на небе сверкает Лунья-Шалунья, а звёзды ползают по небосклону, как светящиеся жуки. Попасть в Нон Лон Дон сложно, а выбраться оттуда ещё сложнее. Тем более что с недавних пор тут запахло жареным. Причём в прямом смысле – в городе поселился злодей Смог, который устраивает пожары, питается дымом и планирует подчинить себе всех нонлондонцев.
Наверху, в обычном Лондоне, живёт смелая красавица Занна. Она с несколько неуклюжей подругой Дибой случайно попадает в Нон Лон Дон и оказывается Избранной, которой придётся спасти Нон Лон Дон. И тут Чайна Мьевиль делает удивительную, достойную оваций вещь – он отвешивает глубокий поклон всем второстепенным персонажам вроде Рона Уизли или Сэма Гэмджи. Занна попадает в переплёт, а все заботы по спасению подземного города ложатся на решительную Дибу. Она обзаводится друзьями, проходит через множество испытаний и, конечно, всех спасает.
В книге хватает наивных поворотов сюжета и немотивированных поступков героев – хорошие персонажи поступают хорошо просто потому, что они хорошие. Поэтому неплохой идеей будет читать её именно как сказку – несколько простодушную, зато экзотичную. А ещё лучше дать книгу подростку, которого хочется влюбить в чтение.
«Нон Лон Дон» перекликается с «Задверьем» Нила Геймана. Это не случайно – писатели общаются, Мьевиль даже благодарит Геймана в предисловии к своей книге. Этот автор вообще любит аллюзии и заимствования – его «Рельсы», например, представляют собой вольный пересказ «Моби Дика» Германа Мелвилла. Летающий автобус в «Нон Лон Доне» отдаёт гарри-поттеровщиной, а затянутое паутиной Вебминстерское аббатство (оцените игру слов!) намекает на паучиху Шелоб, придуманную Толкиеном.
Такая страсть к отзеркаливанию чужих книг могла бы раздражать, но Мьевилю не занимать обаяния и дурашливости – он умело компилирует самые разные тексты, фильмы, комиксы и прочие культурные обрывки и вьёт из них своё собственное, в меру безумное, ни на что не похожее гнездо. А тех, кому оно, собственно, предназначается – то есть читателей лет 9-10, – эти литературные ниточки могут вывести к главному: любопытству и любви к чтению.
Книга: «Нон Лон Дон»
Год первого издания: 2007