История легендарного разведчика: в музей СВР переданы 54 экспоната, посвященных Киму Филби
Денди-разведчик – сегодня стали известны новые подробности жизни и работы легендарного Кима Филби. Фонд памяти одного из главных агентов Советского Союза в Великобритании передал его личные вещи в российский зал истории Службы внешней разведки. О том, что представлено в экспозиции, рассказал корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
«Я приветствую вас здесь, в доме Российского исторического общества. На площадке РИО мы продолжаем сотрудничество СВР с вашим Фондом», – сказал директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.
Передача личных вещей легендарного разведчика Кима Филби проходит под щелчки затворов фотоаппаратов и под прицелом десятка видеокамер. На столе – ценные экспонаты. Всего в новый музей Службы внешней разведки отправятся 54 предмета.
«Вот это приемник «Фестиваль». До сих пор работает. По нему Ким Филби каждый день слушал программы Би-Би-Си. И не пропуская, слушал репортажи о матчах своего любимого «Арсенала», – рассказал сотрудник Фонда.
Все экспонаты в отличной сохранности, их берегла вдова Филби. После своей смерти она завещала передать вещи мужа в музей той структуры, которой он отдал долгие годы, а именно СВР. Такое ощущение, что Ким Филби только что вышел из-за стола. Тут и портрет отца – знаменитого британского арабиста. Книги Филби, изданные в Советском Союзе. Любимые пластинки с классической музыкой и песнями Фрэнка Синатры. Набор трубок, даже сохранился табак, пепельница. Фотографии, болгарские иконы. Снимок с хоккейной сборной СССР и даже шайба, которую Ким Филби поймал во время матча в 1978 году.
«Большое спасибо, для нас это дорогой подарок. Ветераны и действующие сотрудники Службы внешней разведки дорожат памятью об этом выдающемся человеке», – отметил Сергей Нарышкин.
Кима Филби отличали выдающееся происхождение, отличное образование и незаурядные способности. Кроме того, с юности тяга к левым кругам – лучший кандидат на вербовку. В 1933 его завербовал советский нелегал Арнольд Дейч. Первым заданием для новоиспеченного агента разведки Советов стало составление списка британских коммунистов, уже в войну они проявят себя.
Они не вызывали даже малейших подозрений. Выпускники Кембриджа, настоящие джентльмены, высокопоставленные служащие МИДа, спецслужб. Истеблишмент британского общества, на самом деле – советские разведчики. Ким Филби, Джон Кернкросс, Гай Берджис, Дональд Маклейн, Энтони Бланд, вместе – «Кембриджская пятерка». Первыми сообщили о планах гитлеровцев на Курской дуге.
«От Кима Филби пришло наиболее подробное донесение. Он получил его от Джона Кернкросса, одного из членов «Кембриджской пятерки», который работал в дешифровальной службе в Блетчли-парк. Там англичанам удалось перехватить донесение исполняющего обязанности группы армий «Юг», – рассказал кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
Работал Филби и после войны, водя за нос британцев и американцев. Он находился под подозрением с 1951 года, но продолжал занимать важные посты в британской контрразведке. Никто не мог поверить, что Филби – предатель. Его пытались разоблачить. В 1963 году британский разведчик Элиот прибыл в Бейрут, где Филби был в то время корреспондентом британских газет, и предложил ему иммунитет от судебного преследования в обмен на полное признание. Филби юлил и тянул время. В итоге британцы дали ему свободно бежать в Союз. Понимали – обнародованное признание Кима Филби могло вызвать грандиозный скандал.
В советской стране лучший из «Кембриджской пятерки» готовил разведчиков-нелегалов и был советником в КГБ.