Как решается проблема нарастающей маловодности Дона

Ростов-на-Дону, 18 января. DON24.RU. Решение проблемы нарастающей маловодности Дона в прошлом году стало приобретать системный характер, сообщает газета «Молот». Долгожданное подписание контракта по строительству второй очереди Багаевского гидроузла позволяет рассчитывать на положительный эффект для судоходства уже через несколько лет. В целом на нужды бассейна Дона в этом десятилетии планируется направить десятки миллиардов рублей. Грузооборот снизился Экстремальная маловодность – именно такую характеристику дают в последние годы специалисты ситуации с пропускной способностью Дона в Ростовской области. В прошлом судоходном сезоне основные проблемы возникли из-за резкого снижения притока воды в Цимлянское водохранилище: вместо стандартных 11 куб. км он составил всего 5,6 куб. км. В результате навигация-2021, по оценке Азово-Донской бассейновой администрации, оказалась маловодной. В течение всей навигации расходы воды в Дону были меньше навигационного попуска из Цимлянского водохранилища – от 210 до 280 кубометров в секунду вместо положенных 340 куб. м/с. В связи с этим уровни воды не достигали проектных отметок, до начала лета приходилось вводить ограничения по осадке судов. Общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна внутренних водных путей за 11 месяцев прошлого года снизился на 14%, составив около 8,8 млн т. Главной же обнадеживающей для донского судоходства новостью прошлого года стало подписание контракта на строительство второй очереди Багаевского гидроузла стоимостью 27,9 млрд рублей. Несколько раз конкурс по этому проекту не удавалось провести из-за отсутствия заявок, но в итоге подрядчик все же нашелся – им стала компания «Стройтрансгаз», один из крупнейших игроков российского инфраструктурного строительства. Синхронно с Городецким Завершить строительство Багаевского гидроузла планируется к концу 2024 года. Его появление позволит увеличить гарантированные глубины донских судоходных путей, а следовательно, и их пропускную способность – до 25 млн т в год. При этом необходимый навигационный попуск из Цимлянского водохранилища будет снижен с 340 до 180 куб. м/с, что обеспечит экономию 3,3 куб. км воды. «Решение затянувшегося вопроса с подрядчиком строительства второй очереди Багаевского гидроузла – это важное, хотя и единичное событие, – комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. – Этот проект можно назвать стратегическим для Дона – другое дело, что какой-то формальной стратегии по-прежнему не существует. Но если к 2024–2025 году Багаевский гидроузел будет достроен одновременно с Городецким гидроузлом в Нижегородской области, то ситуация с пропускной способностью Дона должна понемногу улучшиться». Вслед за этим, по мнению эксперта, можно будет ожидать и притока инвестиций в логистическую инфраструктуру. «Уже заявленные проекты терминалов понемногу реализуются, но особого энтузиазма у бизнеса нет, поскольку все понимают, что пока ситуация с решением проблем Дона патовая, и действовать на опережение смысла нет», – считает Безбородов. Кроме того, в прошлом году в Ростовской области активизировались дноуглубительные работы – в общей сложности их объем превысил 2 млн кубометров грунта. Планомерная работа по обеспечению безопасного судоходства и содержанию водных путей Нижнего Дона, акваторий морских портов Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова обязательно продолжится, заверил на днях министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. Еще одним важным решением 2021 года стало утверждение Правительством РФ дорожной карты по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса бассейна реки Дон. План мероприятий, инициаторами которого выступили Ростовская и Волгоградская области при поддержке других регионов, примыкающих к Дону, предполагает финансирование в объеме более 105 млрд рублей до 2030 года. «Руководство Ростовской области движется в правильном направлении, лоббируя отдельную федеральную программу для Дона, – отмечает Алексей Безбородов. – Это борьба не за какие-то абстрактные цели, а за конкретные строчки в бюджете, за которыми стоят новые рабочие места и поддержка экономики как небольших городов по Дону, так и региона в целом. Эту работу надо продолжать. Системное решение проблем Дона упирается в то, что круг заинтересованных в нем широк – это и государство, и бизнес, и граждане, но желающих платить за это очень немного».

Как решается проблема нарастающей маловодности Дона
© Don24.ru