Забили на игру: почему вылет России с «Евро-2020» — хорошая новость. Комментарий Семена Новопрудского

Результаты сборной России на «Евро-2020» абсолютно вписываются в статистические закономерности. Перед чемпионатом команда занимала 38-е место в рейтинге ФИФА. Сначала россияне без шансов погорели 0:3 в матче с командой номер один этого рейтинга — Бельгией. Закономерно? Закономерно. Потом, имея очевидное преимущество весь матч, обыграли с минимальным счетом 54-ю сборную мира — Финляндию. Должна 38-я команда обыгрывать 54-ю? В принципе, да.

Забили на игру: почему вылет России с «Евро-2020» — хорошая новость. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Решающий матч Россия играла с Данией, десятой командой мира. На ее поле, в Копенгагене. В матче, где Данию устраивала только победа и даже она не гарантировала выход в плей-офф. Дания в обоих своих матчах до поединка с Россией потерпела поражение, но в обоих играла лучше, чем Россия. Дания пережила национальную трагедию и национальный подъем от внезапной остановки сердца в первом же матче и буквального воскрешения лучшего датского футболиста нынешнего поколения Кристиана Эриксена. Дания объективно сильнее России и по индивидуальному мастерству игроков, и как команда в целом. 35 минут россияне держались, потом пропустили, а атаковать против сильных соперников и, главное, не бояться — не научены.

Лучший, на мой взгляд, мем о сборной России перед матчем с Данией был таким. Российский спортивный журналист берет интервью у Пеле: «Скажите, ваша сборная Бразилии 1970 года обыграла бы нынешнюю сборную России?» — «Думаю, да». — «А с каким счетом?» — «Думаю, 1:0». — «Почему с таким маленьким?» — «Ну, нам уже все-таки по 80 лет».

С более сильными командами сборная Россия при Станиславе Черчесове всегда играла одинаково: пыталась «парковать автобус» — садилась в глухую оборону и надеялась уцелеть, почти не имея контратакующей игры. На чемпионате мира 2018 года России откровенно повезло: обыграв в группе полумертвую Саудовскую Аравию и находящийся на долгом спаде Египет (один Мохаммед Салах не мог вытащить ту откровенно слабую сборную), россияне уже в группе получили 0:3 от Уругвая. Потом был матч одной восьмой финала с Испанией, которая, оставшись без главного тренера прямо перед турниром из-за нелепого конфликта, все равно, будем откровенны, возила россиян весь матч. Но нам откровенно повезло, а «нога Акинфеева» в серии пенальти втащила Россию в четвертьфинал. Там российские футболисты бились достойно, проиграли Хорватии только в дополнительное время. Но тоже — не столько играли, сколько бились. И тогда у России был реально сильный вратарь — Игорь Акинфеев. Для исповедующей окопный футбол сборной сильный вратарь — даже не половина, а две трети команды. Сейчас у России нет сильных вратарей.

После ЧМ-2018 сборная России вернулась в свое привычное состояние унылого середняка мирового футбола. Иначе и быть не могло. Национальный чемпионат деградирует с каждым годом, он гораздо слабее, чем в конце 1990-х или начале 2000-х. А за рубежом почти никто из российских игроков не выступает.

Российский футбольный союз, кажется, существует только для того, чтобы всеми силами обеспечивать победу в чемпионате одной команды — петербургского «Зенита». Все ключевые руководители российского футбола — выходцы из «Зенита». Ничего подобного невозможно себе представить ни в одной из сильнейших национальных лиг мира и Европы. Там никогда не руководят футболом бывшие топ-менеджеры клубов премьер-лиг — это прямой конфликт интересов. Лимит на легионеров делает минимально талантливых российских игроков неприкасаемыми: они знают, что будут получать гигантские по меркам средних зарплат в стране доходы и, как бы они ни играли, все равно их выпустят на поле. Никакого стимула прогрессировать нет.

Бюджеты российских футбольных клубов непрозрачны, как зачастую непрозрачна и структура владения ими. Грандами обладают либо миллиардеры (случай Леонида Федуна и московского «Спартака»), либо госбанки и госкорпорации(«Зенит» и «Газпром», ВТБ и московское «Динамо», ВЭБ и ЦСКА). Для всех это «непрофильные» активы. Точнее, пассивы — все российские клубы хронически убыточны. При этом даже в премьер-лиге посередине сезона может обанкротиться и перестать платить зарплаты участник чемпионата, как это случилось в минувшем сезоне с ФК «Тамбов», а до этого с командами «Тосно» из Ленинградской области и пермским «Амкаром». В российском чемпионате каждый год есть откровенно договорные или подозрительные матчи, которые никогда не расследуются.

Профессиональный футбол в России — мутное, плохо управляемое, экономически неэффективное предприятие без «бизнес-плана», качественных топ-менеджеров и четких целей. Домашний чемпионат мира Россия получила, провела его замечательно, и на этом футбольные чиновники посчитали свою миссию выполненной. А сборная России по футболу вернулась в состояние, в котором — за редчайшими исключениями вроде всплеска на «Евро-2008» при Гусе Хиддинке — существует уже лет 20. Кажется, главный смысл российского футбола — снабжать неопасными шутками многочисленные комедийные шоу.

Если вы чем-то плохо управляете, оно и плохо работает. Сборная России играет ровно так, как управляется и работает российский футбол.