Толстой 150 лет назад нас уже предостерег, но Шипачеву скисать нельзя. В помощь пример Кузькина
Пока мы в четвертьфинале ждем победителя пары Дания – Латвия, поговорим о ключевой позиции в любой спортивной команде. О капитане. Все помнят, кто он в сборной России? Вижу, что отнюдь не все – и это большая проблема.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему. Разворачивая тему применительно к Олимпиадам, лучше Льва Толстого не скажешь.
Ну в самом деле: лично я прекрасно помню всех наших счастливых капитанов на высшей ступени подиума Игр от Боброва до Дацюка. Да вот собственно они:
1956 – Всеволод Бобров;1964 – Борис Майоров;1968 – Борис Майоров:1972 – Виктор Кузькин;1976 – Борис Михайлов;1984 – Вячеслав Фетисов;1988 – Вячеслав Фетисов;1992 – Вячеслав Быков;2018 – Павел Дацюк.
Но кто выводил нашу команду на кошмарных турнирах – в Скво-Велли, где мы заняли в советскую эпоху самое низкое – третье место, и в Лиллехаммере, где россияне впервые не взошли на пьедестал? Спасли только справочники в лице коллеги Домрачева:
1960 – Николай Сологубов;1994 – Александр Смирнов.
Похожая картина и по остальным нашим олимпийским фиаско. Но там капитанов назвать несложно. Вот только игры, соответствующей самому высокому в коллективе званию, они не показали. За исключением команды братьев образца Нагано-1998 во главе с Буре. Но опять же с серьезными оговорками. Точнее – одной: золото в самый последний момент уплыло из наших рук. Я и говорю: Толстой еще 150 лет нам все об этом рассказал: каждая семья несчастлива по своему. А если хоккейная команда – не семья, так ей и на лед выходить не стоит.
Конечно, вы всех наших вожаков, оставшихся без титула, отлично помните, но я и их все-таки назову:
1980 – Борис Михайлов;1998 – Павел Буре;2002 – Игорь Ларионов;2006 – Алексей Ковалев;2010 – Алексей Морозов;2014 – Павел Дацюк.
Обратите внимание, никто из них, кроме Буре-старшего, не смог стать лидером в решающих встречах. Да и Павел, похоже, расстрелял все патроны в полуфинале, наколотив финнам пять голешников. В финале против чешских глыб Гашека и Ягра Русской ракеты и видно не было.
Более того, при всем уважении к Михайлову, Ларионову и Морозову они выглядели крайне бледно в течение всей провальной Олимпиады. Увы, возраст в спорте не щадит никого. Хотя 39-летний Дацюк в Пхенчхане сумел доказать обратное. Но на то Павел и Волшебник, Человек-паук, Гудини и так далее.
Что мы имеем сейчас в Пекине? Если коротко: караул, катастрофа. Капитан в приливах и отливах российской сборной отсутствует напрочь!
Генменеджер Илья Ковальчук сегодня коснулся этой истории и только еще все более запутал:
- Мы после каждой игры разговариваем, отдельно разговариваем. Уверен, что он еще забьет самый важный гол.
Поддержать игрока, разумеется, нужно. Но откуда эта уверенность? Шипачев – не мастерюга мирового калибра вроде Кросби или Кови, который может весь турнир молчать, чтоб выстрелить в финале. Как Сидни - в Ванкувере, а Илья – в Квебеке.
- Да и нет тут никакой проблемы, - развивает мысль Илья Валерьевич. - Просто уровень другой, площадки меньше. Ребятам говорим, чтобы быстрее принимали решения, в большинстве проще играли. Подкидки через две клюшки здесь не проходят. Надо упрощать.
Бр-р-р: вообще ничего не понял! Игрок, по штатному расписанию обязанный вести за собой всех остальных, служить образцом, полностью выпал из командной игры – и это нормально?! Что за бред? Зачем самих себя обманывать?
А площадки-то здесь при чем? КХЛ давным-давно в этих канадских лифтах живет!
Другой вопрос, и он – совершенно справедливый: про быстрые решения, подкидки в большинстве и упрощения. У меня вот только сильные сомнения в том, что Шипачев способен исправиться и действовать иначе. Гусев в Пекине уже доказал, что может. Капитан по-прежнему в творческом поиске.
Как после всего этого не прорезаться крамольной констатации. Не потому ли Вадима выгнали из «Вегаса», посадили в глубокий запас после одного матча в Пхенчхане-2018, что череповчанин элементарно не тянет? Потому что форвард строго внутреннего пользования…
Однако без кремень-вожака, как показывает вся история отечественного хоккея, на Олимпиадах нам даже на медаль рассчитывать сложно.
Как быть? Рецепт простой. Не раскисать. Собраться. Пахать! Вместе со всеми. От и до, сцепив зубы, выполнять все указания тренеров. Ломать себя и противников через колено. Делай на 150 процентов то, что должен, и будь что будет!
В конце концов тот же Кузькин никогда особо не феерил: славу и почет добывал трудом и отвагой. Но именно при немногословном Викторе Григорьевиче в Саппоро мы наиболее убедительно взяли золото Игр, а затем прихлопнули в Монреале, как навозных мух, шкодливых самозванцев-небожителей из НХЛ – 7:3!