Анатолий БЫШОВЕЦ: Лёша Михайличенко был в моем первом наборе
Единственному олимпийскому чемпиону Сеула и вице-чемпиону Европы-1988 Алексею Михайличенко исполнилось 60
Юбилей Незаменимого
Первым тренером полузащитника сборной СССР в ДЮСШ «Динамо» Киев был его будущий тренер в олимпийской сборной Анатолий Бышовец. «Завершив карьеру игрока, свою тренерскую деятельность начинал в детской спортивной школе, - вспоминает Анатолий Федорович. - В первом наборе был и Леша Михайличенко. В чемпионате города его команда играла с ребятами, которые были на год старше. Это позволяло парням расти и вырабатывать характер. Михайличенко отличала способность к обучению и игровое мышление. Всему остальному можно было научить. Уже в 12 лет было видно, что этот парень заиграет на высочайшем уровне. Талант ведь не воспитывается, его нужно развивать. Создавать условия, чтобы перспективные ребята достигли своего максимума.В олимпийской сборной настоящими лидерами были Михайличенко и Игорь Добровольский. Даже не всегда попадая в основной состав киевского «Динамо», Алексей был ключевой фигурой нашей команды. В финале, когда мы проигрывали бразильцам, именно его рейд в штрафную Таффарела привел к назначению пенальти, который реализовал Добровольский. Благодаря моему ученику я получил золотую медаль чемпиона Италии. Президент «Сампдории», за которую выступал Михайличенко, после завоевания скудетто преподнес мне подобную награду. В ту пору я часто приезжал в Италию, чтобы посмотреть матчи Серии «А». Запомнился эпизод на «Сан-Сиро», когда Алексей, увидев, что вратарь «Милана» далеко вышел из ворот, направил мяч с центра поля в перекладину. Гол не забил, но сидевший рядом со мной президент клуба тогда сказал: «В Серии «А» нет второго игрока, который мог бы так мгновенно оценить ситуацию и принять такое решение». У Алексея были все задатки для того, чтобы стать хорошим тренером. Это отмечал и главный тренер «Сампдории» Вуядин Бошков. Очень жаль, что у Михайличенко не сложилось ни в «Динамо», ни в сборной Украины. Это, к сожалению, можно сказать про всех футболистов последнего чемпионского состава киевлян.
Его ценили даже непримиримые Бышовец и Лобановский
С легкой руки партнера по национальной и олимпийской сборной СССР днепропетровца Вадима Тищенко полузащитника киевского «Динамо» Алексея Михайличенко прозвали Лесиком. Его звездным часом стал сезон 1988 года. Национальную сборную, готовившуюся к чемпионату Европы, возглавлял тогда Валерий Лобановский, а олимпийскую - Анатолий Бышовец. Это были тренеры-антиподы, с различной футбольной философией. Игрок, подходивший Валерию Васильевичу, не вписывался в концепции Анатолия Федоровича - и наоборот.
На большие подвиги благословил Морозов
Исключение составлял только Михайличенко. Его хотели видеть в своей сборной и Бышовец, и Лобановский. Неудивительно, если вспомнить, что заниматься футболом выросший в рабочей киевской семье Алексей начинал у детского тренера Бышовца, а звездой советского футбола стал в «Динамо» у мэтра Лобановского. Хотя впервые к основному составу «бело-голубых» Лесика стал подпускать Юрий Морозов, которому Лобановский передал клуб на время отлучки в сборную СССР. Уже в своем дебютном матче Михайличенко забил. На 19-летнего атакующего полузащитника сразу же обратили внимание специалисты, но вернувшийся в «Динамо» Лобановский поначалу рассматривал Лесика как игрока ротации. По замыслу тренера, выходя со скамейки, Михайличенко должен был усиливать атаку. Такое положение дел не устраивало амбициозного футболиста. Он даже подумывал о переходе в московское «Динамо», но Лобановский сумел удержать Алексея в своей обойме. Ну а в следующем сезоне получил травму Иван Яремчук, и Михайличенко представился шанс закрепиться в основном составе. И Алексей им воспользовался. В 1985 году он выиграл свою первую золотую медаль в чемпионате СССР (всего их у Михайличенко три), а весной следующего вместе с одноклубниками завоевал Кубок обладателей кубков.
Маццола не скрывал восхищения
В апреле 1987 года Михайличенко дебютировал в составе сборной СССР в матче против команды ГДР. И сразу же стал одним из лидеров команды. Не случайно в следующем году Бышовец и Лобановский с пеной у рта доказывали, что Лесик должен играть только в их команде. К счастью, травмы обошли Алексея стороной, и он одинаково успешно сыграл и на чемпионате Европы в ФРГ, где сборная СССР завоевала серебро, и на Олимпиаде в Сеуле, где было завоевано золото. На Евро-1988 дружина Лобановского произвела настоящий фурор в полуфинальном матче против команды Италии. Советская сборная прессинговала «Скуадру Адзурру» на протяжении всех 90 минут. Лобановский понимал, что другая тактика вряд ли принесет успех во встрече с одним из фаворитов турнира, и перед игрой провел анкетирование среди своих футболистов. Спросил, согласны ли они выкладываться на протяжении всего матча. Анкетирование было тайным, но все двадцать заявленных на Евро-1988 игроков ответили утвердительно. После завершения этой встречи известный в прошлом итальянский футболист Сандро Маццола не удержался, чтобы воскликнуть: «Сегодня мы видели, как играет европейский чемпион! Михайличенко - это просто фантастика». Жаль, конечно, что в финале против великолепных голландцев во главе с Марко ван Бастеном и Руудом Гуллитом повторить итальянский сценарий не удалось. Тем не менее по итогам турнира влиятельная немецкая газета Bild включила Михайличенко в символическую сборную.
Звездный час на Олимпиаде
И в Сеуле он вместе с Игорем Добровольским был лидером команды Бышовца. Полузащитник киевского «Динамо» отметился пятью забитыми мячами на олимпийском турнире. В финальном матче против сборной Бразилии именно Михайличенко заработал пенальти, реализованный сравнявшим счет Добровольским. В составе бразильцев на Олимпиаде играли такие звезды как Таффарел, Ромарио, Бебето, Жоржиньо. Через шесть лет они выиграют чемпионат мира в США, но триумфаторами олимпийского турнира стали советские футболисты. Это был последний громкий успех отечественного футбола. В традиционном опросе еженедельника France Football по определению лучшего футболиста 1988 года Михайличенко занял четвертое место, пропустив вперед лишь голландское трио - ван Бастена, Гуллита, Франка Райкаарда. Неудивительно, что на звезду киевского «Динамо» обратили внимание ведущие европейские клубы. Впрочем, еще два сезона Лесик радовал киевских болельщиков, завоевав в 1990-м свой третий титул чемпиона СССР, а затем отправился покорять Италию.
Не прижился в Генуе, покорил Глазго
Перед тем как перейти в генуэзскую «Сампдорию», Михайличенко сыграл против своего будущего клуба в составе сборной СССР. Матч завершился вничью, а последние минуты Лесик провел уже в футболке своей новой клубной команды. «Тогда многое решалось еще по-советски, - вспоминал в одном из интервью о своем трансфере Михайличенко. - Были какие-то тайны и недомолвки. Мне сказали: «Собирайся». Вручили паспорт с визой, билет на самолет - и вперед». Лесику еще очень повезло, что «Сампдорию» тренировал югославский специалист Вуядин Бошков. Он понимал русский язык и мог при случае подбодрить новичка. Это помогло Михайличенко адаптироваться в чужой стране и новом клубе. Через полгода он заговорил по-итальянски. После финального свистка в матче «Сампдория» - сборная СССР капитан итальянцев на глазах у тиффози вручил новичку своей команды футболку под номером 10. Тот же капитан и лидер генуэзцев, сразу же после того как Михайличенко стал игроком основы, сделал все возможное, чтобы жизнь легионеру праздником не казалась. Знаете, кто был тогда капитаном «Сампдории»? Хорошо известный питерским болельщикам Роберто Манчини. Не сложились отношения у Лесика и с другим лидером клуба, Джанлукой Виалли. Стоит ли удивляться, что, отыграв сезон за «Сампдорию» и завоевав скудетто, теперь уже украинский легионер поменял страну и клуб? В Шотландии Михайличенко прижился надолго. Он пять раз брал золото вместе с партнерами по «Глазго Рейнджерс». Впрочем, в 90-х этот клуб намного превосходил соперников по лиге. В 1996-м Михайличенко принял решение завершить карьеру игрока, завоевав чемпионские титулы в трех странах.
Главный тренер родного клуба
Лесик успел сыграть еще два матча в составе сборной Украины. Вернувшись в родной Киев, поработал в тренерском штабе Валерия Лобановского в «Динамо». После смерти великого наставника именно Михайличенко стал главным тренером «бело-голубых». Работал с молодежной и национальной сборными Украины, а также на различных должностях в клубе и национальной федерации. Хотя, по большому счету, ни тренерская, ни административная карьера у футболиста, которого считали незаменимым Бышовец и Лобановский, не сложилась. Сегодня, когда мы живем в разных странах, не только украинские, но и российские болельщики вспоминают одного из лучших советских футболистов 80-х, на счету которого 36 мачей за национальную и 14 за олимпийскую сборную СССР. Да еще пять за команду СНГ, самую странную в истории отечественного футбола.
БАСКЕТБОЛ. В тени гигантов
Юбилей учителяЛегендарному ленинградскому баскетбольному тренеру Анатолию Штейнбоку - 85
Во время дня отдыха на недавнем «Финале четырех» Кубка России по баскетболу состоялся необычный матч. На площадку вышли воспитанники Анатолия Штейнбока, который вчера отметил 85-летие. Из парней, прошедших школу Анатолия Иосифовича сначала в школе-интернате спортивного профиля, а затем в училище олимпийского резерва, можно составить несколько сборных, которые могли бы выступить на чемпионатах мира и Европы. Хотя, конечно, эти сборные будут разбросаны по времени. Среди воспитанников Штейнбока - олимпийские чемпионы Сергей Тараканов и Александр Белостенный, российские полпреды в НБА Андрей Кириленко и Тимофей Мозгов, братья Пашутины, Василий Карасев, Сергей Панов, Андрей Фетисов и даже Алексей Швед. Чтобы перечислить всех, не хватит и четверти газетной полосы. Успехи кондрашинского «Спартака» специалисты связывали с выстроенной в Ленинграде системной вертикалью. В интернат к Штейнбоку привозили перспективных ребят со всех уголков огромной страны под названием «СССР». К ним присоединялись питерские ребята. Все они проходили хорошую школу. Лучшие попадали сначала в дублирующий состав, а потом - и в основу «Спартака» к Владимиру Петровичу Кондрашину. «Меня часто обвиняют в том, что ЦСКА имеет лучшие возможности для комплектования, - говорил в давнем интервью главный тренер армейского клуба Александр Гомельский. - Не соглашусь с этим. Самые талантливые попадают еще в юном возрасте в интернат к Штейнбоку, а оттуда - к Кондрашину. Больше 60 лет Анатолий Иосифович тренирует баскетболистов. Начинал в Калининградской области, уже больше полувека трудится на благо питерского баскетбола. Тренерами стали уже его воспитанники. «Не знаю, за кого сегодня переживать, - признался юбиляр на матче между «Химками» и МБА. - На одной скамейке Андрюша Мальцев, на другой - Вася Карасев. И оба, как и остальные, мне очень дороги». Наверняка тренер, воспитавший целую плеяду российских баскетболистов, порадовался за успех «Нижнего Новгорода». Генеральным менеджером волжан является Сергей Панов, а Антон Понкрашов по-прежнему на площадке. И оба - птенцы из гнезда Штейнбока. С сожалением приходится констатировать, что на матчах «Зенита» все меньше знакомых лиц на трибуне для почетных гостей. Только Анатолий Иосифович по-прежнему не пропускает ни одной игры. Он и в 85 живо интересуется баскетбольными новинками и по-прежнему вносит свою лепту в воспитание будущих звезд.
МИСС ВОЛЕЙБОЛ
А хотела стать балериной…Трудно поверить, что капитану непобедимой сборной СССР - три четверти века
В 1968 году советские волейболистки стали олимпийскими чемпионками, сенсационно опередив японок. Одним из лидеров нашей команды была Нина Смолеева, которую на всех турнирах западные журналисты называли Мисс Волейбол. Хотя в детстве Нина мечтала о карьере балерины. Занималась в хореографическом кружке при Доме пионеров в Волхове и даже получила приглашение в Вагановское училище. Только мама не отпустила, и тогда Нина начала заниматься спортом. По профессии Николай Никитин, отец Нины, был инженером-гидротехником. Семья, в которой были четыре девочки, часто переезжала с места на место. Волейбол вошел в жизнь будущей двукратной олимпийской чемпионки в Алма-Ате. В секцию Нина пришла вслед за старшей сестрой и уже в 17 лет стала звездой местной команды АДК, что расшифровывалось как Алма-Атинский домостроительный комбинат. В СССР все команды по игровым видам спорта были приписаны к тому или иному предприятию. Болельщики в столице Казахстана специально ходили «на Нину Никитину». В 19 лет она дебютировала в составе сборной СССР, которую тренировал Гиви Ахвледиани. По совместительству он возглавлял и московское «Динамо», которое тогда доминировало в женском чемпионате страны. Было понятно, что в Алма-Ате любимица местной публики не задержится. В составе «бело-голубых» Нина стала шестикратной чемпионкой СССР и шестикратной победительницей Кубка европейских чемпионов. Она была лидером по натуре, готова была взять на себя ответственность в самые сложные моменты игры. Розыгрыш Кубка европейских чемпионов-1973 проходил в Нидерландах. В решающем матче соперницами «Динамо» были венгерские волейболистки. У Смолеевой, тогда уже носившей эту фамилию, была травма, и Ахвледиани хотел обойтись без нее. Только ход игры уже во второй партии вынудил его выпустить капитана команды на площадку. С повязкой на руке, явно не в лучшей форме Смолеева просто преобразила игру москвичек. Она доставала безнадежные мячи, и никто в зале не мог даже представить, насколько ей больно. Публика проводила советскую волейболистку аплодисментами. Не меньшую самоотверженность проявляла Нина, выступая за национальную сборную. Специалисты отметили ее вклад в победы нашей команды на Олимпиадах в Мехико и Мюнхене. «Особенно тяжелым был финал Олимпиады-1972, - вспоминала в одном из интервью Смолеева. - Соперницами были японки, которые посчитали поражение в Мехико случайностью. Через много лет в Токио, куда меня пригласили в качестве почетной гостьи на один из турниров, они все выпытывали, что же такого говорил нам Ахвледиани во время минутных перерывов. Та встреча складывалась очень нелегко, но мы вырвали победу в пятой партии». Реванш японки взяли в Монреале. «Не думаю, что наши соперницы показали что-то сверхъестественное, но вот мне не удался финал, - самокритично признала Смолеева. - Все игры получились кроме одной, финальной. Хотя понимала, что Олимпиада для меня последняя, и очень хотелось выиграть третье золото». В Монреале Смолеевой было всего 28. По нынешним меркам, не возраст, но до московской Олимпиады она не дотянула. И многочисленные травмы напоминали о себе, и сыну нужно было уделять внимание. Вот и завершила Нина карьеру после чемпионата Европы-1977 в Финляндии. После завершения игровой карьеры Смолеева тренировала «Динамо» и молодежную сборную СССР. Однако в годы перестройки оказалась невостребованной в спорте высших достижений. Роптать на судьбу не стала, пошла работать учителем физкультуры в обычную московскую школу.В 2006 году Смолеева была введена в Зал Славы мирового волейбола. А журналисты, по традиции выбирающие на всех крупных турнирах Мисс Волейбол, сравнивают нынешних обладательниц этого звания с Ниной Смолеевой.Борис ХОДОРОВСКИЙ.