Войти в почту

Мы все больны гандболом

Ставропольский клуб «Виктор» в марте 2022 года завоевал Кубок России по гандболу, впервые став обладателем трофея такого уровня. Победа — чистой воды удача или закономерность? Побывали на тренировке ставропольских спортсменов и выяснили, какие методы использует их наставник и почему из гандбола невозможно уйти.

Мы все больны гандболом
© «Это Кавказ»

Разминка, достойная аплодисментов

Посреди огромного зала появляются спортсмены — суровые, атлетичные парни, выше меня эдак на две головы, в ярко-синих штанах и шортах. Впереди — два часа тренировки.

Игроки растягиваются, бегают из одного конца зала в другой и делают взмахи руками. Неспешные разговоры и скрип паркета внезапно прерывают аплодисменты. Смотрю по сторонам — тренер не реагирует. Второй наставник Алексей Пшеничный, очень кстати оказавшийся рядом и заметивший мое удивление объясняет: ребята так извещают о завершении разминки.

Устраиваюсь в ожидании, наконец, увидеть гандбол. Парни разбиваются на команды и вдруг начинают играть в футбол.

— Перед гандболом надо разогреться, — вновь объясняет мне второй тренер и отвечает на вопрос, почему футбол. — А почему нет? Все же любят футбол!

Липучий спорт

Пот со спортсменов уже катится градом, и они начинают готовиться к самому гандболу. Парни подходят к маленькой белой склянке, открывают крышку и обмазывают чем-то черным руки и мячи.

— Это липа, ею нужно обмазывать руки, чтобы мяч лучше прилипал к рукам. Отсюда этот вид спорта и стали называть — гандбол липучий, — объясняет Пшеничный.

Липучий гандбол — интересная метафора, ведь многие из тех, кто однажды пришел в этот спорт, уже никогда не могут его бросить. Становятся навсегда «больны гандболом».

Наконец, парни разделились на две команды, и игра началась. С одной стороны поля — ребята из основного состава, с другой — те, кто в запасе. Свисток… и полный восторг. Силовая зрелищная игра. Гандболист в высоком прыжке на секунду замирает в воздухе и отправляет мяч точно в ворота. Баскетбол скрестили с футболом и добавили шарма — так, на мой взгляд, и получился этот вид спорта.

На площадке — особая атмосфера. Вот парни спокойно играют, и в один момент раздаются крики. Наверняка кто-то сделал запрещенное движение, что не понравилось противникам, думаю я, но для верности расспрашиваю отдыхающего рядом игрока.

— Сейчас команда (говорит, кивая на «крикунов») выиграла какой-то мини-момент. Соперник уже немного обескуражен этим, чтобы еще больше вывести оппонента из равновесия, ребята начинают издавать громкие крики. Этот гул — своего рода психологическое давление.

А наставник кто?

Внимание главного тренера, единственного на площадке человека не в спортивном костюме, приковано к основному составу. Наставник команды, надо сказать, звездный. К 36 годам у Константина Игропуло богатый «послужной» список: начинал в ставропольском «Викторе», играл за греческий, немецкий, датский, белорусский и российские клубы, испанскую и польскую команды, выступал на Олимпийских играх, побеждал в первенстве Европы и в Лиге чемпионов, а также на турнирах разных стран. В 2020 году из-за проблем со здоровьем Игропуло завершил игровую карьеру и стал тренером в родном клубе.

— Быстрее, хороший дай пас. Не останавливайся. Поехали, 12 атак. Забивай, забивай, — спокойно говорит игрокам наставник и обращается ко мне: — Отойдите, а то вас зашибут. Сейчас защита высокая будет.

Для меня язык гандбола словно иностранный — ничего не понятно. Уже после игры Константин усаживается рядом со мной на трибуну и в полупустом зале, где слышны только наши голоса, объясняет неведомые фразы.

— Высокая защита — технические детали. Вряд ли вам это будет интересно, если тезисно, я заставляю игроков использовать всю территорию поля, максимально амплитудно играть. Нужно пользоваться пространством — оно есть, и глупо играть на одном квадратном метре.

Константину есть чем поделиться с парнями, ведь он один из лучших игроков в гандболе. Впрочем, сам тренер с таким убеждением не соглашается.

— Гандбол как для игрока для меня не в новинку, но тренером я еще учусь быть. Постепенно обрастаю тренерским жирком. И не только в моральном смысле, но и физическом, — смеется Константин. — Заниматься спортом самому вообще некогда.

Хотя я и хороший игрок, но стараюсь никак этим апеллировать в объяснениях и советах, стараюсь очень мало приводить личных примеров. Не говорю: «Я делал, и вы так должны». Я это я, а игроки — они другие. Не обязательно они должны играть так, как я. Не обязательно наши дети должны становится теми, кем хотим мы.

— Что насчет победы в Кубке России. Вы изначально рассчитывали на такой результат или же, что называется, подфартило? — интересуюсь у Игропуло.

— Мы, конечно, шутим и говорим в интервью, что нам повезло, ведь без удачи в спорте делать нечего. Но с другой стороны, мы приложили максимум усилий, и это видели все со стороны. Мы долго работали на самом деле. Моя задача была — помочь команде сделать это. Выиграть кубок с командой из региона, командой, которая считалась абсолютным не фаворитом сезона, — это совсем другое, если выиграть в 20-й раз с теми же «Чеховскими медведями». Но мы это сделали. Я бесконечно рад за ребят, которые получили такой трофей. Для меня гандбольная жизнь без трофеев — страшный сон.

Я видел разный гандбол, и я знаю, как выигрывать, потому что все, что существует в клубном гандболе, мной было выиграно за мою игровую карьеру. Понимание, как это делать, я хочу донести ребятам. В гандбол играют многие, а побеждают далеко не все.

Вратари с другой планеты

Наконец, удается поймать капитана «Виктора» Антона Заболоцкого — голкипера и самого преданного игрока: в команде он с 2005 года.

— Вратари — особая каста, вратари с другой планеты. А вы не знали? — смеется Антон, убирая с глаз непослушную челку. — Хотя у меня были предложения от других клубов, даже когда настали трудные финансовые времена для команды, глядя на другие клубы, где все было хорошо и круто, я не мечтал уйти. Я мечтал, чтобы и у «Виктора» стало круто.

За добродушие и позитивный настрой Антон получил прозвище. Спортсмены в шутку обращаются к нему «Бин».

— Так прозвал мой первый тренер из детской спортивной школы. Что ни тренировка, я всегда веселый, в хорошем настроении, смеюсь. А он заявляет: да ты, как мистер Бин. И прозвище прилипло. А я, в общем, и сейчас такой — несу позитив в массы.

Антон Заболоцкий во главе «Виктора» уже третий сезон. Молодой человек осознает: быть капитаном — серьезная ответственность.

— Ты больше не отвечаешь только за себя и за свою игру. Ты отвечаешь за коллектив, перед ребятами. Везде — в игре, в быту, на улице. Приходят молодые игроки, ты их учишь, объясняешь, что это за структура, что от них хотят в команде. Помогаешь им втянуться, — размышляет Антон.

«Мы — Виктор!»

Правый полусредний в команде — Виталий Мазуров. Крепкий молодой человек занимается гандболом с девяти лет и до сих предан ему — такой спорт липуч во всех смыслах. Виталий играл и в других клубам, но все пути снова вели его в родной «Виктор».

— "Виктор" — это семья! В этом наша сила. Здесь друг другу помогают. И отношение друг к другу, и обстановка в коллективе — все классно. Мало где так, — говорит спортсмен. — Сложно сказать, что я люблю в гандболе больше всего. Как нормальный спортсмен, наверное, — победы. Ощущения, когда мы выиграли в кубке, останутся со мной навсегда, как понимание, что ты чего-то добился. Вот эти моменты — самое классное, что может быть в игре.

В конце тренировки команда вновь собирается. Обсудив, какой была игра, что получилось хорошо, а над чем надо поработать, тренер и его подопечные становятся в тесный круг, выбрасывают руки вперед, кладут их друг на друга. Раздается отчетливое: «Мы — Виктор».