Войти в почту

Женская команда «Барселоны» установила рекорд посещаемости «Камп Ноу», в чём их успех, как развивается клуб, подробности

Разница забитых и пропущенных — «+138»! Сейчас девушки рвутся во второй финал ЛЧ подряд.

Женская команда «Барселоны» установила рекорд посещаемости «Камп Ноу», в чём их успех, как развивается клуб, подробности
© Чемпионат.com

Женская команда «Барселоны» собрала 91 648 зрителей на полуфинальном матче Лиги чемпионов с «Вольфсбургом», что стало очередным рекордом посещаемости стадиона. Предыдущий установили месяц назад: на «Камп Ноу» собрались 91 553 человека, чтобы посмотреть, как барселонские девушки играют против девушек из «Реала». Для понимания масштаба: мужская команда в этом сезоне максимум собрала 86 тысяч – на матче с «Реалом».

И если раньше на матчи женских команд в Испании билеты распространялись бесплатно, то в эти разы их продавали – всё раскупили задолго до дат матчей. Вот таблица самых посещаемых матчей женских команд:

Барселонские девушки сейчас на невероятном подъёме:

Как это возможно?

Ключевые успехи женской «Барсы»: академия, трансферная политика и освещение

Женская «Барса» – лучшая в лиге уже несколько лет, потому что клуб в один момент понял, что вкладываться в этот рынок довольно перспективно. На развитие девушек было направлено немало ресурсов, что быстро дало результат. Всего бы этого не было, если бы в 2015-м Хосеп Бартомеу не принял решение о признании женской «Барсы» профессиональной командой. Профессионализация. История началась в 1970-м: тогда активистка Иммакулада Кабесеран пришла в офис на «Камп Ноу» к президенту «Барселоны» Агусти Монталю Косте с предложением собрать команду из девушек. В то время любовь женщин к футболу, а уж тем более стремление в него играть расценивались как нечто революционное, но клуб дал утвердительный ответ. Кабесеран обратилась в местную газету, чтобы там дали объявление о наборе в команду. «Потенциальные новички должны иметь в виду, что «дебют» команды состоится в Рождество на стадионе «Барселона», – говорилось в заметке под названием «Женский футбол не за горами». – В качестве дополнительной информации скажем, что на Севере уже 24 женские команды, а в Мадриде — три. Итак, дамы, давайте играть в футбол». Кабесеран получила 115 звонков от желающих поиграть в футбол, потом она отобрала 16 наиболее способных. Так родилась команда Selection City of Barcelona – именно она провела свой первый матч на «Камп Ноу». Но её не признали частью «Барселоны», поэтому девушки не могли носить форму тех же цветов, что и мужчины, из-за чего играли в белом. После команду переименовали в Femenina Barcelonista, а в 1980-х годах – в Club Femení Barcelona. Команда существовала сама по себе: организацией поездок и тренировок, формированием команд и финансированием занималась Нурия Льянса – президент клуба. Так было до 2002 года, пока «Барселона» не признала существование женской команды и не интегрировала её в свою структуру. Лучше, правда, не стало. Наталья Астрейн, тренер женской команды с 2002 по 2006 год, вспоминала в интервью El País: «В выходные мы тренировались на поле, которое было автостоянкой. В месяц мы зарабатывали около € 700, из-за чего нам приходилось работать где-то ещё». До 2010-го года примерно в таком состоянии женская «Барса» и продолжала своё существование. С 2011 по 2015 год команда четырежды стала чемпионом Испании, и только после этого «Барселона» решилась на присвоение ей профессионального статуса. Подход. Профессионализация подразумевает не только экономические инвестиции, но и внутренние изменения: введение трудовых договоров, обеспечение надлежащих условий труда, наличие лицензий определённого уровня у персонала, разработку чёткой системы подготовки.

Девушкам выделили поле и перенесли тренировки на утро, увеличив их количество в рамках недельного цикла. Кроме того, тренерский и технический состав команды сильно расширили, предоставив женщинам доступ к привычным для футболистов вещам вроде массажа и восстановительных процедур. Собственный стадион. Раньше женская команда проводила свои матчи на тренировочных полях мужской «Барселоны». В 2017 году клуб начал строительство стадиона имени Йохана Круиффа (6000 мест), предназначенного для мужского дубля и женской команды. Инвестиции составили € 12 млн: деньги вложили не только в инфраструктуру, но и в продвижение женской «Барсы». Если есть где играть, значит, болельщикам есть куда ходить и смотреть.

При этом далеко не все в женской Примере обладают роскошью в виде собственного стадиона. Более того, не у всех даже есть постоянное поле для тренировок. «Есть клубы, которые сделали ставку на женский футбол, они профессионализировали его, включив в свою в структуру, но таких мало, – рассказывала в прошлом году Мария Хосе Лопес, содиректор юридической службы Союза футболистов (AFE). – Чтобы было определённое равенство, необходимо работать над этим. Это не то же самое, что быть в клубе, у которого есть свой тренажёрный зал, свое поле, свои врачи, свои физиотерапевты, а поездка на матч занимает два часа, когда у другой команды все десять. Всё это влияет на их выступления в лиге».

Академия. Девушки тренировались в системе «Барселоны» по единым стандартам, разработанным для академии. И это дало результат. Во-первых, Алексия Путельяс, выигравшая «Золотой мяч» в 2021 году, – это продукт системы каталонского клуба. Во-вторых, в основу женской команды попали 12 футболисток из академии. Девушек отбирают не только в Барселоне, но и по всей Испании: селекция работает на то, чтобы найти наиболее способных в разных регионах страны. И если раньше была проблема с проживанием приезжих, то с осени прошлого года она решилась: «Ла Масия», академия «Барселоны», открыла свои двери и для девушек, став первой школой, в которой мальчики и девочки делят одно пространство. Теперь юные футболистки могут жить в интернате, пользуясь всем необходимым: там есть кухня, столовая, тренажёрный зал, массажный кабинет, аудиовизуальный зал, главный зал, учебные комнаты и игровая зона.

Освещение. О девушках начали говорить: соцсети, интервью, видео. Футболистки признавались, что это дало мощнейший толчок росту интереса к их команде. Спонсоры. В 2018 году с женской командой заключила спонсорское соглашение компания Stanley Black & Decker: контракт предусматривает ежегодные выплаты в размере € 3,5 млн до 2022 года. Помимо этого, девушки съездили в турне по США, также заработав на поездке. Благодаря этому в 2018-2019 гг. команда стала единственным прибыльным подразделением «Барселоны». Сейчас девушки с помощью других спонсоров и ТВ-контрактов обеспечивают себя самостоятельно: их годовой бюджет – порядка € 6 млн. Это больше, чем у кого-либо в Испании, но всё равно меньше, чем у условного «Челси» (10 млн) или «Лиона» (8 млн). Финал ЛЧ-2019. «Барса» тогда проиграла «Лиону», что стало очередным толчком для развития команды. «Они так доминировали над нами, что мы сказали тренеру, что хотим прогрессировать по всем направлениям, чтобы вернуться и выиграть этот финал, – рассказывала после футболистка Вики Лосада. – И это то, что мы сделали. Мы усерднее тренировались и морально готовились к достижению этой цели».

Все эти усилия дали результат. В сезоне-2020/2021 женская «Барса» сделала триплет: выиграла Кубок, чемпионат и Лигу чемпионов. Алексия Путельяс получила «Золотой мяч», стала лучшей футболисткой года по версии УЕФА, а её одноклубницы – Дженнифер Эрмосо и Лике Мартенс – заняли в голосовании второе и третье места соответственно.

Сейчас «Барса» рвётся в очередной финал Лиги чемпионов: в первом полуфинальном матче на «Камп Ноу» девушки вынесли «Вольфсбург» со счётом 5:1.

Женский футбол в Испании только-только начал развиваться. Лигу признали профессиональной только в этом сезоне

На международном уровне Испания является пятым по величине рынком женского футбола. Согласно рейтингу, подготовленному ФИФА, страна занимает пятое место по среднему бюджету на команду с € 556 000. При этом, в отличие от Дании, Англии, Франции, Германии и Швеции, где женский футбол уже давно на государственном уровне признан профессиональным спортом, в Испании к этому пришли только недавно. До лета 2021 года все лиги имели любительский статус, несмотря на то что некоторые клубы по отдельности были профессионализированы. В командах не было трудовых контрактов, единой системы тренировок, инфраструктуры – девушки учились и работали, а параллельно играли в футбол, потому что им попросту не хватало средств на жизнь. Постепенное развитие женского футбола в Испании началось в 2015 году: тогда Ла Лига приняла решение, что откроет отдельный департамент и направит значительную часть инвестиций в женский футбол. Наибольшие средства выделялись на цифровизацию и маркетинг, чтобы создавать положительный образ женского футбола, таким образом стимулируя его развитие. Лига сосредоточилась на создании продукта, который был бы привлекательным для вещателей, спонсоров и болельщиков не только в Испании, но и за рубежом – предпочтительно на рынке США.

В 2015-м Высшим спортивным советом (CSD) была запущена программа Universo Mujer, направленная на развитие женского спорта во всех видах. Она, помимо всего прочего, предполагала налоговые льготы для компаний, которые спонсируют команды и клубы. Одной из первых эту стратегию поддержала баскская коммунальная компания Iberdrola: в 2016 году она стала титульным спонсором первого дивизиона женской лиги. Оставалось найти того, кто будет транслировать матчи – им стал канал Mediapro. Компания взяла обязательство транслировать по два матча каждый игровой день, после продлив соглашение до 2022 года с ежегодными выплатами в € 9 млн.

К 2018-му число девочек, занимающихся футболом, выросло в четыре раза по сравнению с тем, что было 15 лет назад. Количество лицензий, выдаваемых женщинам, подскочило на 140%. При этом женский футбол всё равно оставался непрофессиональным: это значило, что большинство команд оставалось любительскими (за исключением крупнейших вроде «Барсы», «Атлетико», «Атлетика»), а девушки в них не имели даже трудовых договоров.

Спустя два года Ассоциация испанских футболистов (Afe) заявила: для того чтобы женская лига стала профессиональной, необходимо устранить предвзятость и договориться о минимальной заработной плате, установленной в размере € 16 тыс. брутто в год. Это был первый шаг к тому, чтобы Высший совет профессионализировал женский спорт, но этого всё равно оказалось мало: у 20% девушек, выступающих в Примере, по-прежнему была вторая работа, так как их зарплата еле дотягивала до минимальной.

«Женщины — уже профессионалы, – сообщал профсоюз футболисток. – Мы не сомневаемся в их профессионализме, наоборот, они являются примером приверженности своему делу. Но и вся их среда должна быть профессиональной. Это ключ к успеху. Мы попросим, ​​чтобы у всех команд были искусственное или натуральное поле для тренировок, врачи, система тренировок. Так появится конкуренция». Правительство пообещало включить в бюджет € 5 млн в виде субсидий с 2022 года на следующие три сезона для женского спорта, а CSD выделил € 31 млн на улучшение инфраструктуры женских клубов. Несмотря на то что разрыв между мужчинами и женщинами сократился на 50%, до больших успехов ещё далеко, – заявили в Высшем спортивном совете. – Для нас это вызов, и эта программа должна послужить толчком для обращения вспять этой тенденции». Вопросы, несмотря на заявленный интерес к развитию женского футбола, решаются медленно: на первый профессиональный сезон лига вышла без устава и без понимания, как быть с ТВ-правами (сейчас у одних клубов один вещатель, у других – другой). Но этот турбулентный период должен скоро закончиться. Учитывая успех «Барселоны» в Европе и огромный интерес к женскому футболу, Испания не бросит этот рынок и в ближайшее время будет вкладываться в него всё больше и больше. Тем более, что: а) несмотря на долгий процесс профессионализации, испанская лига сейчас занимает третье место по экономической мощи после норвежской (средний бюджет – € 710 770 ) и британской (€ 813 461); б) зрителям это интересно.

Чемпионат.com: главные новости