Эксперт рассказал о проблемах виноделия в Ростовской области
Артур Саркисян, независимый винный эксперт, автор ежегодного гида "Российские вина" рассказал "РГ" о перспективах и проблемах виноделия в Ростовской области.
В прошлом году на совещании по вопросам виноделия в Ростовской области у меня сложилось впечатление, что регион полностью провалил работу в этой сфере. Особенно это зметно на фоне других российских субъектов. Везде виноградников становится больше, а на Дону за последние шесть лет посадки сократились втрое. Да, безусловно, есть специфические проблемы укрывного виноградарства, климатические сложности, но в Ставрополе, на Нижней Волге, где климат не лучше, виноделие развивается. А что же Дон с его историей и автохтонными сортами? Было ощущение, что он просто брошен.
В Крыму, в Краснодарском крае огромные инвестиции, но они тоже не на пустом месте возникли. На Кубани целый департамент в правительстве 20 лет занимается виноделием, есть региональная поддержка.
В аграрном бизнесе Ростовской области же виноделие теряется на фоне огромных оборотов зерновых компаний, инвестиции же в винные проекты - точечные.
Однако в этом году я увидел позитивные изменения. Мы общались с руководством области, министром сельского хозяйства. Есть понимание, что ситуацию нужно менять. То, что в региональном минсельхозе данное направление теперь выделено в особую статью - первый шаг на правильном пути.
Дон действительно уникален: и автохтонными сортами, и людьми, и их отношением к делу. Но чтобы Ростовская область стала по-настоящему винным регионом, нужно учесть несколько важных факторов.
Сразу сделаю оговорку. Климат и особенности укрывной агротехники делают виноградарство на Дону более затратным, чем на Кубани. Но за счет более высокого качества и уникальности донских сортов эту разницу можно нивелировать, это не главная проблема. Процесс тормозят другие причины.
Когда мы говорим о возможности расширять площади под автохтонными сортами, речь заходит о саженцах винограда. Где их взять? Все держится на частной инициативе энтузиастов.
Есть и другие сложности. Нехватка кадров - уже общая проблема. Нужны квалифицированные агрономы, новые подходы к защите виноградников от болезней. В этом сезоне необычно высокая для Дона влажность. Что мы получили? Грибковые болезни, к которым многие оказались не готовы и потеряли часть урожая. Это системные вопросы, которые требуют участия науки и поддержки властей.
Конечно, успешность бизнеса всегда упирается в спрос. Больше всего меня удивляет полное отсутствие внимания к собственному продукту в самом Ростове. В Краснодаре в любом ресторане минимум 50 процентов винной карты будет занимать местное вино, в Крыму - почти 100. Ростов - ресторанная столица юга, большую часть качественного донского вина могли бы выпивать здесь. Где донское вино? Нет его в картах. Это очень странно, потому что в Бордо, например, никто не поставит на стол Бургундию, и наоборот. Каждый продвигает свой маленький регион.
Местные рестораторы на вопрос, почему так получается, отвечают: людям неинтересно, они не хотят. Так не бывает, чтобы не хотели попробовать местное. Просто им не предлагают.
Гостям нужно рассказывать о местных изюминках. Объяснять, показывать, возить по винодельням. Благодаря уникальным терруарам на Дону действительно есть очень хорошее автохтонное вино. Да и каберне совиньон здесь тоже можно сделать на отличном уровне. Есть местная гастрономия, интересные сочетания.
Есть все для того, чтобы с гордостью ставить наш продукт на стол. Но этого не происходит. Такое ощущение, что сегодня в Москве или Санкт-Петербурге проще найти ростовское вино.
На Дону не так много виноделен. Нет массового дешевого продукта, большинство выпускают действительно качественный. Я проехал весь регион, побывал на 11 винодельнях от мала до велика, и знаю, о чем говорю. Дон - это самобытное вино, реальная, непридуманная история родины русского игристого. И при этом полное отсутствие донского бренда. Почему на Кубани говорят: "Кубанское вино - гордость России", а на Дону молчат в тряпочку? Над тем, чтобы сделать бренд "Долины Дона" узнаваемым, должны работать вместе бизнес и правительство. Чтобы человек, который увидел такое вино на полке, сразу понимал: перед ним высокое качество.
Безусловно, нужен комплексный подход к туризму. Во время прошлогодней поездки для меня стало шоком, что на некоторых объектах элементарной инфраструктуры для приема гостей нет. Правда, за год все исправили, теперь хотя бы нормальные туалеты есть. Это ведь тоже часть имиджа региона.
Нужны и правильные амбассадоры. Чтобы была возможность проехать по Дону с квалифицированным гидом. Большая проблема, и не только на Дону, когда людей по винодельням возят экскурсоводы, которые непонятно что рассказывают, несут какую-то отсебятину. Нет знаний о регионе, нет четкого понимания, какую информацию доносить до потребителя.
Должна быть разработана методичка для гидов, где расписана самая "вкусная" и достоверная информация об истории, традициях и вине.
Ну и, конечно же, Дону нужны винные фестивали. Если не раз в месяц, то хотя бы раз в квартал, например, день красностопа, день цимлянского игристого, день донского вина.
Многие соотечественники ездили за границу и видели, как в маленьких винодельческих городках на выходных перекрывают улицы и устраивают потрясающие ярмарки, где можно все попробовать и прекрасно отдохнуть. Всем нравится, и нужно переносить к нам эти традиции. Первый опыт в прошлом году на "Табачке" был неплохой, надо его продолжать.
И скажу еще об одной проблеме, которая пока не всем очевидна, но обязательно ударит по имиджу виноделия Дона, если ею прямо сейчас не заняться. Это незаконная продажа вина, произведенного без лицензии. Все небольшие фермерские винодельни надо легализовать. Вы можете производить вино для себя - пожалуйста, но если делаете продукт на продажу, то нужна лицензия. Несколько лет назад в Краснодарском крае буквально в течение нескольких дней было возбуждено порядка 12 - 13 уголовных дел. Пострадали и те, кто действительно делал и делает неплохой продукт. Но сейчас на Кубани настоящий бум фермерского виноделия. Десятки новых лицензий, новых имен. Люди вышли из тени, получили субсидирование, выход на официальные винные ярмарки по всей стране, на которых продаются десятки тысяч бутылок.
Правительство РФ максимально облегчило легализацию, сделало ее простой и недорогой. Сегодня, чтобы открыть маленькую винодельню, достаточно зарегистрировать КФХ, стоимость лицензии - 65 тысяч рублей. Не 800, как было раньше. Плюс к этому сразу идет огромное количество привилегий, которые помогут укрепить бизнес.
Конечно, все это потребует определенных усилий со стороны предпринимателей и власти. Но другого пути нет.