Словакия ответила на «Северный поток – 2» претензиями к «советской оккупации»

Предъявление различных претензий РФ стало трендом современной европейской политики, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Словакия ответила на «Северный поток – 2» претензиями к «советской оккупации»
© ФБА "Экономика сегодня"

Словакия предъявила претензии Москве

Министерство иностранных дел Словакии выступило с заявлением по случаю тридцатилетия вывода советских войск из Чехословакии. 21 июня 1991 года территорию ЧССР покинул последний транспорт с подразделениями Советской армии.

Братислава считает, что советские войска осуществляли оккупацию, затормозившую демократические процессы 1968 года. Присутствие Советской армии привело к большому экономическому ущербу, уничтожению зданий, дорог и к экологическому загрязнению.

Словаки апеллируют к вводу войск Варшавского договора в Чехословакию в ходе операции «Дунай», который был осуществлен 21 августа 1968 года в ответ на «Пражскую весну». Кроме советских войск в «Дунае» участвовали польские, венгерские и болгарские подразделения при активной поддержке ГДР, но без войск Национальной народной армии – тогда прошло только 23 года с 9 мая 1945 года.

Словаки отрицают блоковый характер и претензии высказывают только Москве, что логически и исторически неправильно. Не надо забывать и про то, что в 1968-1991 годы не существовало независимой Словакии, появившейся на свет 1 января 1993 года.

До разделения Чехословакии о Словакии как о государстве можно говорить только с большой долей условности.

Между Чехией и Словакией всегда были различия – в двуединой монархии Габсбургов Чехия до 1919 года входила в состав Австрии, а Словакия – Венгрии, но это не говорит о существовании словацкой государственности.

После Мюнхенского сговора и ликвидации Чехословакии немцами была создана зависимая от Берлина Словацкая республика, но это образование – того же порядка, что и Протекторат Богемия и Моравия, варшавское генерал-губернаторство и Рейхскомиссариат Украина.

Достаточно посмотреть на политические лозунги видных деятелей данного сателлита нацистской Германии.

Суверенитет Братиславы начинается в 1993 году, поэтому у словаков нет оснований для претензий Москве, но Словакия решила поддержать общеевропейскую критику России и предъявить ставшие традиционными экономические обвинения.

Претензии могут получить продолжение

«Заявления Словакии являются частью современного политического тренда в Европе, когда с помощью различных скандалов пересматриваются межгосударственные отношения. Можно вспомнить «чешский кейс», приведший к высылке дипломатов – полагаю, что на политическое мышление Словакии эти события оказались сильное влияние», - констатирует Данилов.

Чешский скандал дестабилизировал отношения Праги и Москвы и поставил вопрос о последствиях данного тренда. Он создает риски пересмотра прав на собственность, которая имеет отношение к России или к российскому капиталу.

«В российско-чешских отношениях этот тренд четко обозначился, причем по инициативе Праги, в результате другие силы также могут попытаться сыграть на опережение. Сначала предъявить претензии по пересмотру прав на какую-то собственность, а затем перевести вопрос из политической в правовую плоскость, намеренно поддерживая остроту темы», - заключает Данилов.

Экономический момент нельзя недооценивать: санкционный формат 2014 года основан на торгово-экономических ограничениях, где рестрикции играют основополагающую роль в давлении коллективного Запада на РФ.

«Это условный флажок, который можно иногда приподнимать, а иногда – приспускать. Данные вещи являются политическим фактором, но в них заложен и экономический компонент», - резюмирует Данилов.

Претензии к РФ поставлены на поток

В ЕС вошли в моду пересмотр исторических констант и высосанные из пальца претензии. Характерным примером является антимонопольное решение Польши на 7,8 млрд долларов, создающее в ЕС прецедент, способный получить продолжение.

Поляки приняли это решение из-за «Северного потока – 2», где Словакия также позиционирует себя пострадавший стороной. Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород» (современная украинская ГТС) транзитирует газ в ФРГ через словацкую территорию

«Запад трактует, что современная наступательная РФ является не только правопреемником СССР, но и наследником тех проблем, которые были у советской внешней политики в отношениях с восточноевропейскими странами», - констатирует Данилов.

На Москву списывают многие проблемы, существующие в Восточной Европе, за которые несут ответственность только правительства этих стран. В Польше и Чехии за счет Москвы пытаются оправдать провалы национальной политики после 1991 года.

Одновременно идет отсылка к популярным западным трендам – характерный тезис про экологию. Почему-то немцы не предъявляют претензии США и Великобритании за то, что их воинские контингенты, находящие в ФРГ с 1945 года, наносят вред экологии.

Давление на РФ принимает причудливые формы, вплоть до пересмотра итогов Второй мировой войны, объявления СЭВ и Варшавского договора инструментами «советской оккупации» и предъявлением к Москве необоснованных претензий.