Премьерой спектакля «Дон Кихот» встретил весну Нижегородский театр юного зрителя

«Комедия печального образа» – именно так назвал постановку режиссёр Максим Меламедов, который сам написал инсценировку для спектакля, взяв за основу знаменитый сценарий главного советского сказочника Евгения Шварца. И действительно, зрители и плакали, и смеялись, наблюдая за злоключениями любителя рыцарских романов Алонсо Кихано, он же Дон Кихот Ламанчский. Нарисуй усы! Роль великого идальго сыграл Дмитрий Соколов, показавший знаменитого рыцаря в совершенно необычном образе. На этот раз Дон Кихот – не долговязый старик с длинными усами и знаменитой остроконечной бородой эспаньолкой, а нестарый ещё мужчина, которого его любимые рыцарские романы позвали на подвиги. И вот он карандашом рисует себе бороду и усы и, удрав от домочадцев, отправляется в странствия. Такая условность в спектакле практически во всём. Коня Росинанта в нём сыграла… коса с алым древком, не менее знаменитого осла исполнила метла, а замок идальго, дворец, мельницу, да и все остальные декорации заменяет необычная центральная конструкция, каждый поворот которой открывает новую страницу романа Сервантеса. Художник-сценограф Иван Васецкий, который к тому же и художник по свету, минимализм декораций с лихвой дополняет световыми картинами, умело подсвечивая главное и оставляя в полутьме второстепенное. На этом аскетичном фоне очень эффектно смотрятся костюмы героев, созданные Анастасией Соломеиной. Тут есть всё – корсажи, чепцы, юбки, камзолы, жилеты, красочные платья придворных, парики, короны, звенящие в тишине цепи кандалов каторжников и, конечно же, знаменитый на весь мир тазик для бритья, который вместо шляпы носил Дон Кихот. Доспехи из тарелочек тоже есть! Герои Дон Кихот предстаёт перед зрителем большим ребёнком. Он наивен и доверчив и в то же время яростен и непримирим, когда дело касается угнетённых. Только вот для некоторых из них его защита выходит боком. Очень трогателен он в сцене знакомства со своей дамой сердца – крестьянкой Альдонсой (Юлия Соколова), в которой он мгновенно видит прекрасную даму Дульсинею Тобосскую. Нечасто семейной актёрской паре доводится сыграть самую возвышенную любовь всех времён, и Дмитрий и Юлия своими нежностью и трепетностью чувств трогают до глубины души. Уравновешивает эту романтику Санчо – Иван Пилявский. Разудалый и весёлый, он покоряет зрителей точными акцентами шварцевского юмора и глубокой простотой философии своего героя. Сбежав от суровой супруги, пройдоха и пьяница Санчо готов на любые подвиги ради того, чтобы стать губернатором. Каторжники и дворяне Страница за страницей проходят перед зрителем приключения героев. Каждая встреча продумана и показывает новую грань характера Кихота. И зрители прощают ему его странности и сочувствуют. И неизвестно, что пережить больнее – увесистые пинки каторжников или грубый юмор постояльцев трактира. Его хозяин (Александр Айрапетов) сам разительно похож на Дон Кихота, но Кихота, который давно понял, что сражаться с несправедливостью – дело бессмысленное, и за всем происходящим наблюдает из-за трактирной стойки – не вмешиваясь, не одобряя и не порицая окружающих. Совсем другие, изощрённые издёвки встречают путешественников в замке герцога. Изысканные и изящные аристократы (эту изысканность и изящество им придают чёрные одеяния и алые чулки) шутят над несчастным идальго и его спутником так, что никакие колотушки с этим не сравнятся. Куда уж тут до них волшебнику Фрестону, в котором Алонсо видит корень зла! В этой борьбе со злом Кихот и смешон, и трогателен, а под финал даже трагичен. Битва с мельницей в спектакле показана минималистично, и от этого производит очень сильное впечатление. Кто думал о том, что рассыпанная мука и сломанные жернова приведут к голоду семьи простых людей? И кажется, всё кончено, но дружба Санчо и любовь к Дульсинее возвращают угасающего Дон Кихота к жизни. И единственная уцелевшая книга ведёт их в день сегодняшний, в котором так нужны рыцари.