Новый босс «Матч ТВ»: Бузова в спортивном эфире - это плюс, ток-шоу без скандалов не бывает, две бесплатных игры РПЛ в туре останутся
Напомним, что в прошлом году на основном телевещателе спорта в России канале «Матч ТВ» произошла существенная рокировка в управлении: Тина Канделаки стала заместителем генерального директора всего «Газпром-медиа», а кресло генерального продюсера «Матча» перешло Александру Тащину. Этому менеджеру 39 лет, на телевидении пришел 19-летним в 2001-м - курьером в новостную программу «Вести» на канале РТР, а в 21 год стал начальником отдела командировок - отправлял съемочные группы на войны в Афганистан и Ирак. Потом работал в Russia Today, в 2007-м вернулся на ВГТРК финансовым директором «Вестей». Дирекцию спортивного вещания ВГТРК возглавил в 2013-м…
- Почему сейчас «Матч» - 18-й канал России, уступающий в рейтинге даже военной «Звезде»? - такой вопрос задал управленцу Sports.ru.- 18-й по какой аудитории?- От 4 лет.- Наша основная коммерческая аудитория: мужчины 14-59 лет. На нее направлен наш канал. По этой аудитории мы явно не 18-е, по ней мы выросли, поэтому те бизнес-задачи, которые ставит передо мной руководство холдинга «Газпром-медиа», мы выполняем. В этой аудитории мы показываем высокие финансовые показатели. За счет этого мы можем покупать права, удовлетворяя интерес спортивных болельщиков. Логика простая.- Вы зарабатываете на мужчинах 14-59, но рейтинг по 4+ все равно показывает общую востребованность канала и спорта, который вам поручили популяризировать. Война тоже интересует не 5-летних детей, но «Матч» совокупно ниже многих каналов, которые тратят на продукт меньше вас.- Так и есть, мы растем и в 4+. Если есть рост, значит, мы принимаем верные решения. Значит, в следующих годах у нас есть возможность подняться еще выше в этом рейтинге.В 2021-м мы показали рекордную долю, вернули права на АПЛ и UFC, сохранили за собой РПЛ. Конечно, в следующем году у нас есть амбиции войти в 10-ку - и радуя зрителя, и зарабатывая. Если телеканалы «Звезда» и «Карусель» в открытую отчитаются о финансовых показателях, как мы, то мы будем рады с ними мериться цифрами по аудитории.В нашей стране аудитория в большом количестве приходит именно в телевизор на знаковые события. У нас в менталитете - болеть за наших против ненаших. Если зритель не понимает глобально до конца, зачем ему смотреть тот или иной матч внутреннего чемпионата или КХЛ, за кого болеть - аудитории сложно найти стимул, чтобы смотреть то или иное спортивное событие. У нас нет звезд ярких, ты же согласен с этим?- Если обобщить причину, незрелость индустрии спорта получается?- Не то что незрелость. Скорее индустрия не до конца сформированная.Но не только «Матч ТВ» ведь должен заниматься популяризацией спорта. Над этим должны работать и лиги, и клубы. Какие-то делают это более успешно, какие-то - менее успешно. Это комплексная история. Не только «Матч ТВ» в нее вовлечен. В том числе и Sports.ru. В том числе и «Чемпионат». Радио сейчас появится спортивное.
«Главное в новых шоу – их обсуждают…»
- Как сейчас организована работа вашей менеджерской команды? Тина Канделаки продолжает участвовать в жизни «Матч ТВ», но какая у нее роль?- Тина в сентябре ушла на повышение, теперь она заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа», она отвечает за весь блок развлекательного телевидения, куда в том числе входит «Матч ТВ». Всей операционной деятельностью занимаюсь я, она мой непосредственный куратор. Стратегические вопросы я обсуждаю и согласовываю с ней и руководством холдинга. У нас так же, как и раньше, раз в неделю проходит общее оперативное совещание под руководством Тины - помимо моих летучек и совещаний.- Изменение канала к 6-летию - это твой проект, Тины или общий?- Ты же имеешь в виду запуск двух проектов - ток-шоу «Есть тема» и итоговой программы «Громко»? Я, честно, не помню, как именно появилась идея. Итоговую я давно хотел запустить, формат ток-шоу мне тоже нравился. Изначально хотели делать ток-шоу раз в неделю, но поняли, что тем каждый день хватает и можно делать ежедневно. Мне кажется, что делать ежедневно придумала Тина. Не так важно, кто из нас это придумал, потому что мы каждый день на связи и ключевые решения принимаем совместно.- Вам нравится продукт?- Понятно, что всегда есть куда расти, но что мы задумывали и планировали - получается.- Задумывали обсуждение, выходящее за рамки спорта, - логика понятна, более-менее каждое медиа к этому стремится. Но тональность не смущала?- Что имеешь в виду?- Например, эпизоды в стиле «Обезьяну в зеркале увидишь». Когда непонятно, это так срежиссировано или человек просто вычурно, будто бы специально, так себя ведет. В общем, стилистика программы, откуда пришел продюсер («60 минут» с Ольгой Скабеевой на «России 1» - Sports.ru).- Могу точно сказать: ничего не срежиссировано. Мы показываем накал, который есть в студии. Почему меня это должно смущать? Это эмоции. Мне кажется, это хорошо.- Можно спорить конструктивно, можно - про обезьяну в зеркале. Дешево выглядит. То есть вас устраивает такой уровень дискуссии?- Не вижу ничего криминального. Главное - это обсуждают.
Показывать футбол бесплатно - это социальная миссия, а когда появится бизнес – неизвестно
- Твои слова: «Когда мы говорим об РПЛ, мы говорим о социальной ответственности больше, чем о финансовых аспектах. Российская лига во многом социальный проект- Да, все верно - баланс социального и бизнеса.- Так почему он должен быть бесплатным? Объединение не может быть вокруг качественного продукта, за который платят?- Тогда это не совсем социальный проект становится. Это бизнес-проект.- Вам не хочется, чтобы футбол был бизнес-проектом?- Очень хочется. Но пока это больше социальный проект.- А когда бизнесом станет?- А когда у нас в целом спорт в стране станет бизнесом?- Я не знаю. Спрашиваю у вас как у человека, у которого ответов больше, чем у меня.- Я отвечаю за телевизионную часть, за весь спорт пока не отвечаю.- Больше пяти лет?- Наверное, да.- На твоем месте все-таки можно предпринять некоторые действия, которые способны изменить индустрию. Что можно сделать, чтобы приблизить футбол к бизнесу?- Можно оставить трансляции какого-то количества матчей, а в платный сегмент уводить оставшиеся плюс дополнительные опции для зрителя, которые будут интересны, за которые зритель захочет платить.- Пока у «Матч ТВ» эта модель была плавающей: то одно количество матчей бесплатно, то другое; то не показываем топовые матчи бесплатно, то показываем. И все это привело к точке, которую мы обсуждаем: на самом деле за 6 лет платная аудитория РПЛ почти не приросла. Получается, модель не суперэффективна?- Не будем говорить, что аудитория прямо не приросла - чуть-чуть приросла. Опять же, это вызвано многими факторами: пандемия, когда все рухнуло (подписки рухнули почти до нуля, потом обратно подниматься было не так-то просто), качество OTT-платформы нашей (тут чего лукавить), сам плеер, который постоянно зависал - сейчас он запустился, и к старту РПЛ все должно быть в порядке. С нашей стороны было много проблем и ошибок.- Политика «Не менее двух матчей тура бесплатно» связана именно с несовершенством продукта или с ощущением, что за это люди платить в нужных вам объемах не будут - и выгоднее продать рекламу на федеральном канале, чем собрать денег с подписки?- Здесь тоже много факторов. И аудиторные показатели матчей, и та самая социальная миссия - я считаю, что пока точно меньше двух матчей тура в РПЛ бесплатно показывать нельзя.- По-прежнему не понимаю, как эти миссии стыкуются: вам нужно показывать бесплатно матчи, но так же важно отбить много миллиардов рублей затрат на покупку прав.- Я глобально не вижу противоречий. Можно делать и то, и то. Ну нельзя сейчас весь российский футбол сделать платным. К сожалению, нельзя. Потому что не готова аудитория полностью уходить в платный сегмент. Та же АПЛ - сколько ее смотрели на «Матч ТВ» и сколько ее смотрели после ухода на Okko? Разительные же цифры. Разница - в несколько раз. По Ла Лиге разница еще больше. Пока привычка платить за спорт только формируется.- Почему люди в 2021 году не готовы платить за спорт, на твой взгляд?- На мой взгляд, влияет долгая привычка бесплатного потребления контента.- Ты соглашаешься с тем, что «рекламного рынка, оправдывающего покупку дорогостоящих прав, в России нет». При этом вы купили права на АПЛ - намного дороже, чем покупал OKKO. Вы купили права на РПЛ - намного дороже, чем покупали прежде.- АПЛ - ненамного дороже, ну правда! И такие события, как Лига чемпионов, как UFC, мы сейчас уже способны окупать. АПЛ - посмотрим, потому что еще не продавали спонсорство. РПЛ выносим за скобки, потому что там очень сложная история.- То есть ты не веришь, что вы окупите права на РПЛ?- Я всегда верю, что мы все окупим.
Минусов в появлении Бузовой в эфире «Матча» нет
- Почему Ольга Бузова не так часто в эфире «Матч ТВ»? Я думаю, канал мог бы договориться о постоянной коллаборации.- Ольга - очень занятая барышня. Очень хочу Ольгу чаще видеть в нашем эфире.- Шоу яркое было, не спорю.- Ты же знаешь, что это было самое цитируемое событие во время чемпионата Европы? Ты считаешь, что это тоже было ужасно?- Нет, я три раза посмотрел эфир. Прекрасно.- Тааак! То есть тут нормально? Репутация?- Я сказал, что шоу яркое, но ярким можно быть с разных сторон.- Так сложилось, правда. Это не спланированная акция. Так получилось. Очень хотим видеть Ольгу в эфире чаще. Будем ее звать и дальше. Как и остальных медийных и известных людей.- О минусах поговорили.- Минусов не нашли.- Самое прекрасное на «Матч ТВ» за шесть лет?- Мне сложно говорить про шесть лет - могу вспомнить свои полтора года. Много чего хорошего. Круто Олимпиаду отработали, Евро отработали, в этом году был суперконцерт встречи олимпийцев, который мы придумали за три дня до проведения и полностью организовали. Сейчас выиграли право на проведение церемоний открытия и закрытия Универсиады - никогда такого не делал «Матч ТВ», и вот опять. Вернули АПЛ на родину.