В гибели «Локомотива» не нашлось обвиняемых

Главное следственное управление Следственного комитета России (ГСУ СКР) вынесло постановление о прекращении уголовного дела по факту крушения самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту в сентябре 2011 года. Подозреваемыми в деле проходили погибшие пилоты и бортмеханик разбившегося самолета, обвинение никому не было предъявлено. Единственным осужденным за гибель хоккеистов является бывший заместитель гендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев, чье уголовное дело было выделено в отдельное производство. Родственники погибших игроков не верят ни в его вину, ни в вину экипажа.

В гибели «Локомотива» не нашлось обвиняемых
© Вячеслав Юрасов / Коммерсантъ

О прекращении уголовного дела и уголовного преследования пилотов и бортмеханика разбившегося в 2011 году Як-42 с хоккеистами «Локомотива» на борту “Ъ” рассказал адвокат Александр Захарьин, представляющий интересы потерпевших.

«В среду я узнал, что следствие вынесло постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении пилотов в связи с их смертью»,— пояснил господин Захарьин.

Уголовное дело было возбуждено в день авиакатастрофы, 7 сентября 2011 года, по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), подозреваемыми по нему проходили командир экипажа самолета Андрей Соломенцев, второй пилот Игорь Жевелов и бортмеханик Сергей Журавлев.

Адвокат уточнил, что ГСУ СКР расследовало уголовное дело в полном объеме и закрыло его в связи с гибелью экипажа. Их родственники долгое время не соглашались с выводами предварительного следствия, но потом все-таки пришли к выводу о том, что лучше прекратить разбирательство по не реабилитирующим их обстоятельствам.

Из этих материалов впоследствии в отдельное производство было выделено уголовное дело бывшего заместителя генерального директора авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева. 23 сентября Ярославский районный суд признал его виновным и приговорил к пяти годам колонии-поселения за то, что он допустил к полету неподготовленный экипаж. В тот же день господин Тимофеев был освобожден от отбывания наказания по амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, судимость с него сняли. Сам обвиняемый отвергал свою причастность к гибели хоккеистов, не верили в его вину и родственники погибших.

В то, что самолет мог разбиться по вине пилотов, потерпевшие также не верят. Отец бывшего капитана «Локомотива» Ивана Ткаченко Леонид Владимирович заявил “Ъ”, что «закрыли дело, и слава богу». «Я не думаю, что там пилоты виноваты. Если истина и вскроется об авиакатастрофе, то не при нашей жизни. А гадать на кофейной гуще я не хочу, потому что у меня нет фактов»,— отметил он. Обжаловать решение СКР потерпевшие не собираются.

Як-42 с ХК «Локомотив» на борту разбился 7 сентября 2011 года при вылете из ярославского аэропорта Туношна. В результате погибли 44 человека, включая хоккеистов основного состава команды и тренерский штаб. Выжил в авиакатастрофе только бортинженер Александр Сизов. Следствие и суд, основываясь на выводах Межгосударственного авиационного комитета, пришли к выводу, что непосредственной причиной крушения самолета стало неосознанное нажатие тормозных педалей пилотами. В результате машина не смогла взлететь, выкатилась за пределы взлетной полосы и рухнула в русле реки Туношонки. Вадим Тимофеев, отвечавший за подготовку экипажа, стал первым в российской следственной практике должностным лицом, ответившим за авиакатастрофу, находясь в момент крушения самолета на земле.